Погребальные сооружения Римской империи

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге. Гробница Присциллы. Гробница Эврисака. Мавзолей Цестия. Мавзолей в Поле. Гробница в Путеолах на виа Челле. Мавзолей Марано в Неаполе. Мавзолей Карчери Веккье близ Капуи. Мавзолей Истацидиев в Помпеях. Мавзолей Гая и Луция Цезарей в Глануме. Мавзолей Коноккья в Капуе. Мавзолей Августа в Риме. Мавзолей Адриана в Риме. Камерные гробницы. Гробница Аннии Региллы. Колумбарий вольноотпущенников Августа. Гробница Черченниев. Гробница Кальвентиев. Мавзолей Ромула. Мавзолей Диоклетиана. Гробница Мамастис в Термессе. Гробница в Катуре. Гробница Эд-Дейр в Петре. Гробница Секундиниев. Мавзолей Галерия


Мавзолеи и гробницы составляли одну из интереснейших групп сооружений императорского периода. Поскольку в большинстве своем они являлись постройками частного характера, им в большей мере, чем общественным зданиям, присуща свобода архитектурных решений. Это обусловило при небольшом числе употреблявшихся типов необычайное разнообразие композиций и приемов, которые были выработаны в погребальных сооружениях в I—IV вв. н.э. и обогатили римскую архитектуру. Чисто количественно они занимали большое место в римском городе. Первоначально гробницы выносились за городскую черту, но с ростом территории города они входили в его пределы и оказывали свое влияние на облик районов. Это касалось не только императорских мавзолеев Августа и Адриана, но и более скромных сооружений. В Риме это стало особенно заметным в III—IV вв., когда границы города сильно раздвинулись и разветвленная сеть мавзолеев, колумбариев и мелких гробниц вплелась в ткань городской застройки, приблизив город мертвых к городу живых.

Очень распространенным оставался тип погребального сооружения, исходящего из традиционной в Этрурии и Лации формы тумулуса. К последней трети I в. до н.э. гробницы этого вида в целом далеко отошли от своего родоначальника — кургана, окруженного каменной крепидой, и превратились в архитектурные сооружения. Но многие из них еще сохраняли связь с землей в своей внутренней структуре, а некоторые и внешне продолжали воспроизводить основные черты тумулуса. Эти дорогостоящие постройки были по средствам лишь состоятельным кругам римского общества.

Поэтому личный вкус владельца и его желание выделиться из среды себе подобных проявились здесь особенно сильно и привели к появлению в рамках одного типа интересных и часто крайне не схожих друг с другом сооружений.

В последние десятилетия I в. до н.э. происходит усложнение плана мавзолеев-тумулусов, вызванное стремлением расширить полезное внутреннее пространство и уменьшить площадь земляного заполнения. Одновременно усложняется и их, внешний объем.

Архитектура Древнего Рима. Мавзолеи: а — Мунация Планка в Гаэте, около 20 г. до н.э. Фасад, (реконструкция), разрез, план; б — Плавтиев у моста Лукано в Тибуре, начало I в. н.э., план 203. Мавзолеи: а — Мунация Планка в Гаэте, около 20 г. до н.э. Фасад, (реконструкция), разрез, план; б — Плавтиев у моста Лукано в Тибуре, начало I в. н.э., план

В мавзолее Мунация Планка близ Гаэты (около 20 г. до н.э.), диаметр которого достигал 29,5 м, вместо одной центральной камеры устроены четыре прямоугольные, расположенные крестообразно и выходившие в кольцевую галерею, которая сообщалась со входом (рис. 203). Интерьер этого и других подобных мавзолеев освещался и вентилировался посредством наклонных световых каналов, прорезавших толщу сооружения. Цилиндрический мавзолей, облицованный снаружи травертином с рустикой в средней зоне, заканчивался антаблементом с дорическим фризом. Ряд надгробных алтарей (циппов) над карнизом окаймлял подножие венчающего конуса.

Мавзолей Плавтиев у моста Лукано близ Тибура (начало I в. н.э.) совместил обширное крестообразное пространство в центре с широким кольцевым обходом (рис. 203). Рукава погребальной камеры перекрыты цилиндрическими сводами, а средокрестие — сомкнутым сводом. Здесь значительно увеличилась не только площадь центральной камеры, но и сам кольцевой обход. Он стал широкой галереей, пространство которой расширялось за счет прямоугольных ниш в одной ее стене и полукруглых ниш в другой. Вход предварялся тамбуром с полуколоннами по фасаду и посвятительной надписью.

Постепенно в мавзолеях тумулусного типа наметилось изменение пропорций: вместо широких приземистых объемов стали возводиться компактные сооружения, развивавшиеся в высоту. Цилиндрическое тело мавзолея получило квадратный постамент. Переход от круглого основания гробниц к квадратному был связан с необходимостью ориентации по фронту дороги, вдоль которой они располагались.

Эволюция типа погребальных сооружений была вызвана рядом причин. Погребальный культ римлян и раньше требовал сохранения памяти об умершем, но это было личным делом каждой семьи. К концу республиканского периода экономический и социальный прогресс чрезвычайно повысил самосознание преуспевающего римского гражданина и его роль в обществе. Это привело к стремлению многих обеспеченных граждан увековечить себя и свою деятельность путем постройки монументальных гробниц. Юридически этому способствовали законы о незыблемой собственности граждан на свои гробницы и о неприкосновенности последних. Так возник ряд замечательных сооружений.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы, около 30 г. до н.э.
204. Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы, около 30 г. до н.э.

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (ок. 30 г. до н.э.) — один из самых значительных памятников римского погребального зодчества (рис. 204). Новая композиция объемов — цилиндр на квадрате — была впервые выражена здесь с предельной ясностью. В первоначальном виде мавзолей более явно обнаруживал свое родство с тумулусом. Его цилиндрическая часть диаметром 29,5 м, поставленная на квадратное основание со стороной 32,3 м, увенчивалась высоким конусом, подножие которого окружали циппы. Вход в мавзолей помещался сбоку и не был виден с дороги. Сводчатый коридор приводил в высокую сводчатую камеру, облицованную кирпичом.

Простота и строгость геометрической формы мавзолея прекрасно соответствовали сдержанной торжественности архитектурного образа погребального сооружения. Впечатление монолитности круглого здания усилено единообразием блоков травертиновой облицовки, приведенных к одному размеру декоративными бороздками рустики. Узор руста и легкий фриз из гирлянд и букраниев несколько смягчают суровость монумента, украшенного рельефным изображением воинского трофея рядом с посвятительной надписью на мраморной доске. Мавзолей Цецилии Метеллы является классическим произведением римской архитектуры. В средние века он вошел в состав замка Каэтани. При этом его коническое завершение было разобрано, а верх снабжен крепостными зубцами.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Гробница Присциллы на Аппиевой дороге. План, фасад
205. Рим. Гробница Присциллы на Аппиевой дороге. План, фасад

Архитектурная выразительность гробницы Присциллы на Аппиевой дороге (рис. 205) достигнута другим приемом: не акцентированием, а расчленением его круглой формы. Глухую массу цилиндра разбивали и зрительно облегчали двенадцать ниш со статуями богов и символическими фигурами с героизированными чертами усопшей. Скульптуры обогащали пластику расчлененной нишами поверхности мавзолея, которая особенно остро чувствовалась по контрасту с гладкой плоскостью его квадратного основания.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. Общий вид Архитектура Древнего Рима. Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. План
206. Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. Общий вид, план

Поиски внешнего образа мавзолея, развившегося из тумулуса, велись и в других направлениях. В гробнице булочника Эврисака (2-я половина I в. до н.э.) сделана попытка языком архитектурных форм и скульптуры прославить ремесло покойного и его роль в обществе (рис. 206).

Расположенная на тесном участке между Лабиканской и Пренестинской дорогами и Порта Маджоре, гробница получила трапециевидный план со сторонами 8,75X6,85X5,8X4,05 мм. Как и мавзолей Цецилии Метеллы, она выполнена в бетоне с облицовкой травертином. Ее основание состоит из столбов, чередующихся с мощными цилиндрами, и опирается на туфовый подий. Средняя часть сооружения отделена от основания полосой посвятительной надписи, обходившей здание по периметру. Фасады, ограниченные угловыми пилястрами ионического типа, расчленены круглыми отверстиями с плоскими обрамлениями — по три в каждом вертикальном ряду. В зависимости от длины фасадов на каждом из них разное количество таких рядов (2, 3, 4 и 5). Как полагают, цилиндры основания повторяют форму чанов, в которых замешивалось тесто, а круглые проемы фасадов — края сосудов для зерна или жерла печей. Рельефный фриз под карнизом изображает различные этапы изготовления хлеба. Один из фасадов содержал горельефные портреты Эврисака и его жены. Несохранившееся покрытие гробницы было пирамидальным с резным навершием в виде корзины. Гробница была заполнена сплошной кладкой, за исключением небольшой погребальной камеры.

Смелое своеобразие архитектурных форм и свободная трактовка ордера делают гробницу Эврисака единственной в своем роде. Ясная тектоника сооружения, эффект сопоставления гладких и рельефных поверхностей, чувство меры в употреблении декора говорят о высоком мастерстве зодчего, сумевшего в трудных условиях отведенного ему участка в совершенстве выполнить свою задачу.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Цестия, 18—13 гг. до н.э. Общий вид
207. Рим. Мавзолей Цестия, 18—13 гг. до н.э. Общий вид

Оригинальна на римской почве форма мавзолея претора Гая Цестия (рис. 207). Построенный в 18—12 гг. до н.э. близ Остийских ворот Рима, мавзолей, являвшийся по существу традиционным сооружением тумулусного типа, был трактован в виде египетской пирамиды. Пирамида поставлена на квадратное бетонное основание, облицованное травертином, со стороной 29,5 м. В I в. до н.э. оно было раскрыто на 1,5 м рвом для стока дождевых вод, а сейчас оказалось на 5,5 м ниже современного уровня земли, что сильно искажает пропорции памятника. Пирамида с ее белыми мраморными гранями поднималась над основанием на высоту 36,4 м. Ее простой и строгий силуэт производил впечатление замкнутости и сдержанной силы. Отдельно стоявшие по углам пирамиды колонны, казавшиеся рядом с ней хрупкими, подчеркивали ее могучую монолитную массу. Вход фланкировался статуями. Прямоугольная камера (5,85x4 м), в глубине которой стоял саркофаг претора, была оштукатурена поверх кирпичной облицовки и украшена фресками. Белые стены покрывал узор из квадратов с многоцветными обрамлениями и включенными в них фигурами нимф и священных сосудов; углы свода отмечены летящими фигурами Викторий с венками, а центр свода занимал апофеоз Гая Цестия. Это редкий случай живописной отделки интерьера мавзолея в эпоху ранней империи. У римлян не было представления о гробнице как о доме умершего, вследствие чего все внимание обычно устремлялось на оформление внешнего вида погребального сооружения.

Пирамидальная форма в сочетает стумулусной основой гробницы дала еще ряд интересных решений художественного образа погребальных сооружений: состоящая из пяти конусов на кубическом основании гробница Арунтиев, пятиярусная ступенчатая пирамида Помпея — обе близ Альбано, и др.

В I—II вв. н.э. при постройке гробниц часто употреблялась утвердившаяся схема увенчанного конусом цилиндра на квадратном основании. Одновременно шло развитие этого типа погребальных сооружений главным образом в двух направлениях.

Архитектура Древнего Рима. Пола. Мавзолей, середина I в. н.э. Реконструкция фасада
208. Пола. Мавзолей, середина I в. н.э. Реконструкция фасада

Прежде всего изменению подверглись формы основного объема мавзолея. В мавзолее в Поле (Далмация, середина I в. н. э.) цилиндр заменен восьмигранником с колоннами по углам и раскрепованным антаблементом и цоколем (рис. 208). Еще более усложнились мавзолеи в Адалии и Неумагене начала II в. н.э., в которых низкий цоколь несет двенадцатигранник с пилястрами по углам.

Архитектура Древнего Рима. Путеолы (Поццуоли). Гробница на виа Челле, I в. н.э. Современное состояние, реконструкция, план
209. Путеолы (Поццуоли). Гробница на виа Челле, I в. н.э. Современное состояние, реконструкция, план

Исключительно интересна одна из гробниц в Путеолах на виа Челле (рис. 209), прислоненная к склону холма и рассчитанная на фронтальный обзор. Эта небольшая кирпичная гробница (высотой 9 м) в целом повторяет схему мавзолея в Поле, но с существенными видоизменениями. Квадратное основание, включающее маленькую камеру, трактовано в виде экседры, предваряющей вход внутрь. Второй ярус образован неполным восьмигранником с углами, отмеченными ионическими колоннами из серого туфа с гранями, покрытыми стуком и расчлененными ложными дверями с арочным обрамлением. Композиция фасада построена на контрастном сопоставлении выступающих и отступающих частей здания: закругленной впадине экседры противостоит выступ круглого цоколя, который является переходом к граням второго яруса, западающим вследствие сильного выдвижения вперед угловых колонн. Тот же прием проведен и в более мелких деталях каждого яруса, создавая эффект движения архитектурных форм.

Нередко переработка традиционной схемы достигалась не преобразованием форм основных объемов, а изменением их пропорций. При этом низкое прямоугольное основание вырастало до размеров куба, превращаясь из цоколя в основной массив здания, а цилиндр уменьшался, преобразуясь в широкий барабан, увенчанный уже не конусом, но низким куполом. Благодаря повышению нижнего яруса погребальная камера из прежде сравнительно небольшого и низкого помещения значительно расширилась во всех направлениях, вытеснив земляную засыпку. Это окончательно превратило гробницу в чисто архитектурное сооружение, фасад и интерьер которого уже мало чем напоминали послуживший отправной точкой развития тумулус. Таков мавзолей близ церкви Сан Вито в Путеолах.

Архитектура Древнего Рима. Неаполь. Мавзолей Марано, II в. н.э. Фрагмент фасада Архитектура Древнего Рима. Неаполь. Мавзолей Марано, II в. н.э. Реконструкция фасада, разрез
210. Неаполь. Мавзолей Марано, II в. н.э. Фрагмент фасада, реконструкция фасада, разрез

К тому же типу принадлежит неаполитанский мавзолей Марано II в. н.э (рис. 210), замечательный красочностью своего облика. Здание не было оштукатурено, поэтому взору открывалось все цветовое богатство его кладки, в которой приглушенный красный цвет кирпича сочетался с различными оттенками желтого и серого туфа. Разнообразие фактуры кладки дополняло живописность фасадов. Свойственное зодчеству II в. н.э. ордерное оформление мавзолеев сказалось и на тех сооружениях, которые продолжали повторять старые, близкие к тумулусам формы.

Архитектура Древнего Рима. Капуя. Мавзолей Карчери Веккье, II в. н.э. Разрез, план Архитектура Древнего Рима. Капуя. Мавзолей Карчери Веккье, II в. н.э. Фрагмент фасада
211. Капуя. Мавзолей Карчери Веккье, II в. н.э. Разрез, план, фрагмент фасада

Мавзолей Карчери Веккье близ Капуи (рис. 211) с земляным заполнением и небольшой погребальной камерой внутри для своего времени являлся архаическим, но его приземистый наружный массив расчленен нишами полукруглых и прямоугольных очертаний, отделенными друг от друга тосканскими полуколоннами (третью часть периметра мавзолея вместо ниш занимают арки). Использование ниш (с нарядным завершением в виде раковин из стука) дало тот же пластический эффект, что и в гробнице Присциллы. Но здесь он усложнен введением ордера и ритмическим чередованием полуколонн и ниш, которые разбивают по вертикали низкое здание, завершенное плоским куполом на ступенчатом барабане, и придают ему упругую собранность.

Второй линией эволюции производных от тумулусов погребальных сооружений было развитие по вертикали, т.е. увеличение числа ярусов или удлинение их пропорций. Мавзолеи этого типа еще дальше отошли от тяжелых, связанных своей внутренней структурой с землей сооружений, которые иногда продолжали возводиться. Из сохранившихся наиболее характерными были мавзолеи Истацидиев близ Помпей, Гая и Луция в Глануме (Галлия, близ современного города Сен Реми де Прованс), оба относящиеся к началу I в. н.э. Их композиция во многом восходит к монументу Лизикрата в Афинах (335—334 гг. до н.э.).

Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Мавзолей Истацидиев, начало I в. н.э. Реконструкция и разрез Архитектура Древнего Рима. Современный вид мавзолея Истацидиев и гробницы Эсквилии Поллы
212. Помпеи. Мавзолей Истацидиев, начало I в. н.э. Реконструкция и разрез 213. Современный вид мавзолея Истацидиев и гробницы Эсквилии Поллы

Мавзолей Истацидиев построен по принципу контраста между высоким кубическим основанием, впечатление солидной устойчивости которого усиливают укрепляющие углы тосканские трехчетвертные колонны и полуколонны фасадов, и опирающимся на него легким сквозным моноптером (рис. 212, 213). Между широко расставленными стройными ионическими колоннами моноптера были помещены две мраморные статуи, отчетливо рисовавшиеся на фоне южного неба. Расположенный выше ступенчатый пьедестал возносил венчавшую мавзолей статую. Погребальная камера с большой нишей главы семьи и с десятью малыми (его домочадцев) имела в центре пилон для опоры свода и была покрыта росписями в III помпеянском стиле. В целом архитектурный образ этого здания необычен: введение изящного греческого моноптера смягчало присущую римским гробницам замкнутую суровость.

Архитектура Древнего Рима. Гланум. Мавзолей Гая и Луция Цезарей, начало I в. н.э.
214. Гланум. Мавзолей Гая и Луция Цезарей, начало I в. н.э.

Мавзолей в Глануме являлся, собственно, гробницей без захоронения рано погибших племянников Августа Гая и Луция Цезарей (рис. 214). Он очень похож на мавзолей Истацидиев, но имеет более вытянутые пропорции. Кубический нижний ярус, покрытый рельефами, трактован как саркофаг. Над ним, подобно торжественной триумфальной арке в честь юных героев, поднимается высокий сквозной объем. Каждый его фасад в центре прорезан аркой, по углам фланкированной коринфскими колоннами, которые поддерживают антаблемент с узорчатой лентой фриза. Венчающий круглый моноптер, до XVIII в. содержавший статуи обоих Юлиев, возможно, задуман как заупокойный храм. Удлиненные пропорции, узкие интерколумнии, тяжелые формы каннелированных колонн с чрезмерно пышными капителями дают почувствовать римский дух сооружения, столь отличный от изысканной легкости мавзолея Истацидиев.

Архитектура Древнего Рима. Капуя. Мавзолей Коноккья, конец I в.— II в. н.э. Фрагмент фасада Архитектура Древнего Рима. Капуя. Мавзолей Коноккья, конец I в.— II в. н.э. План
215. Капуя. Мавзолей Коноккья, конец I в.— II в. н.э. Фрагмент фасада, план

В стилистическом отношении очень важен памятник той же группы — трехъярусный мавзолей, известный под названием Коноккья. Построенный в конце I в. или во II в. н.э. на Аппиевой дороге близ Капуи, он повторяет своей общей структурой мавзолеи в Глануме и в Помпеях, но по трактовке объемов более близок к гробнице на улице Челле в Путеолах (рис. 215).

Однако если там выпуклые и вогнутые формы были противопоставлены только на одном фасаде, в Коноккье подобным, но более сложным образом, решен весь средний ярус. Спокойные гладкие плоскости квадратного основания мавзолея, покрытого стуком, оттеняли дробность динамически развивающихся форм среднего объема. Последней представлял собой куб со слегка вдавленными внутрь гранями, вследствие чего его масса как бы перетекла к углам и образовала округлые выступы, составляющие единое целое с телом здания. Нижняя половина каждого фасада выступала вперед, а стена над ней была заглублена нишами. Центральные части стен выдавались вперед еще сильнее, а ниши над ними были выделены эдикулами. Вогнутым в целом фасадам второго яруса противостоит выпуклая поверхность расположенного выше псевдомоноптера, стены которого также расчленены нишами и полуколоннами. Таким образом, непрерывная смена противоположно направленных архитектурных форм создает динамическую композицию, которая впервые наметилась в гробнице на виа Челле в Путеолах. Архитектура этих гробниц свидетельствовала о новых тенденциях в римском зодчестве, несомненно связанных с воздействием зодчества восточных провинций.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н.э. Современный вид
216. Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н.э. Современный вид, разрез, план, реконструкция
Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н.э. Разрез, план, реконструкция

Два уникальных погребальных сооружения эпохи — императорские мавзолеи Августа и Адриана — также принадлежат к тумулусному типу.

Тумулус был избран Августом для своего мавзолея вследствие его монументальности, а также из-за подчеркнутого уважения к старым римским традициям. Постройка началась в 28 г. до н.э. в северной части Марсова поля близ Тибра и была закончена к 23 г. н.э.

Сооружение поражало своей грандиозностью: его диаметр достигал 89 м, а высота— 44 м. В отличие от строившихся ранее тумулусов он имел более сложный план (рис. 216), так как был рассчитан на большую нагрузку. В центре находился круглый пилон, который являлся стержнем всего сооружения и был окружен пятью кольцевыми, концентрически расположенными бетонными стенами. Мавзолей не имел единого интерьера. Его внутреннее пространство складывалось из облицованной травертином погребальной камеры со входом, тремя крестообразно расположенными нишами и круглым пилоном посредине и из двух круглых галерей. Все эти помещения соединялись с входным порталом прямым коридором. Третья, четвертая и пятая кольцевые стены были связаны между собой отрезками радиальных стен и нишами и перекрыты цилиндрическими сводами, образуй крепкий каркас субструкций, которые поддерживали насыпной земляной холм.

Наружный вид мавзолея реконструируется с трудом из-за его плохой сохранности. Существуют четыре разные его реконструкции. Две из них с небольшими расхождениями воспроизводят тумулус в его чистом виде как курган над круглой каменной крепидой с колоссальной статуей императора на вершине. Сущность двух других выражает более общепринятая реконструкция Гатти. Согласно его гипотезе, каменный барабан вокруг земляного холма, засаженного вечнозелеными деревьями, составлял только первый ярус мавзолея. Над ним поднимался второй каменный барабан, обработанный пилястрами и увенчанный бронзовой статуей Августа.

Значительная толщина третьего кольца внутренних стен (5,70 м) делает вероятным это предположение. Вход в мавзолей был отмечен двумя обелисками и двумя бронзовыми досками, на которых был вырезан текст завещания Августа, подводивший итоги его деятельности. Мавзолей возвышался среди обширного парка на квадратной площади, ограниченной с трех сторон улицами, которые включали его в систему города. Его величественный объем доминировал в ансамбле Марсова поля. Это было одно из самых монументальных сооружений I в. н.э. Грандиозный масштаб и строгая торжественность мавзолея Августа несомненно предопределили некоторые существенные черты постепенно слагавшегося ансамбля столицы империи.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Реконструкция
217. Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Реконструкция
Архитектура Древнего Рима. Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Современный вид
218. Рим. Мавзолей Адриана. Современный вид

Мавзолей Адриана начал строиться в 130 г. н.э. на крутом правом берегу Тибра, напротив Марсова поля, и был закончен после его смерти (рис. 217, 218). Первоначально мавзолей представлял собой облицованный мрамором цилиндрический объем (диаметром 64 м и высотой 21 м), обработанный рустикой внизу и лезенами наверху и завершенный аттиком со статуями на нем. Он поддерживал высокий узкий постамент, который возносил колесницу Гелиоса, венчавшую сооружение. Вокруг постамента на земляной подсыпке росли деревья: По своим пропорциям, распределению объемов и силуэту здание еще меньше напоминает тумулус, чем воздвигнутый на полтора столетия раньше мавзолей Августа. Впоследствии Антонин Пий, желая увеличить площадь захоронений, пристроил к круглому мавзолею квадратное основание со стороной 89 и высотой 15 м. Это изменило облик сооружения, приблизив его к распространенному типу цилиндрических гробниц на квадратном основании.

Необычны подход к мавзолею и его внутреннее устройство. Поставленный у кромки берега мавзолей имел доступ только со стороны Марсова поля, откуда через Тибр был переброшен широкий мост с золочеными статуями на парапетах. Мост служил парадным преддверием перед входом в мавзолей, оформленным аркой. Вход соединялся коридором с вестибюлем, в глубине которого стояла огромная статуя императора, видная с противоположного конца моста. Справа постепенно поднималась вверх спиральная галерея, приводившая в погребальную камеру, расположенную над вестибюлем на высоте 10 м.

Камера высотой 12 м имела три ниши для урн и, подобно галерее, освещалась световыми люками. Все внутренние помещения имели светлые мраморные стены и полихромные мраморные мозаичные полы.

По своему местоположению мавзолей Адриана являлся форпостом на северо-западной границе города. Его важное стратегическое положение было использовано в конце III в. н.э., когда после многих столетий спокойствия для столицы империи вновь возникла угроза вражеского нападения. Колоссальный массив мавзолея был включен в состав стены Аврелиана, окружившей город в его новых границах. Оборонительное значение мавзолей продолжал сохранять не только в средние века, когда его преобразовали в крепость, названную замком Святого ангела, но и много позже (известна его роль во время захвата Рима в 1527 г.).

Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Гробница в виде экседры, I в.
219. Помпеи. Гробница в виде экседры, I в.

Мавзолеи и гробницы, происшедшие от тумулуса, преобладали в погребальном зодчестве до II в. н.э. Одновременно с ними продолжали развиваться и другие типы — камерные гробницы, погребения в виде алтарей, саркофагов и прямоугольные гробницы на подиях. В Помпеях были популярны также гробницы в виде экседр (рис. 219). Особый интерес представляет чисто помпейский тип гробниц в форме полукруглой каменной скамьи, на спинке которой вырезана посвятительная надпись. В большинстве из них постамент колонны, возносившей урну, примыкал к спинке сиденья (гробницы Тертулии и Марка Туллия за Стабианскими воротами). Но в гробнице Эсквилии Поллы близ Ноланских ворот (см. рис. 213) колонна перенесена в геометрический центр полукружия, так что главный компонент композиции — изящная урна с прахом усопшей — оказался в наиболее выгодной для обозрения точке. Памятник обращен к проходящему путнику, как бы приглашая его отдохнуть на скамье и внимательно рассмотреть погребальную урну. В этом чувствуется столь сильное в Кампании влияние Греции.

Архитектура Древнего Рима. Остия. Камерные гробницы, II в. Фасад гробницы Архитектура Древнего Рима. Остия. Камерные гробницы, II в. Реконструкция фасадов двух других гробниц
220. Остия. Камерные гробницы, II в. Фасад гробницы, реконструкция фасадов двух других гробниц

Камерные гробницы — прямоугольные в плане, с локулами (нишами для урн с прахом) внутри и каменными скамьями для поминальных трапез перед входами (рис. 220) — имели в среднем около 8—12 м2, высоту 3—4 м и нередко окружались кирпичной оградой с локулами во внутренних стенах. Эти гробницы преимущественно строились гражданами среднего достатка — преуспевающими торговцами, ремесленниками, дельцами и т.п. и количественно всегда занимали большое место среди погребальных сооружений. Но ко II в. н.э. они стали ведущим типом и ознаменовали собой новую стадию в погребальном зодчестве, которое в целом перешло к массовому типовому строительству. В силу этого здесь наиболее ярко отразились присущие римской архитектуре этого периода поиски живописности архитектурных решений.

Комплексы камерных гробниц, сохранившиеся на Священном острове близ Остии, на Аппиевой и других дорогах Рима, в Путеолах и других городах, а также открытые недавно под Ватиканской базиликой, в большинстве своем построены по одной установившейся схеме. Плоскость фасада членилась одним дверным и двумя (или несколькими) оконными проемами, обычно симметричными прямоугольной каменной плите с эпитафией над входом, а часто также пилястрами и рельефными вставками, раскрывавшими ремесло владельца гробницы (рис. 221). Иногда эти элементы располагались несимметрично, вход мог находиться на боковом или заднем фасаде, гробница могла иметь не один, а два или три этажа, увенчанные треугольным или полукруглым фронтоном, но в целом композиция складывалась из различной комбинации этих основных компонентов, к которым иногда добавлялась эдикула. Единство типовой схемы отнюдь не порождало однообразной безликости. Индивидуальность облика каждой гробницы достигалась умением тонко использовать художественные возможности каждого из этих элементов в отдельности и в их взаимодействии друг е другом. Так, гладкая поверхность фасада становилась подчеркнуто лаконичной и сдержанной по контрасту с сильно профилированными обрамлениями дверей и окон, эпитафий и скульптурных вставок. В ранних гробницах, покрытых одноцветным стуком, эта выразительность носила еще строгий графический характер. Но введение в обиход в качестве основного строительного материала кирпича двух цветов — красного и желтого — и использование его декоративных свойств изменило былой, нередко аскетический облик римских гробниц. Основным обычно оставался красный цвет кирпичных стен, на котором выделялись желтые базы и капители пилястр, архитравы и карнизы. Иногда желтым кирпичом выкладывались также простенки между пилястрами. Эти цвета во множестве гробниц встречаются в самых разных вариациях. Теплая гамма двух красок дополнялась холодными оттенками белого мрамора плит с эпитафиями, а также серым цветом туфовых рельефов. В целом умелое их сочетание и комбинирование давало различный колористический эффект. Наряду с цветным кирпичом применялась и цветная штукатурка: сочетались или разные оттенки одного цвета (светло-красный тон главного и темно-красный тон остальных фасадов), или разные цвета, иногда в смелых сопоставлениях (голубые карнизы на красном фоне стен в гробнице на ул. Таранто в Остии). Чаще главный вход оставляли неоштукатуренным: он выделялся своей кирпичной фактурой или сетчатым узором ретикулата из туфовых плиток.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Камерная гробница под базиликой Св. Петра в Ватикане. Деталь фасада Архитектура Древнего Рима. Остия. Интерьер камерной гробницы
221. Рим. Камерная гробница под базиликой Св. Петра в Ватикане. Деталь фасада 222. Остия. Интерьер камерной гробницы

Не менее красочно было убранство интерьера большинства гробниц — с мозаичным полом, сводом, покрытым фресками или стуковыми рельефами, и локулами, окрашенными изнутри в яркие цвета (желтый, красный, голубой, зеленый). На этом фоне выделялись белые мраморные или алебастровые урны и бюсты умерших, а стены покрывал сплошной ковер росписей из цветов, птиц, ваз и орнамента.

В гробницах II в. локулы располагались чаще в верхней половине стен, а низ был занят аркосолиями — длинными арочными нишами для саркофагов (рис. 222). Это было связано с происходившим на протяжении II в. процессом постепенного изменения погребального обряда. Одновременно с принятым у римлян трупосожжением производилось захоронение по христианскому обряду в саркофагах и могилах, которое к началу III в. почти совершенно вытеснило кремацию.

Архитектура Древнего Рима. Рим (окрестности). Гробница Аннии Региллы, середина III в. н.э. Фрагмент
223. Рим (окрестности). Гробница Аннии Региллы, середина III в. н.э. Фрагмент

Разновидностью гробниц камерного типа были погребальные сооружения в виде храмов. В гробнице Аннии Региллы (середина III в.) близ Рима камера находилась внутри подия, а целла служила для церемоний заупокойного культа (рис. 223). Примечательными особенностями являются меандр, обходивший здание посредине, и два восьмигранных полустолба, заглубленных в полукруглые выемки южной стены в уровень с ее плоскостью. Много позже сходный прием был использован зодчими XVI—XVII вв.

Наряду с камерными гробницами средних слоев населения в некрополе Остии сохранилось и множество погребений бедняков. Это скромные амфоры с прахом, группировавшиеся зачастую по две — четыре сразу и наполовину зарытые в землю.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Колумбарий вольноотпущенников Августа, начало I в. Интерьер
224. Рим. Колумбарий вольноотпущенников Августа, начало I в. Интерьер, план, разрез
Архитектура Древнего Рима. Рим. Колумбарий вольноотпущенников Августа, начало I в. План, разрез

Особым видом погребальных сооружений были колумбарии, развившиеся в I в. до н.э. из камерных гробниц. Если мавзолеи и гробницы предназначались для одного лица, одной семьи или одного рода, то колумбарии сначала служили для коллективного захоронения вольноотпущенников знатных семейств, а позже превратились в общественные кладбища, места в которых продавались и сдавались в аренду. Они могли быть наземными, подземными или частично заглубленными зданиями от одного до трех этажей в высоту. Обычно прямоугольные в плане, они часто представляли собой целую систему помещений, которые иногда имели массивный опорный пилон в центре. Все стены и пилон сверху донизу были заняты тесными рядами ниш с урнами и бюстами. Таблички с именами усопших над нишами и фресковые росписи с изображением птиц и цветов между ними — обычное убранство колумбария. Такие сооружения с сотнями ниш, как римские колумбарии вольноотпущенников Августа (рис. 224), его жены Ливии, Юлиев — Клавдиев и др. отделаны гораздо богаче, с мраморными обрамлениями ниш, рельефами и мозаичными полами. В колумбарии Клавдия Виталия рисунки мозаичного пола раскрывают принадлежность двух из Виталиев к профессии архитектора. Некоторые колумбарии были окружены оградой, стены которой изнутри тоже были заняты нишами.

Наряду с большими во II—III вв. строилось много средних и мелких колумбариев силами погребальных коллегий и отдельных предпринимателей. Переходный тип рядового маленького колумбария в период сосуществования двух обрядов погребения прекрасно характеризуют, несколько недавно открытых в Риме на улице Портуензе сооружений, исключительно ценных своими росписями и стуковым декором.

К концу II — началу III в. возобладал христианский обряд, что привело к преобразованию типа общественных гробниц. Катакомбы, сменившие колумбарии, имели вид больших подземных галерей с рядами аркосолиев, располагавшихся в несколько ярусов.

Архитектура Древнего Рима. Аппиева дорога. Гробница Черченниев, III в. План и общий вид. Рис. П. Лигорио, XVI в.
225. Аппиева дорога. Гробница Черченниев, III в. План и общий вид. Рис. П. Лигорио, XVI в.

Планы некоторых гробниц приобрели крестообразную форму (гробница Черченниев на Аппиевой дороге, III в., рис. 225).

Период с середины III в. до 1-й половины IV в. отмечен возникновением монументальных центрических мавзолеев и гробниц, интересных по своей конструкции.

Архитектура Древнего Рима. Аппиева дорога. Гробница Кальвентиев, III в. План и реконструкция общего вида Рис. П. Лигорио, XVI в.
226. Аппиева дорога. Гробница Кальвентиев, III в. План и реконструкция общего вида Рис. П. Лигорио, XVI в.

К III в. восходит гробница Кальвентиев на Аппиевой дороге (рис. 226). Она последовательно развивает каркасную конструкцию, подобно нимфею Минерва Медика. Шесть выступающих полукруглых апсид окружают центрическое купольное здание. Полустолбы в простенках между ними переходят в ребра купола, образуя жесткую каркасную систему. Пристройка перед входом в гробницу, возможно, является произвольной реконструкцией зодчего и археолога Пирро Лигорио, который зарисовал остатки этой гробницы и гробницы Черченниев. Последнюю он изобразил без завершавшего ее купола на барабане и слегка исказил пропорции частей здания.

Важнейшей разновидностью центрических мавзолеев были ротонды. К ним относятся построенные близ Рима в начале IV в. мавзолей Гордианов на Пренестинской дороге и мавзолей Ромула на Аппиевой дороге. Плохо сохранившийся мавзолей Ромула, видимо, был аналогичен мавзолею Гордианов. Эти здания объединяли некоторые основные черты погребальных сооружений предшествующего периода. Продолжая эволюцию типа цилиндрического мавзолея, происшедшего от тумулуса, мавзолеи-ротонды развили свойственную некоторым камерным гробницам трактовку погребального сооружения как надмогильного храма. Огромное воздействие на сложение внешнего и внутреннего вида этих зданий оказал Пантеон.

Сочетание двух функций — гробницы и храма — отразилось в пропорциональном разделении объемов мавзолея. Погребальная камера, подобная камере мавзолея Августа, имела массивный пилон в центре (диаметр его в первом мавзолее 3,3 м, во втором — 7,5 м) и была заглублена в землю. Верхняя ее часть служила подием величественному цилиндрическому зданию, перекрытому куполом, который снаружи был наполовину скрыт аттиком со ступенчатым завершением (как в Пантеоне). Единое круглое пространство мавзолея Гордианов диаметром 13,75 м имело пропорции, близкие к пропорциям Пантеона (1 : 1).Оно также членилось восемью нишами, но освещалось, подобно камерам тумулусов, светом из четырех круглых каналов, которые прорезали толщу аттика и купола. Снаружи глухая стена ротонды отделялась карнизами от подия и аттика. Сходство с Пантеоном довершал глубокий портик перед входом, к которому подводила широкая лестница.

Архитектура Древнего Рима. Римская Кампанья. Мавзолей Ромула, начало IV в. (по рисунку Палладио)
227. Римская Кампанья. Мавзолей Ромула, начало IV в. (по рисунку Палладио)

Мавзолей Ромула, сына императора Максенция, поставленный в центре прямоугольного перистиля, воспроизводил ту же схему с большей пышностью (рис. 227).

Архитектура Древнего Рима. Салона. Мавзолей Диоклетиана, 284-305 гг. Деталь колонны Архитектура Древнего Рима. Салона. Мавзолей Диоклетиана, 284-305 гг. Разрез
229. Мавзолей Диоклетиана. Интерьер по гравюре Р. Адама, XVIII в. 228. Салона. Мавзолей Диоклетиана, 284-305 гг. Деталь колонны, общий вид, разрез
Архитектура Древнего Рима. Мавзолей Диоклетиана. Интерьер по гравюре Р. Адама, XVIII в. Архитектура Древнего Рима. Салона. Мавзолей Диоклетиана, 284-305 гг. Общий вид

К этой группе сооружений примыкает и мавзолей императора Диоклетиана в Салоне 284—305 гг. (рис. 228, 229). В отличие от круглых мавзолеев Ромула и Гордианов, он был восьмигранным, колоннада окружавших его портиков имела те же очертания. В интерьере здания к стенам примыкала двухъярусная колоннада, доходившая до основания купола. Как и в архитектуре периода Флавиев, постановка ордера с раскрепованным антаблементом перед стенной плоскостью создавала впечатление многоплановости и зрительно углубляла внутреннее пространство. Но если в форуме Нервы ордер и стена были единым целым, то здесь накладной, декоративный характер ордера вполне очевиден. Купол в мавзолее Диоклетиана необычен примененным здесь приемом веерной кирпичной кладки, который до этого не встречался в римских постройках (см. рис. 3).

Архитектура Древнего Рима. Термесс (Малая Азия). Гробница Мамастис, середина II в. Общий вид и план
230. Термесс (Малая Азия). Гробница Мамастис, середина II в. Общий вид и план

В провинциях в погребальном зодчестве, так же как и в культовой архитектуре, большое значение сохраняли местные традиции предшествующих веков, а на Востоке — эллинистические традиции. Поэтому даже в сильно романизированных провинциях наряду с погребальными сооружениями чисто римского облика широко бытовали их местные типы, иногда дававшие любопытную картину смешения римских и провинциальных черт. В Северной Африке и Малой Азии были популярны гробницы в виде храмика на подии, которые в некоторых случаях приобретали восточный характер. Так, в гробнице Мамастис в Термессе (Малая Азия, середина II в. н. э.) портик фасада имел сирийский фронтон — характерно восточный мотив, применявшийся и в других типах сооружений (рис. 230). Были распространены и колумбарии, которые в Испании приобрели полукруглую форму плана (колумбарий в Кармоне, I в. н.э.).

Архитектура Древнего Рима. Катура (Сирия). Гробница, II в.
231. Катура (Сирия). Гробница, II в.

Провинциальное зодчество выработало свои, очень своеобразные типы гробниц. Любопытны сирийские подземные гробницы с погребальными камерами разных форм, куда с поверхности земли вел спуск, не оформленный наружным архитектурным объемом. Вместо него на некотором расстоянии от спуска воздвигалась пара поставленных рядом колонн, отмечавших место погребения (гробница в Сермаде, 141 г. н.э.). В аналогичной гробнице в Катуре конца II в. (рис. 231) вход вниз получил архитектурное оформление, к которому присоединились и колонны, в процессе дальнейшей эволюции этого типа все более объединявшиеся с внешним объемом гробницы.

Архитектура Древнего Рима. Петра. Гробница Эд-Дейр, I в. до н.э
232. Петра. Гробница Эд-Дейр, I в. до н.э

В области расселения набатейских племен сохраняли свою популярность скальные гробницы, имевшие иногда богато декорированный «барочный» фасад. Наиболее интересны высеченные в скалах розового песчаника гробницы Петры: Эль-Хазне (высотой около 20 м) и Эд-Дейр, высота которой достигает 44 м (рис. 232). Возможно, они были связаны с заупокойным культом. Эль-Хазне рассматривается некоторыми исследователями как храм Изиды, изображение которой украшает круглый объем второго яруса. Этот объем с коническим верхом, увенчанным урной, фланкирован прямоугольными выступами, завершения которых имеют вид углов фронтона. Стройность пропорций фасада, наличие в первом ярусе портика и обилие нарядного орнаментального декора отличают Эль-Хазне от близкой ей по композиции гробницы Эд-Дейр. Облик Эд-Дейр строже, а пропорции тяжелее. Датировка этих памятников окончательно не установлена. По-видимому, их следует отнести к I в. до н.э.

Архитектура Древнего Рима. Игель (близ Августы Треверов). Гробница Секундиниев, середина III в.
233. Игель (близ Августы Треверов). Гробница Секундиниев, середина III в.

В Рейнской области гробницы часто строились в виде высокого пилона с угловыми пилястрами, увенчанного пирамидой, которая завершалась капителью и акротерием. Из них наиболее известна гробница Секундиниев в Игеле около Августы Треверов (середина III в.) высотой 23 м, сплошь покрытая рельефами (рис. 233).

Архитектура Древнего Рима. Салоники. Мавзолей Галерия, 295—306 гг. План, разрез
234. Салоники. Мавзолей Галерия, 295—306 гг. План, разрез

В Греции, в Салониках (Фессалониках) в 295—306 гг. был возведен центрический мавзолей Галерия — типично римская ротонда, по конструкции близкая Пантеону, но вместо опайона освещенная рядом окон над восемью глубокими нишами (рис. 234). В V в. он был превращен в христианскую церковь Георгия.

Среди римских погребальных сооружений появилось много первоклассных произведений. Римские мавзолеи и гробницы сыграли большую роль в формировании типа центрического купольного здания. Они дали исходные решения каркасной и купольной систем, получивших в будущем широкое применение.


Глава «Погребальные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)