Зрелищные сооружения Римской империи

Театры. Театр Марцелла. Театр в Остии. Театр в Араузио. Театр в Аспенде. Арена в Лютеции. Одеоны. Амфитеатры. Амфитеатр в Вероне. Амфитеатр в Поле. Колизей. Амфитеатр в Путеолах. Амфитеатр Немауза. Амфитеатр в Арелате. Циркус Максимус. Цирк Максенция.


Особого размаха строительство зрелищных сооружений достигло в период империи. Не жалея средств на пышные зрелища, императоры тем самым, с одной стороны, укрепляли свое положение, привлекая к себе симпатии толпы, с другой — отвлекали массы от сложных проблем внутренней жизни государства. Лозунг «Хлеба и зрелищ» успешно проводился и во внешней политике Рима. Основывая колонии в провинциях, римляне всюду строили наряду с храмами, форумами и термами амфитеатры и театры. Эти последние сыграли важную роль в романизации провинций, особенно западных — Галлии и Британии. Не случайно в первые века империи в провинциях строилось больше зрелищных сооружений, чем в Италии.

В зависимости от характера представлений существовали разные зрелищные сооружения — театры, одеоны, амфитеатры и цирки. В основных чертах их типы сложились при республике, но полного расцвета достигли в императорскую эпоху.

Театры. Наибольший интерес к театральным представлениям в Италии проявлялся во 2-й половине I в. до н. э. при Августе и позже при Домициане, когда были построены многие театры. Все они сооружались на субструкциях, хотя большинство из них в разной степени использовало также склон холма для передачи на него давления театрона. В этих театрах главным фасадом была наружная стена сцены. В театрах, выстроенных на равнине, главным иногда являлся полукруглый фасад здания. К театрам этого времени редко пристраивались криптопортики, поэтому их функции крытых фойе перешли к галереям, обходившим снаружи полукружие театра и перекрытых цилиндрическими сводами. В прислоненных к холму театрах эти галереи частично открывались аркадами (на боковых сторонах, не соприкасающихся с холмом), а частично переходили в сводчатый коридор, ограниченный извне подпорной стеной холма. Публика попадала из одного яруса в другой посредством лестниц между субструкциями, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал. Внутри театр обычно состоял из. трех ярусов мраморных ступеней, каждый из которых поднимался круче предыдущего. Театрон старались располагать на северной стороне холма, что создавало естественную затененность мест зрителей. Поверху проходила галерея, соединявшая театр со сценой. Зрительный зал затенялся также веларием — огромным ярким тентом на канатах, веером расходящихся от полукольца над орхестрой. Полукольцо и внешние концы канатов привязывались к стойкам, укрепленным с помощью консолей по верху стен здания (рис. 112).

Архитектура Древнего Рима. Схема устройства велария
112. Схема устройства велария
Архитектура Древнего Рима. Театры, включающие храмик: современный вид портика храмика Лептис Магны
113. Театры, включающие храмик: 1 — современный вид портика храмика Лептис Магны; 2 — план храмика театра Лептис Магны; 3 — план театра во Вьенне (Галлия)
Архитектура Древнего Рима. Театры, включающие храмик: план храмика театра Лептис Магны; план театра во Вьенне (Галлия)

В некоторых театрах — в Кассино, Сепино, на вилле Адриана (Италия) во Вьенне в Галлии, Лептис Магне в Северной Африке (рис. 113) — на верхнем ярусе по центральной оси здания располагался храмик, иногда выступавший за линию фасада. Другие театры (в Остии, Августе Тавринов, Либурно) кроме обычных входов по бокам от сцены имели третий вход, прорезавший театрон по центральной оси. Еще одной особенностью театральных зданий были бассейны орхестры, обнаруженные в Большом театре Помпей (3,9 X 5,9 м, глубиной 1,65 м), в театрах в Корольо (рис. 114), на Позилиппо, во Вьенне и др. Они предназначались как для мимических представлений в воде (миф о Геро и Леандре и др.), так и для разбрызгивания благовоний.

Архитектура Древнего Рима. Театры с бассейном на орхестре: 1 - план театра в Корольо, I в. н.э.; 2 - орхестра Большого театра в Помпеях, I в. до н.э. - I в. н.э. Архитектура Древнего Рима. Театры с бассейном на орхестре
114. Театры с бассейном на орхестре: 1 - план театра в Корольо, I в. н.э.; 2 - орхестра Большого театра в Помпеях, I в. до н.э. - I в. н.э.
Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Большой театр. Три стадии развития сцены
115. Помпеи. Большой театр. Три стадии развития сцены

Сцена — наиболее подвергавшийся изменениям элемент римского театра. Это узкое здание (или стена) с квадратными пристройками по концам, внутри которых имелись комнаты актеров и кладовые для реквизита. Примыкавшие к концам сценического здания галереи обходов и места над входами объединяли сцену с театроном. Расчлененный несколькими рядами ниш и колонн внутренний фасад сцены образовывал фон для действия, которое разыгрывалось на приподнятой площадке перед ней. Сцену скрывал занавес, опускавшийся к началу представления в специальное углубление перед рампой. Деревянная крыша на консолях над сценической площадкой, наклоненная к стене, отводила осадки посредством сквозных желобов в ее толще, выходивших на фасад. Полагают, что вначале сцены имели прямоугольные в плане очертания и что такими были до перестройки сцена театра в Остии и первая из трех сцен Большого театра Помпей (рис. 115). Затем плоскость внутренней стены сцены стала члениться нишами, из которых полукруглая центральная все больше выделялась, расширяясь и выдвигаясь вперед, фланкируемая прямоугольными нишами меньших размеров.

В глубине центральной ниши помещалась статуя императора. Сцены этого рода с сильным выделением центра были распространены в Италии (театры Вероны, Игувиума, совр. Губбио, Ференто и др.) и во всей западной части римского мира — от северной Африки до Британии.

Сцены продолжали перестраиваться и после сокращения во II в. н.э. строительства театров, делаясь все более нарядными, украшенными цветным мрамором и росписями. Статуи и вазы заполняли ниши. Лучковые фронтоны одних ниш чередовались с треугольными и разорванными фронтонами других, создавая пластически насыщенный фон театрального действия.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Театр Марцелла, II в. до н.э. Современный вид. Ордера
116. Рим. Театр Марцелла, II в. до н.э. Современный вид. Ордера. План
Архитектура Древнего Рима. Рим. Театр Марцелла, II в. до н.э. План

В Риме из построенных при империи театров сохранились лишь остатки театра Марцелла (II в. до н.э.) — 16 арок фасада на высоту двух этажей (рис. 116). Это был второй по величине театр города. Он имел диаметр 130 м, сцену длиной около 90 м и вмещал 11 тыс. зрителей. Расположенный на ровном участке Марсова поля театр был целиком построен на субструкциях, опиравшихся на бетонные фундаменты толщиной 6,35 м, почва под которыми была укреплена сваями. Несохранившаяся сцена с полукруглыми боковыми пристройками выходила на Тибр. Внутри театра, напротив орхестры, имелось отделанное стуком помещение, считающееся часовней богини Карменты. Свободные пространства между субструкциями использовались как склады и магазины.

К городу театр был обращен своим полукруглым объемом, окруженным тремя ярусами арочных галерей, обрамленных полуколоннами: дорическими внизу, ионическими и коринфскими в следующих ярусах. Эта схема расположения ордеров на криволинейном фасаде, установившаяся здесь впервые, была затем принята во всех зрелищных сооружениях. В этом раннем сооружении ордер еще доминировал в архитектурной композиции, так как пролеты арок были относительно узки (их высота в 2,5 раза превосходила ширину) и строй близко поставленных полуколонн (с расстоянием осей в четыре диаметра) преобладал на фасаде. Дорические полуколонны не имели здесь пьедесталов, а пьедесталы ионического ордера были лишены не видных снизу профилей. Стволы колонн — гладкие, из травертина, что стало характерным в последующих зданиях этого рода. По своим пропорциям и ясно прорисованным деталям полуколонны театра Марцелла еще близки к каноническим образцам и являлись классическими римскими вариантами ордеров. Узкие арки и вертикали тесно поставленных полуколонн сообщали стройность массивному полукружию, а расположение квадров травертиновой облицовки, последовательно уменьшающихся по высоте в каждом ярусе, зрительно создавало иллюзию большей, чем в действительности, высоты здания.

Архитектура Древнего Рима. Остия. Театр, I—II вв. н.э. Субструкции Архитектура Древнего Рима. Остия. Театр, I—II вв. н.э. План
Архитектура Древнего Рима. Остия. Театр, I—II вв. н.э. Современный вид портика перед театром
117. Остия. Театр, I—II вв. н.э. Субструкции, современный вид портика перед театром, план

С театром Марцелла во многом сходен построенной одновременно и расширенный во II в. небольшой кирпичный театр в Остии (рис. 117), вмещавший 2700 зрителей. Он тоже целиком опирался на субструкции, имел обращенную к Тибру сцену и полукруглый главный фасад, выходящий на декуманус. В местах, где круглящийся фасад отступал от фронта улицы, линию декумануса закрепляли два полукруглых фонтана по бокам театра. Фасад из 23 осей аркад членился двумя ярусами ионических пилястр и рядом окон наверху. Между субструкциями помещались 4 лестницы, 16 лавок торговцев и 3 входа — центральный и два боковых. Снаружи к сцене примыкала площадь (115X80 м), образованная двойным портиком, вымощенным прекрасными мозаиками с изображением кораблей, дельфинов и т.п. Здесь размещались представительства 63 иностранных городов, торговавших с Римом. Эта окаймленная пиниями площадь с храмом Цереры в центре и статуями именитых граждан совмещала функции форума, недостававшего старому центру города-порта, и театрального фойе.

Архитектура Древнего Рима. Араузио (Оранж, Галлия, Театр, I в. н.э. Вид на сцену Архитектура Древнего Рима. Араузио (Оранж, Галлия, Театр, I в. н.э. Внешний вид
118. Араузио (Оранж, Галлия, Театр, I в. н.э. Вид на сцену, внешний вид, план
Архитектура Древнего Рима. Араузио (Оранж, Галлия, Театр, I в. н.э. План

Среди врезанных в холм театров, главным фасадом которых является наружная стена сцены, лучше других сохранился театр в Араузио (совр. Оранже, Галлия, рис. 118). При диаметре 103 м он вмещал 6 тыс. зрителей. Не отличаясь по структуре от большинства римских театров, он интересен хорошей сохранностью сцены. Эта сцена (западного типа с выдвинутым вперед центром и статуей императора в большой нише над главной дверью. Могучая плоскость фасада (37X103 м) чрезвычайно внушительна. Прорезанная аркадами внизу, со слепой аркатурой в средней зоне, наверху она подчеркнута сильными горизонталями карнизов и двух рядов кронштейнов (опор стоек велария), которые акцентируют ее громадную протяженность. Композиция фасада, разбитого на цокольную, среднюю и венчающую части, четко выявляет тектонику монументальной стены. На фасаде видны следы примыкания крыши пристроенного к нему портика, который предварял смежный с театром гимнасий.

Архитектура Древнего Рима. Аспенд. Театр, II в. н.э. План
119. Аспенд. Театр, II в. н.э. План, реконструкция сцены
Архитектура Древнего Рима. Аспенд. Театр, II в. н.э. Реконструкция сцены

Римский тип театра, который господствовал в западной части империи, помимо Галлии встречался в Испании (Мерида, древняя Августа Эмерита) и в Северной Африке (Джемиля, Дугга, Сабратха, Тимгад). В восточной половине империи ряд эллинистических и более ранних театральных зданий был перестроен по римским принципам (театры в Приене, Эфесе и др.). Многие из сооруженных в это время театров Востока по своему устройству были целиком римскими (например, «главный» театр Петры). Вместе с тем некоторые из них сохраняли черты, роднящие их с греческими театрами (театры в Бостре и Аспенде, рис. 119). Основное отличие их от римского типа заключалось в ином плане орхестры. Если в римском театре орхестра обязательно полукруглая, то в этих театрах она приближается к греческой круглой форме. В связи с этим и несколько иное устройство театрона, боковые крылья которого выступают вперед, охватывая орхестру в большей степени, чем это было принято в римском театре. Сцены в театрах восточного типа обычно не имели резко выраженного центра (театр в Аспенде и др.).

К концу II в. н.э. театральные представления, которые постепенно свелись к пантомимам, окончательно потеряли популярность, вытесненные гладиаторскими играми, дававшими более острые ощущения. Опустевшие театры стали повсеместно приспосабливаться к излюбленному виду зрелищ, в результате чего возникли любопытные гибридные формы театра и амфитеатра.

Эти зрелищные сооружения, сочетавшие черты театра и амфитеатра, имели различное происхождение. Одним из путей их возникновения было приспособление существующих зданий театров для гладиаторских игр. Подобная трансформация имела место в последние века существования Римской империи, когда в связи с варварскими нашествиями резко уменьшилось население городов. Так, в североафриканском городе Цезарея (совр. Шершеле) после его разгрома в 371—372 гг. большой амфитеатр был разрушен. Для сильно уменьшившегося населения вполне хватало помещения старого театра, в котором была уничтожена сценическая площадка, снесены три нижних ряда сидений и орхестра, а место освободившегося таким образом пространства было превращено в арену.

Архитектура Древнего Рима. Лютеция. Арена. План
120. Лютеция. Арена. План

Другой вариант гибридной формы возник в Галлии, где строились рассчитанные сразу на оба вида зрелищ сооружения. Для них характерна так называемая Арена в Лютеции (современный Париж), в которой местом действия была не сценическая площадка, а заглубленная почти круглая арена (58,4x52,2 м), сочетавшаяся со сценой-задником и охваченная с трех сторон обширным театроном (рис. 120).

Одеоны. Это малые театры с упрощенным устройством сцены, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой. Подобно одеону Помпей, полукружие мест для зрителей в них нередко включено в квадратное крытое здание [одеоны Аосты (рис. 121), Неаполя и др.]. Существовали и открытые одеоны, повторявшие в миниатюре театральные здания — одеоны в Катане, Тавромении (совр. Таормине) и Корольо (под Неаполем). Прекрасно сохранился одеон I в. н.э. в Лугдуне (совр. Лионе), расположенный близ театра, — один из самых выдающихся своими размерами (диаметр 73 м, вместимость 3000 мест) и роскошной отделкой. Он имел 16 рядов мраморных ступеней и выложенную разноцветным мрамором орхестру.

Одеоны были распространены во всех провинциях империи. Они обнаружены в Афинах (одеон Иерода Аттика, рис. 122), в Аммане (Палестина), в Эль-Канауат (Аравия), в Карфагене (Африка). Большинство их ничем не отличалось от италийских.

Архитектура Древнего Рима. Августа Претория (Аоста). Одеон, конец I в. до н.э. — I в. н.э. План
121. Августа Претория (Аоста). Одеон, конец I в. до н.э. — I в. н.э. План
Архитектура Древнего Рима. Афины. Одеон Иерода Аттика, 2-я половина II в. н.э. Архитектура Древнего Рима. Рим. Аудитория Мецената, 9—8 гг. до н.э.
122. Афины. Одеон Иерода Аттика, 2-я половина II в. н.э 123. Рим. Аудитория Мецената, 9—8 гг. до н.э.

Здания этого типа, но еще более уменьшенные в размерах, назывались аудиториями. В них выступали с чтением своих произведений философы, риторы, писатели.

Одна из аудиторий обнаружена в Риме (так называемая аудитория Мецената). Помещение имело размер 18,5X19 м, по одной из его сторон имелось полукружие с семью рядами скамей для почетных слушателей. Для остальных устанавливались деревянные переносные сиденья. Аудитория была рассчитана приблизительно на 300 слушателей (рис. 123).

Еще один вариант одеонов встречается) в Северной Африке и Сирии. Лучше всего они исследованы в Дура-Европосе. Это небольшие включенные в храмовые комплексы здания, в которых совершались религиозные представления для членов храмовой общины.

Архитектура Древнего Рима. Макет амфитеатра
124. Макет амфитеатра

Амфитеатры. К середине I в. н.э. установился в своих главных чертах тип римского амфитеатра (рис. 124). Большинство известных амфитеатров было построено в. течение первых двух веков существования империи, причем на территории самой Италии их насчитывалась меньше, чем в восточных и западных провинциях, где они сооружались во всех крупных центрах и при постоянных, военных лагерях. Там, где можно было хотя бы частично использовать, в качестве опоры склон холма, продолжали сооружаться амфитеатры, подобные помпейскому. Но в большинстве амфитеатров, этого времени места для зрителей опирались на субструкции, т.е. на массивные каменные пилоны, перекрытые сводами и соединенные радиальными бетонными стенами. Субструкции в амфитеатрах располагались иначе, чем в театрах. В полукруглых театральных зданиях они были направлены радиально относительно одного геометрического центра. Более сложная форма амфитеатров, которая складывалась из дугообразных отрезков стен разной кривизны обусловила расположение субструкций относительно нескольких геометрических центров (иногда до 12). При этом субструкции вдоль большой оси амфитеатра, особенно в их примыкающих к арене частях раздвигались, давая необходимое пространство для свободного прохода на арену групп гладиаторов и процессий. Таким же образом ставились субструкции и вдоль малой оси здания, освобождая место для парадного подхода к ложам почетных посетителей. Субструкции образовывали жесткую конструктивную систему, на которую опирались ряды ступеней театрона. Театрон поднимался под углом 30° относительно арены и делился на ярусы круговыми обходами и парапетами. На фасаде им более или менее точно соответствовали галереи, сообщавшиеся коридорами с местами для зрителей и служившие в качестве фойе. Галереи были образованы несколькими ярусами пилонов, обходивших здание по периметру и перекрытых сводами, которые выходили аркадами на фасад (большие амфитеатры имели два ряда галерей). Через открытые аркады нижнего яруса публика равномерно заполняла здание и, поднимаясь по лестницам между субструкциями, попадала на свои места. Ступени театрона были разделены отметками на отдельные места, ширина которых в среднем составляла около 38 см. Известно, что в некоторых амфитеатрах снаружи были размечены секторы мест и имелись ограждения для контроля при пропуске толп зрителей.

Большинство амфитеатров имело два яруса, аркады которых оформлялись ордером. Вертикали ордерных членений сообщали протяженному объему сооружения необходимую собранность.

Стволы всех полуколонн в зрелищных сооружениях обычно вытесывались гладкими из твердых пород камня. Ордера в амфитеатрах еще более, чем в театральных зданиях, отходили от канонических образцов, будучи поставлены в зависимость от все возраставшей ширины арочных пролетов, которые они обрамляли. В амфитеатре с равной высотой этажей различия в пропорциях между ордерами стирались, сохранялось лишь различие капителей.

По верху здания проходил аттик, ритмически прорезанный прямоугольными окнами. Крытая галерея за аттиком защищала зрителей верхнего яруса от дождя, а при случае вмещала дополнительное число зрителей. В отверстия кронштейнов карниза аттика вставлялись деревянные стойки. К ним привязывали концы растяжек велария, который в амфитеатрах имел другое устройство, чем в театрах. Составлявшие его основу канаты с одной стороны прикреплялись к кольцу. Перед спектаклем это кольцо клали на арену, расправляли сеть канатов и тянули за рабочие веревки. Привязав наружные концы канатов к стойкам, получали сетку, трапециевидные ячейки которой затягивали полотнищами. Подобная система использовалась и для поднятия механизмов и актеров, когда это требовалось по ходу действия.

В амфитеатрах I в. до н.э. арена представляла собой овальную площадку, покрытую песком и отделенную от театрона подием высотой от 2 до 3 м. Подий предохранял зрителей от опасного соседства с дикими зверями, выпускавшимися во время игр на арену. В нем имелись двери, за которыми гладиатор мог укрыться от разъяренных животных. Помещения для гладиаторов и для животных первоначально размещались вблизи главного выхода на арену, но с начала I в. н.э. они были перенесены под арену.

Подземные помещения под ареной — ипогеи — делились на три типа. Простейшие состояли из двух концентрических галерей (в амфитеатрах Луцерии, Немауза, Сабратхи, Тисдры и др.). К помещениям второго типа добавилось центральное помещение (амфитеатры Сиракуз, Вероны, Полы, Аквинкума и др.). В помещениях третьего типа кольцевые галереи комбинируются с продольными коридорами, занимая все пространство под ареной (Колизей, амфитеатры Капуи, рис. 125) и Путеол (совр. Поццуоли). В ипогеях размещались камеры гладиаторов, клетки животных, кладовые инвентаря и помещения, куда сносили многочисленные трупы убитых во время представления. Легкие деревянные трапы вели из ипогеев на арену.

Архитектура Древнего Рима. Капуя. Ипогеи амфитеатра Архитектура Древнего Рима. Верона. Амфитеатр, начало I в. н.э. Внутренний вид
Архитектура Древнего Рима. Верона. Амфитеатр, начало I в. н.э. Фрагмент внешнего вида

125. Капуя. Ипогеи амфитеатра

126. Верона. Амфитеатр, начало I в. н.э. Внутренний вид, фрагмент внешнего вида

Одним из первых в начале империи был построен амфитеатр в Вероне (рис. 126). Его размер в осях 152,5X123,25 м, арена 75,68X44,39 м. Три последовательно уменьшающихся по высоте яруса ордерных аркад образовывали его фасад. Во втором ярусе мерный ряд одинаковых арок местами прерывался более высокими арками, что обогащало ритм членений фасада. По продольной оси здания располагались два главных входа, выделенных пятью сводчатыми пролетами. От фасада уцелела только часть, зато внутри амфитеатр, рассчитанный на 28 тыс. мест, сохранился хорошо.

Архитектура Древнего Рима. Пола (Далмация). Амфитеатр, I в. до н.э. План Архитектура Древнего Рима. Пола (Далмация). Амфитеатр, I в. до н.э. Вид сверху
127. Пола (Далмация). Амфитеатр, I в. до н.э. План, вид сверху

Несколько меньший амфитеатр в Поле (рис. 127), возникший вскоре после основания там в 30 гг. до н. э. колонии, был расширен в эпоху Клавдия. Его размеры 132,5x105,4 м, арена 70X44,8 м, вместимость 23 тыс. зрителей. На глубине трех метров под его ареной имелось подземное помещение величиной 58X7,85 м, разделенное несущими деревянное перекрытие колоннами и соответствующими им пилястрами. Внутри подия проходил коридор с двенадцатью выходами на арену. Наружная часть амфитеатра почти полностью сохранилась. Она состояла из двух ярусов аркад и аттика с квадратными окнами. Обрамления входов выложены из больших рустованных блоков. Особенностью амфитеатра являются четыре прямоугольных выступа на фасаде, расположенные крестообразно относительно его главных осей. Они поднимаются на всю высоту здания и содержат лестницы. На их верхних площадках находились цистерны с водой, употреблявшейся для нужд гладиаторов и зрителей. Широкие вертикали выступов делали более стройным объем амфитеатра. Подобные формы наметились ранее в амфитеатре в Луцерии, но там их было по четыре в каждом секторе фасада и они лишь слегка выдавались из его плоскости.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Колизей, 80 г. н.э. Современный вид
128. Рим. Колизей, 80 г. н.э. Современный вид
Архитектура Древнего Рима. Рим. Колизей, 80 г. н.э. План
129. Колизей. План, фрагмент фасада, разрез
Архитектура Древнего Рима. Рим. Колизей. Фрагмент фасада, разрез
Архитектура Древнего Рима. Рим. Колизей. Внутренний вид
130. Колизей. Внутренний вид, конструкции
Архитектура Древнего Рима. Рим. Колизей. Конструкции

В течение I в. н.э. в Италии и провинциях было вновь построено и реконструировано множество амфитеатров. Самым значительным из них был амфитеатр Флавиев в Риме — Колизей (рис. 128—130). Он был заложен в 75 г. н. э. Веспасианом, а торжественное открытие его произошло в 80 г. н.э. при Тите, хотя работы по окончательному завершению здания продолжались и позже.

Видимо, при Веспасиане существовал проект четырехэтажного здания, но поскольку работы затянулись, престарелый император дал указание о сокращении числа этажей; первоначально здание было выполнено как трехэтажное, в таком виде торжественно открыто, и только после этого началась достройка намеченного ранее четвертого этажа.

Самый совершенный по конструкции и форме в ряду римских амфитеатров, Колизей в наиболее законченном виде воплотил основные черты этого типа сооружений. Амфитеатр Флавиев также самый большой по размерам — его продольная ось 187,77 м *, поперечная — 155,64 м, вместимость — от 45 до 50 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса, величину 85x53 м и была ограничена очень высоким подием (4 м). Первые несколько лет, до постройки под ареной густой сети ипогеев, она на время представлений затоплялась водой и там устраивались морские сражения — навмахии. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подии, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

* По подсчетам А. Модона (A. Modona. Gli edifici teatrale greci e romani Firenze, 1961, p. 251) средние размеры римских амфитеатров 130x120 м.

Согласно наиболее признанной реконструкции, за подием поднимались три открытых яруса мест для зрителей и четвертый ярус под крытой колоннадой. Чашу амфитеатра окаймлял карниз со стойками для укрепления огромного велария.

Опорой мест для зрителей и переходов является жесткий конструктивный каркас. Его основу составляли 560 мощных пилонов из травертина, несущих цилиндрические и крестовые бетонные своды и в радиальном направлении связанные бетонными стенами, облицованными туфом. Бетонное ядро Колизея содержит много кирпичных арок, которые работают как разгрузочные в стенах и образуют каркас сводов. Радиальные стены образовали 80 пространственных ячеек, объединенных внутренними кольцевыми коридорами и наружными галереями и имевших каждая свой вход и систему лестниц и переходов. Благодаря этому масса зрителей сразу разбивалась на отдельные потоки (на каждый вход приходилось около 600 человек), которые не пересекались и легко ориентировались внутри.

Конструкция Колизея предельно рациональна и экономична: она потребовала минимального расхода строительных материалов и обеспечила наибольшие удобства для использования амфитеатра как зрителями, так и участниками представлений.

Огромные размеры Колизея и его высота (48,5 м) усложняли и без того трудную задачу решения фасада криволинейного здания. Зодчие Колизея не пошли по пути расчленения громады здания введением выступов башенного типа, примененных ранее в амфитеатрах Луцерии и Полы. Напротив, они акцентировали его овальный объем, повторяющий очертания арены, многократным повторением ордерных аркад, которые рядами обходят сооружение.

Фасад амфитеатра Флавиев членится тремя ярусами аркад и вышележащим ярусом, прорезанным небольшими прямоугольными окнами, которые чередовались с бронзовыми декоративными щитами. По традиции, идущей от театра Марцелла, тосканскому ордеру полуколонн первого яруса соответствует ионический ордер второго и коринфский — третьего яруса. В четвертом ярусе место полуколонн заняли коринфские пилястры. В арочных пролетах двух средних ярусов на низких парапетах стояли статуи, придавая аркам вид оконных проемов в отличие от простых входов внизу и создавая праздничное ощущение. Тем самым возникало различное смысловое и эмоциональное восприятие ярусов амфитеатра, которое сразу лишало однообразия его огромную массу. В последнем ярусе, опираясь на кронштейны над уровнем окон, проходил ряд стройных мачт велария, концы которых рисовались на фоне неба. Этот легкий узор поверх почти глухой стены смягчал впечатление давящей тяжести, которое должен был производить самый высокий из ярусов, и создавал естественный переход от венчающих горизонталей Колизея к воздушной среде.

Пропорции ярусов Колизея создают у зрителя двойственное впечатление. Нарастание ярусов снизу вверх вызывает представление о колоссальной высоте амфитеатра и усиливает ощущение его грандиозности. Однако это впечатление умеряется, когда зритель замечает убывание по высоте в отношениях «золотого сечения» ряда членений: арочных пролетов средних ярусов относительно нижнего и высоты трех верхних членений четвертого яруса. Ордер играет значительную роль в композиции фасада. Выступы полуколонн и пилястр, их пьедесталов и антаблементов выгодно изменили фактуру огромной поверхности Колизея, придали ей рельефность, вызвали игру светотени, оживившую статичную массу стены. Стройные ордерные членения, зрительно облегчая фасад, в то же время приводят его к соизмеримому с человеческой фигурой масштабу. Ордерные рамки вокруг каждой арки, слагающиеся в сетку из близких по размеру ячеек, позволяют стоящему у подножия Колизея зрителю сразу «отсчитать» и высоту, и ширину здания, оценить их величину в сопоставлении с его собственной фигурой и проникнуться ощущением гигантского масштаба этого величественного сооружения. В то же время плавное удаление аркад фасада в глубину, лишь слегка тормозящееся выступами входных порталов по малой оси амфитеатра, непрерывный мерный ритм ярусов аркад, протяженность поясов стены средних ярусов и четкие линии их карнизов сильнее выявляют округлость формы здания. Она еще более подчеркивается широким, объединяющим все элементы здания кольцом стены завершающего яруса, увенчанного сильно вынесенным карнизом. Архитектурная выразительность овального объема Колизея достигнута преобладанием его горизонтальных членений над вертикальными, которые не вступают с ними в противоречия, но придают сооружению необходимую стройность. Осознание этой выразительности замкнутой круговой аркады привело к тому, что: в строительстве более поздних, чем Колизей, амфитеатров уже не встречается попыток усилить вертикальные членения фасада здания, как это было в Луцерии, Вероне и Поле.

В этом крупнейшем амфитеатре столицы Римской империи с особой ясностью проявился своеобразный характер восприятия римлянами их излюбленного вида зрелищ. Каждый из десятков тысяч зрителей, приходивших в амфитеатр, видел со своего места всю массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченной одним настроением и наслаждавшейся кровавым представлением, которое давалось императором или одним из высших магистратов Рима. Лозунг «Хлеба и зрелищ» воплощался здесь в жизнь с истинно римским размахом, зрелище обрамлялось великолепной архитектурной рамкой, вызывавшей именно те чувства и настроения у зрителей, которые были нужны императорскому правительству: сознание праздничности происходящего, доступности его для огромного числа свободных граждан Рима, их слияния в единую массу, противостоящую людям на арене — рабам-гладиаторам, умирающим им на потеху. Наконец, огромная спокойная незыблемая масса Колизея служила как бы символом незыблемости того строя, который давал этот праздник римской толпе.

Рядом с Колизеем (как зачастую и при других амфитеатрах) находилась гладиаторская школа. Ядром школы являлся прямоугольный двор, окруженный портиками, в которые выходили комнаты гладиаторов и разного рода специальные помещения. В центре двора была арена, в миниатюре воспроизводившая арену Колизея, где гладиаторы тренировались перед играми.

Архитектура Древнего Рима. Путеолы (Поццуоли). Амфитеатр, конец I в. н. э. Разрез, план 131. Путеолы (Поццуоли). Амфитеатр, конец I в. н. э. Разрез, план, нижние коридоры
Архитектура Древнего Рима. Путеолы (Поццуоли). Амфитеатр, конец I в. н. э. Нижние коридоры

Одним из самых интересных был амфитеатр в Путеолах, воздвигнутый в конце I в. н.э. (рис. 131). Он не сохранил фасада, но уцелевшие остатки позволяют судить о его внутреннем устройстве. Амфитеатр в Путеолах был приспособлен для навмахий и оснащен специальной системой водозабора и водосброса, которая позволяла также производить после представлений регулярную промывку всего здания, включая и подземелья под ареной, особенно нуждавшиеся в очистке из-за постоянно содержавшихся там животных. Кроме, того, гидравлическое устройство служило и для отвода влаги, скоплявшейся под ареной после дождей. Здание было сооружено из бетона, облицованного ретикулатом с кирпичными прослойками. Доступ на арену (размером 72Х 42 м) открывали четыре трехпролетных сводчатых входа, которые располагались по обеим осям сооружения, достигавшего 149 м в длину и 116 м в ширину. Кроме длинного рва в центре, крыша которого служила иногда сценической площадкой, арена имела целый ряд подземных сводчатых галерей. По их сторонам находилось около 80 помещений, облицованных кирпичом. Многие из них выходили на арену квадратными люками. Особенностью амфитеатра была небольшая часовня с апсидой, находившаяся вблизи кольцевого коридора в южной части здания. Она предназначалась для гладиаторов, выход которых на арену часто кончался смертью.

Амфитеатр в Капуе был одним из крупнейших в Италии после Колизея. Построенный в середине I в. н.э., он подвергся перестройке при Адриане, достигнув в осях 167X137 м. Арена (76,12x58 м) имела семь параллельных подземных галерей, занимавших всю площадь под ней. Подобно Колизею, фасад был образован тремя ярусами аркад и глухим аттиком, расчлененным лезенами. Тосканский ордер, употребленный здесь на всем фасаде в виде полуколонн внизу и в виде пилястр в среднем и верхнем ярусах, придал зданию суровое единообразие. Тём более нарядными казались скульптурные бюсты богов на замковых камнях арок нижней галереи, которые смягчили и обогатили строгий фасад амфитеатра в Капуе.

Амфитеатры, строившиеся римлянами вне Италии, в (частности в соседней Галлии, в большинстве своем повторяют тот же тип, но в более простом варианте.

Архитектура Древнего Рима. Немауз (Ним, Галлия). Амфитеатр, I в. н.э.
132. Немауз (Ним, Галлия). Амфитеатр, I в. н.э.

Два главных амфитеатра Галлии — в Немаузе и Арелате — были сооружены в I в. или в начале II в. н.э. Амфитеатр Немауза но величине немногим уступает италийским: 133,4X101,4 м. Его арена имела лишь одну подземную галерею. Фасад сохранил два этажа тосканских ордерных аркад и основание аттика (рис. 132). Главный вход выделен более широкими пролетами арок и фронтоном, опирающимся на консоли, украшенные букраниями. На аттике над входом была установлена квадрига.

Архитектура Древнего Рима. Арелат (Арль, Галлия). Амфитеатр и театр, I в. — начало II в. н.э.
133. Арелат (Арль, Галлия). Амфитеатр и театр, I в. — начало II в. н.э.

Амфитеатр в Арелате, немного превышавший его по величине, вмещал 20 тыс. зрителей. Арена была лишена подземных помещений. Нижний этаж наружной галереи имел не сводчатое, а плоское перекрытие из каменных плит, что являлось архаизмом. На двухъярусном фасаде тосканский ордер внизу сочетался с коринфским ордером наверху (рис. 133).

Амфитеатры, возводившиеся в других римских провинциях, по своему устройству не отличались от италийских и галльских. Всего на территории Римской империи их зафиксировано около 200. Во многих городах, особенно маленьких, даже в позднее время продолжали строить амфитеатры (обычно типа помпейского).

Цирки. Римские цирки в целом мало сохранились. Из четырех цирков столицы — Большого, Фламиниева, Калигулы в Ватикане и стадия Домициана на Марсовом поле — ни один до нас не дошел. Наиболее популярен был Большой цирк (Циркус Максимус), ныне почти бесследно исчезнувший. В середине II в. он вмещал минимум 140 и максимум 385 тыс. зрителей. Этот цирк, возникший в IV в. до н.э., постоянно обновляли, расширяли и украшали все императоры. Во II в. при Траяне он был перестроен в последний раз, достигнув 600 м в длину (с ареной размером 568X80 м). На северной оконечности сильно вытянутого в плане цирка находились 12 фланкированных башнями загонов для лошадей. Над загонами помещалась трибуна магистрата, открывавшего состязание.

Поле цирка было разделено по продольной оси так называемой спиной — низкой стенкой, вокруг которой происходили бега, скачки или состязания на колесницах. Спина Большого цирка имела длину 344 м. На ней были воздвигнуты колонны со статуями Виктории, обелиски и находились трофеи.

Ступени зрительских мест опирались на субструкции. Фасад был облицован частично кирпичом, частично мрамором и членился двумя (или тремя) ярусами аркад. При постройке дворца Флавиев над цирком, на кромке Палатина, была устроена императорская ложа, широкое полукружие которой архитектурно завершило крутой склон холма и придало законченность этой части городского ансамбля.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Аппиева дорога. Цирк Максенция. План
134. Рим. Аппиева дорога. Цирк Максенция. План

Единственный из сохранившихся цирков — это цирк Максенция (312 г.) близ мавзолея Ромула на Аппиевой дороге (рис. 134). Ориентированный с востока на запад, он сильно вытянут в длину — 482X Х79 м. На восточном его конце находились триумфальные ворота, через которые появлялся победитель, а на западном, по сторонам от входа, было по шесть загонов для лошадей. Десять рядов ступеней на облицованных кирпичом бетонных субструкциях могли принять 15 тыс. зрителей. Интересны особенности плана, кое-где отклоняющегося в силу необходимости от геометрически правильной формы. Так, загоны для стартующих коней и колесниц располагались по дуге, чтобы обеспечить равные дистанции для соревнующихся. Спина (длиной 333 м и шириной 7 м), сдвинутая к восточному концу, делила поле на две неравные полосы. Южная, вдоль которой начинались бега, была шире северной, так как участники двигались еще сплошным фронтом и только за поворотом растягивались. Восточный конец спины слегка отклонялся от оси к северу, в направлении движения, облегчая разворот колесниц и всадников. Судейская трибуна на южной стороне цирка со ступенями на арену была приближена к повороту для лучшего наблюдения, а императорская ложа на противоположной стороне располагалась ближе к месту старта и финиша. Архитектурных деталей уцелело мало — фрагменты герм со столбов загонов и обелиск на спине, перевезенный впоследствии Дж.Л. Бернини на площадь Навоны. Первоначально на спине находились эдикулы, фонтаны с дельфинами и росло пальмовое дерево, ветвями которого увенчивали победителей.

Римские театры, амфитеатры и цирки, окончательно сложившиеся и достигшие совершенства в период империи, явились необходимым этапом в последующем развитии зданий этого типа и спустя столетия оказали большое влияние на конструкцию и архитектуру европейских зрелищных сооружений


Глава «Зрелищные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер