Атриумно-перистильные дома Древнего Рима
Усложнившиеся социально-экономические условия жизни в Италии конца I в. до н.э. — I в. н.э. значительно подорвали финансовое положение многих владельцев домусов и привели к вынужденному преобразованию этого традиционного патрицианского типа жилища. С одной стороны, ряд помещений атриумно-перистильных домов приспосабливается под производственные мастерские (сукновальни, красильни, винодельни, маслодельни и т. д.), с другой — острый жилищный голод в городах привел к разделению отдельных частей домусов на мелкие помещения для сдачи их внаем. Этот процесс происходил повсеместно — и в столице, и в мелких городах вроде Помпей и Геркуланума.
Атриумно-перистильные дома состоятельных горожан, еще строившиеся, хотя и сравнительно редко, в этот период, постепенно все более отходили от решений, характерных для II—I вв. до н.э. В помпейских домах этого времени меняются форма и назначение отдельных залов, иногда отсутствует то или другое из традиционных помещений (таблинум, крылья, перистиль); на первое место ставятся требования комфорта, а не забота об архитектурной целостности дома.
Декоративная отделка домусов становится все более пышной. В стенных росписях преобладали сочетания ярких цветов. Снизилось качество выполнения рельефов, скульптуры и стуковых деталей. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и. свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии. Помпейские дома 1в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.
170. Помпеи. Дом Трагического поэта, I в. н.э. Перистиль | 171. Помпеи. Дом Веттиев, I в. н. э. План, деталь росписи |
В одних домах — дом Трагического поэта в Помпеях (рис. 170) — была утрачена строгая правильность плана, симметричность расположения помещений относительно продольной оси и прямолинейность последней. В этом доме главная ось зигзагообразна, так как передняя часть дома, отвечающая направлению улицы, помещена под углом к тосканскому атрию. Ось слегка сдвинутого по отношению к атрию проходного таблинума отклоняется влево, а ось перистиля — вправо. Поэтому, хотя анфиладность и сохраняется, впечатление о доме как о едином комплексе ослабляется. План этого дома не строен и нечетко организован из-за почти полного отсутствия симметрии его частей. Симметричны лишь передние помещения. Но залы с правой стороны атрия, имеющего только одно крыло, не соответствуют своим числом и формой залам левой стороны. В перистиле над левой группой выходящих в него помещений преобладает правая группа с огромным триклинием.
В других домах — дом Веттиев — изменению подвергся атрий: здесь он не имеет таблинума (рис. 171). Место таблинума занял широкий проход, отделенный от перистиля двумя столбами. Упразднение таблинума превратило атрий в простое преддверие перистиля. Это сильно отличает дом Веттиев от аналогичного по плану республиканского дома Фавна, где атрий был парадным центром дома. Здесь им стал перистиль, колонны которого, окрашенные в желтый и голубой цвета, образовали яркое обрамление сада. Статуи, во множестве наполнявшие середину перистиля, оттенялись не только зеленью, но и пестрым фоном колоннад. Дом Веттиев знаменит своими фресками, ценными не только в художественном, но и в историческом отношении. В миниатюрных сценках, в которых действуют амуры и психеи, показаны трудовые процессы многих представителей ремесел и различные сцены быта помпейских горожан. Яркость красок и обилие всякого рода декора в доме Веттиев характерны для интерьера домусов императорского времени.
172. Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н.э. Фрагмент сада, реконструкция |
Любопытно соединение в рамках городского жилища атриумно-перистильного дома с садом, который по своим укрупненным пропорциям и устройству свойствен скорее загородной вилле. В этом отношении характерен дом Лорея Тибуртина в Помпеях (рис. 172). Он состоял из большого атрия и маленького перистиля, стоял на невысокой террасе и был обращен к саду портиком и перголой. Оси дома и сада не совпадали. На краю террасы находился соединенный с перголой нимфей, из которого вытекал ручей, падавший в длинный канал. Обрамленный тенистыми перголами канал пересекал сад. Его берега украшали гермы и статуэтки муз и зверей, отражавшиеся в воде.
173. Геркуланум. Планы домов: 1 — Мозаичного атрия; 2 — Оленей: а — вход; б — атрий; в — сад; г — триклиний; д — экус; е — солярий |
Террасные дома этого времени становились все более похожими на виллы. И в доме Мозаичного атрия и в доме Оленей (рис. 173) в Геркулануме вслед за парадной атриумной частью с экусами идут обширный сад, окруженный криптопортиками, включавшими теплые зимние помещения, и летняя жилая часть, обращенная к морю. Ее центром был триклиний с экусами по сторонам и жилыми комнатами во втором этаже, открытыми морскому воздуху и солнцу. Легкая пергола служила переходом к солярию — широкой террасе над обрывом.
Прогрессирующее разложение типа атриумно-перистильного дома становилось более очевидным. Его формы, отвечавшие образу жизни старой аристократии, не соответствовали претенциозным потребностям новой знати. Торговец или ростовщик старался обширностью жилища и броскостью его отделки дать понять окружающим о своей состоятельности.
Типичным стало богатое жилище, возникшей на основе нескольких старых домусов. Приспособленное к бытовым нуждам владельца, оно было лишено симметрии и архитектурной целостности. В Помпеях к этому роду жилищ принадлежал дом Корнелия Тегета (I в. н.э.). Он имел случайно сложившуюся планировку и богато, но безвкусно оформленный интерьер.
Представление о дальнейшей эволюции домусов дает Остия, где сохранилась городская застройка I—II вв. н.э. В остийских домусах их разложение выражалось главным образом в исчезновении атрия и концентрации жилых помещений вокруг перистильного двора с портиками, имевшими кирпичные столбы вместо колонн и обходную галерею над ними. Постепенно возраставшая этажность подготовила переход от индивидуального дома к многоквартирному дому с двором-колодцем в центре.
174. Остия. Казарма городской охраны, II в. н.э. Реконструкция, план | 175. Остия. Дом Амура и Психеи, III в. н.э. План |
Схема этого здания оказалась очень гибкой, так как позволяла использовать его и для других целей. По этому образцу строились и рынки, а в Остии были построены также казармы городской охраны (рис. 174). Вместе с тем во 2-й половине III в. н.э. в богатом жилище Остии стал намечаться некоторый возврат к элементам прежнего домуса, который выразился в устройстве нимфеев во дворе и колоннадных портиков (иногда лишь на одной стороне двора, как в доме Амура и Психеи, рис. 175) и др.
В западных провинциях империи атриумно-перистильное жилище было распространено повсеместно, что свидетельствовало о глубокой их романизации. Лишь в своеобразных условиях Британии (Каллева) блоки жилищ представляли собой сельские виллы, вставленные в геометрическую сетку римского города. Однако эти виллы римского типа и поэтому не нарушают цельности картины. В северной Африке с перистилем связаны иногда подземные комнаты, в которых жители проводили самое жаркое время дня. На востоке империи продолжал господствовать эллинистический перистильный дом. В отдельных окраинных частях империи можно отметить наличие специфических видов жилищ, генетически восходящих к культуре покоренных Римом народов. Такими были распространенные в Сирии дома с довольно широким использованием сводчатых перекрытий: набатейские дома, связанные с традициями скального жилища в Петре, и «диванные» дома Северной Месопотамии, родственные жилищу парфянского Междуречья.
Глава «Атриумно-перистильные дома» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий