Храмы античных государств северного Причерноморья
Надо полагать, что культовые постройки сооружались греческими переселенцами с самого раннего периода их обоснования на новых местах. Сначала это могли быть алтари и небольшие святилища, которые в дальнейшем заменялись монументальными ордерными храмами. Греческие авторы и надписи свидетельствуют о существовании многих святилищ и храмов в Северном Причерноморье. Однако они дошли до нас далеко не все. Остатки раннего храма открыты в Пантикапее. Это был монументальный храм ионического ордера (рис. 18), сооруженный из известняка во 2-й половине VI — начале V в. до н.э. Комплекс святилищ VI—V вв. до н.э. и эллинистического времени, посвященных Деметре и другим богам, находился в Нимфее. К IV—III вв. до н.э. относится небольшой храм в антах, расположенный на вершине холма в окрестностях Фанагории. На восточной окраине Кеп находилось небольшое святилище Афродиты II в. до н.э. — храм в антах со статуей богини (рис. 19).
18. Пантикапей. Храм ионийского ордера, 2-я половина VI—V в. до н.э. База | 19. Кепы. Святилище Афродиты (храм в антах), II в. до н.э. Мраморная статуя Афродиты и план |
Большой интерес представляет священный участок — теменос в Ольвии, который интенсивно исследуется в последнее время. Он находился в Верхнем городе, примыкая к северной части агоры. Теменос существовал с VI в. до н.э. до конца II в. до н.э. На этом участке располагались храмы Аполлона Дельфиния, Зевса, стояли алтари (рис. 20), статуи, высеченные на мраморных плитах декреты, находились небольшие культовые здания, а также мастерские (бронзолитейная, керамическая), обслуживающие храмы. На территории теменоса имелись водоемы и целая система водостоков, являющихся образцом высокого инженерно-строительного искусства. Теменос был обнесен стенами, из которых западная и южная во 2-й половине IV в. до н.э. были заменены стоями.
20. Ольвия: а — план теменоса; б — алтарь из теменоса; в — мраморная трехфасадная капитель — подставка под треножник; г — два варианта реконструкции плана храма Зевса, III в. до н.э.; д — реконструкция южного фасада храма Аполлона Дельфинин, V в. до н.э. | |
История строительства теменоса длительная и сложная. Многократные перестройки храмов, алтарей и других сооружений делают трудной реконструкцию архитектурного комплекса священного участка в каждый период. О теменосе VI в. до н.э. известно мало. Постройки этого времени оказались сильно испорченными строительными работами V и IV вв. до н.э.
От строительного периода V в. до н.э. сохранились остатки храма Аполлона Дельфиния, который восстанавливается как храм в антах ионического характера с двумя стоявшими в портике деревянными колоннами с терракотовыми раскрашенными капителями. Размеры храма 15X7 м, его материал — известняк. С западной стороны храма находились алтари и священные деревья, обнесенные низкой каменной оградой. Пространство к югу от святилища Аполлона было замощено известняковой крошкой и щебнем. Вдоль дорожек стояли статуи и плиты с декретами. В 1-й половине V в. до н.э. к югу от храма был сооружен монументальный алтарь из хорошо обработанных известняковых плит.
Во 2-й половине IV в. до н.э. была предпринята большая перестройка теменоса. Пришедшие в ветхость старые храмы были заменены более монументальными. Улучшен весь архитектурный ансамбль участка. Перестроенный храм Аполлона Дельфиния представлял собой периптер размером 30X16 м. От постройки сохранились только мощные, выполненные в многослойной кладке, субструкции. Западным обрамлением участка служила стоя, решенная в упрощенном дорическом ордере. На месте ограды, отделявшей агору от теменоса, была построена монументальная стоя. Длина стой достигала 45 м. Внутри стоя была расчленена продольным рядом из девяти колонн ионического ордера диаметром до 1 м с интерколумниями 4,16 м. Под каждую колонну были подведены субструкции из чередующихся слоев леса и золотистой земли. В начале III в. до н.э. в северо-западной части теменоса был воздвигнут антовый храм Зевса с двумя или четырьмя Дорическими колоннами по фасаду. Храм размером 16X8 м, стоявший на подии, был сооружен из светло-серого известняка. Его мощные слоистые субструкции шириной до 2,5 м (по восточной стороне) местами достигали 5 м толщины. В это же время каменный алтарь V в. до н.э. был заменен мраморным, также подвергались переделке другие памятники, некоторые из них были уничтожены (например, каменный водоем III в. до н.э.).
Архитектурный ансамбль теменоса в Ольвии является пока уникальным памятником культового зодчества эпохи эллинизма в Северном Причерноморье.
22. Горгиппия. Архитектурные фрагменты. Мраморные фрагмент кессона потолка и архитрав храма, первые века н.э. | 21. Пантикапей. Здание, посвященное царю Аспуру, 23 г. н.э. Реконструкция фасада. Надгробие, II в. до н.э. Монета с изображением пятиколонного здания, середина II в. н.э. |
Культовое строительство продолжалось и в первые века н.э. В Ольвии сооружается мраморный ионического ордера храм Аполлона Простата. В Пантикапее в 63 г. было построено святилище, или храм дорического ордера, с пятью колоннами по фасаду, с посвятительной надписью царю Аспуру на антаблементе (рис. 21). В пятиколонном решении фасада проявился известный консерватизм пантикапейских архитекторов. Изображения пятиколонных портиков, видимо, принятых в архитектуре Боспора, встречаются на пантикапейских надгробиях II в. до н.э. и на боспорских монетах середины I в. (рис. 22). Особенно интересны последние, поскольку на них воспроизведен пантикапейский Капитолий. Храм стоял на пятиступенчатом основании и имел, по-видимому, пятиколонный ионический портик. Здание обращает на себя внимание также довольно крутым скатом крыши.
О монументальности некоторых храмов первых веков н.э., построенных вне столицы Боспора, можно судить по мраморному антаблементу ионического или коринфского ордера и обломку мраморного кессона потолка с изображением Медузы, найденных недалеко от Горгиппии (в станице Нетухейской).
Глава «Храмы» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: Я.Я. Сорокина (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий