Архитектура США первых лет независимости (1776 г. — первая половина XIX в.)
Победа в войне за независимость и превращение английских колоний в самостоятельное государство имело существенное значение не только для развития архитектуры. В первую очередь это вызвало огромный подъем национального самосознания и вместе с тем и творческий подъем. Поскольку война за независимость носила характер буржуазной революции, молодая республика находилась в течение некоторого времени под властью демократических идей, которые, кстати, привлекли немало выдающихся деятелей, в том числе и архитекторов из Европы, главным образом из Франции. Большое влияние на архитектуру оказал и небывалый экономический подъем, а также возникшая необходимость в строительстве федеральной столицы и целого ряда административных и правительственных зданий.
Чувство национального самосознания находит свое непосредственное выражение в стремлении архитекторов освободиться от влияния Англии, бывшей в течение сотни лет законодателем архитектуры США. Так, происходит обращение от догматизма английской транскрипции итальянского ренессанса и палладианства к самостоятельному восприятию архитектуры античности.
Обращение к античной архитектуре и через нее к демократическим идеалам, способствовавшее в ряде случаев созданию гуманистических образов, характерно для творчества Томаса Джефферсона (1743—1826) — одного из выдающихся деятелей американской революции, третьего президента США (1797—1801), одновременно архитектора-любителя.
Рис. 22. Шарлотсвиль (Виргиния). Жилой дом «Монтичелло», 1775 г., Т. Джефферсон | Рис. 23. Ричмонд (Виргиния). Капитолий, 1785—1792 гг., Т. Джефферсон |
Рис. 24. Шарлотсвиль (Виргиния). Университет, 1826 г., Т. Джефферсон. Общий вид |
Если в своем наиболее раннем произведении — собственном доме «Монтичелло» в Шарлотсвиле (Виргиния), построенном в 1775 г. (рис. 22), он еще связан с палладианством, то в следующем своем произведении — Капитолии в Ричмонде (Виргиния) — он уже исходит из архитектуры античного храма в Ниме (1785—1792, рис. 23).
Особенно явственно выступает обращение к античности в его комплексе университета в Виргинии (Шарлотсвиль, 1822—1826). Он состоит из центрального здания библиотеки, представляющего уменьшенную в несколько раз копию римского Пантеона, и ряда расположенных параллельными рядами среди зелени зданий отдельных факультетов и домов преподавателей (рис. 24).
Чрезвычайно интересно сочетание в этом комплексе идей эстетических и педагогических: в этих зданиях даны всевозможные варианты античных ордеров, которые могут одновременно служить пособием для изучающих архитектуру.
Деятельность Джефферсона как архитектора и одновременно крупного государственного деятеля оказала влияние на архитектуру его времени, в частности, благодаря его дружбе с прибывшим из Англии арх. Б. Латробом (1764—1820), учениками которого были крупнейшие архитекторы Р. Миллс (1781—1855) и У. Стрикленд (1787—1855).
Наиболее значительным градостроительным мероприятием США в первые десятилетия федерального периода было создание генерального плана и строительство столицы — г. Вашингтона.
Вопрос строительства столицы был впервые поднят в 1783 г., но лишь в 1791 г. было принято окончательное решение.
Будущая столица занимала около 200 км² на левом берегу р. Потомак. Выбором территории руководил президент Вашингтон. Им же были определены и места для строительства основных правительственных зданий — Капитолия и дома президента. При выборе территории будущей столицы Вашингтон руководствовался в первую очередь наличием водных и топливных ресурсов, строительных материалов и особенно средств навигаций. Не последнюю роль играли и соображения эстетического характера, в частности, при выборе возвышенных точек для указанных правительственных зданий.
Несмотря на всю тщательность, проявленную при выборе территории, не все обстоятельства были учтены. В частности, не была изучена топография, в результате чего во многих частях города были обнаружены мягкие грунты, что вынуждало рыть глубокие котлованы для закладки фундаментов.
Автором генерального плана будущей столицы был майор Пьер Шарль Л’Анфан (1754—1826) — французский инженер и архитектор, прибывший в Америку добровольцем в 1777 г. двадцатитрехлетним юношей, чтобы участвовать в войне за независимость.
Республиканец по убеждениям, он по своим художественным взглядам был сродни архитекторам французского классицизма 2-й половины XVIII в. Его проект будущей столицы представлял собой сочетание традиционной для Америки прямоугольной сетки улиц и как бы наложенной поверх нее системы широких магистралей (рис. 25). Эти магистрали — авеню, имеющие ширину до 50 м, лучеобразно расходятся от площадей, образуемых в местах пересечений улиц, или следуют имевшимся ранее дорогам.
Рис. 25. Вашингтон. План центра города |
Это был план города, задуманный как система грандиозных перспектив, которые должны были замыкаться монументами великим людям республики, республиканскими учреждениями или общедоступными парками. Авеню, пересекающие сетку улиц по диагонали, должны были, по мысли автора, сокращать расстояние между отдельными зданиями. Все это свидетельствует о том, что в основе замысла архитектора лежали передовые для того времени демократические идеи.
Однако грандиозность размаха замысла Л’Анфана с самого начала встретила сопротивление. Впоследствии это недовольство, совпавшее с неверием в прочность федеральной столицы, роковым образом отразилось и на судьбе Л’Анфана, который был отстранен от дел и умер в нищете, и на судьбе самого города Вашингтона.
В результате отсутствия авторитетного контроля за прокладкой улиц на больших пространствах площадей стихийно создавались узкие улочки, которые застраивались дешевыми домами — будущими трущобами. Застраивались также предусмотренные в плане перспективы. Так, например, наперекор намерениям архитектора (Миллса) здание казначейства было поставлено так, что оно закрывало перспективу от Капитолия на Белый дом.
Между тем план Л’Анфана был во многом прогрессивен, в частности для будущего развития городского транспорта. Это привело к тому, что впоследствии было признано необходимым вернуться к первоначальному замыслу Л’Анфана.
Одним из проявлений политической самостоятельности США было широкое строительство парламентов штатов — Капитолиев.
Первым зданием Капитолия, явившимся прообразом десятков других аналогичных зданий, а также федерального Капитолия в Вашингтоне, был Капитолий в Бостоне (1787—1798), построенный арх. Ч. Балфинчем (1763—1844). Здание с колоннадным портиком и фронтоном, увенчанное куполом над центральной частью, занимало возвышенную точку, доминируя над городом (рис. 26).
Рис. 26. Бостон (Массачусетс). Капитолий, Ч. Балфинч |
Рис. 27. Вашингтон. Капитолий, Б. Латроб, Ч. Балфинч, Т. Уолтер и др. |
Рис. 28. Вашингтон. Казначейство, Р. Миллс |
Проектированию Капитолия в Вашингтоне предшествовал конкурс. Несмотря на то что победителем был арх. Торнтон, он осуществлял лишь незначительную часть, которая к тому же сгорела при пожаре 1814 г. В проектировании и строительстве Капитолия, которое растянулось более чем на 50 лет, принимали участие, кроме Торнтона, Халлет, Хобен, Балфинч, Латроб, Уолтер, Кларк. Балфинч строил центральную часть, Латробу принадлежат великолепные интерьеры входа в Сенат и ротонда — холл со статуями в палате представителей. Существующий в настоящее время огромный металлический купол Капитолия, сменивший деревянный, был построен по проекту Т. Уолтера (рис. 27).
Специфическими для 1-й половины XIX в. сооружениями явились здания банков, казначейств, таможен, бирж. Среди них банк Пенсильвании в Филадельфии, (арх. Латроб, 1799), банк США в Филадельфии (арх. У. Стрикленд), казначейство в Вашингтоне (арх. Миллс, рис. 28), быв. таможня в Нью-Йорке (архитекторы Таун и Дэвис, рис. 29), биржа в Филадельфии (арх. Стрикленд, рис. 30), биржа в Нью-Йорке (арх. Роджерс, рис. 31) — здания, выдержанные в духе классической архитектуры.
Рис. 29. Нью-Йорк. Таможня, И. Таун, А. Д. Дэвис. Общий вид, разрез | Рис. 30. Филадельфия (Пенсильвания). Биржа, 1832—1834 гг., У. Стрикленд |
Рис. 31. Нью-Йорк. Биржа, И. Роджерс | Рис. 32. Филадельфия (Пенсильвания). Джирард-колледж, 1833 г., Т. Уолтер. Общий вид, план и разрез |
Между тем в планах и разрезах этих зданий видно несоответствие классических форм назначению этих построек. Например, здание таможни в Нью-Йорке дополнено развитой подземной частью — хранилищем, в котором использованы интересные передовые для своего времени каменные конструкции.
Часто за античными формами сооружения скрывается не соответствующий им интерьер. Примером может служить здание Джирард-Колледжа в Филадельфии (1833, рис. 32). Автору — арх. Т. Уолтеру (1804—1865) — было предложено спроектировать колледж в определенном стиле, и он за великолепной колоннадой коринфского ордера, идущей вокруг всего периметра, скрыл три этажа, причем третий этаж расположен на уровне антаблемента и освещается через крышу.
Классические формы имели применение и в архитектуре жилых домов. Иногда это были лишь отдельные элементы фасада, например порталы входов жилых домов в Бостоне (так называемые дома Эплтона и Паркера), характерные своими выступающими закругленными частями фасада — эркерами, впервые примененными в архитектуре Америки (рис. 33).
Более широко классические формы представлены в жилых домах Нью-Йорка. За их узкими фасадами и высокими крыльцами скрываются интерьеры, решенные в откровенно античных формах (рис. 34, 35).
Еще более выраженный «классический» характер носит так называемая терраса Лафайетта в Нью-Йорке, в которой верхние два этажа скрыты за мощной колоннадой. Особенно прочно ордерная архитектура закрепляется в южных штатах — дом в Чарлстоне с его двухэтажной верандой (рис. 36), дом Ок Эллей в штате Луизиана с колоннадой вокруг всего дома (рис. 37), дом Диринга в штате Джорджия с его крупным ордером колонн являются примерами правильного использования общепринятых форм для своих климатических условий.
Характерны для 1-й половины XIX в. интенсивные поиски новых типов зданий. Так, например, в 1828 г. строится первое здание отеля в Америке — Тремонт-хауз в Бостоне (арх. И. Роджерс, 1800—1869; рис. 38). Комнаты расположены вдоль простого прямого коридора. На главный фасад выходят помещения общественного назначения. Обеспечен высокий по тому времени уровень комфорта, например санитарные узлы с проточной водой. Впервые в Америке, а возможно и в мире, механическое оборудование стало важным элементом архитектурного решения. Единственная классицистическая деталь в этом здании — скромный портик у входа.
Если в здании насосной станции в Филадельфии (1803, арх. Латроб) классические формы выражены довольно явственно, то в здании морского госпиталя (арх. Стрикленд) архитектурное решение фасада определяют наряду с портиком функционально необходимые галереи.
Интересный пример подчинения классической формы утилитарному назначению представляют собой здания складов, которыми в 30—40-годах были застроены многие улицы Манхеттена, прилегающие к Ист-Ривер. Строились они и в Бостоне.
Рис. 33. Бостон (Массачусетс). Жилой дом Эплтона и Паркера | Рис. 34. Нью-Йорк. Жилой дом, 1816—1820 гг. |
Рис. 35. Нью-Йорк. Жилой дом, XIX в. Интерьер | Рис. 36. Чарлстон (Южная Каролина). Жилой дом, XIX в. |
Рис. 37. Вашери (Луизиана). Дом Ок Эллей, 1836 г. | Рис. 38. Бостон (Массачусетс). Отель Тремонт, 1828—1829 гг., И. Роджерс. Общий вид и план |
Рис. 39. Нью-Йорк. Складское здание, 1835 г. | Рис. 40. Штат Род Айленд. Фабричное здание, XIX в. |
Рис. 41. Штат Род Айленд. Дома фабричных рабочих, XIX в. | Рис. 42. Образцовый фасад сельского жилого дома XIX в., М. Лафевер |
В этих домах над несущими простой гранитный архитрав монолитными столбами, часто с греческими капителями, возвышались четыре этажа кирпичной или гранитной стены, прорезанной окнами хороших пропорций. Стена завершалась слегка выступающим карнизом.
Строгая и вместе с тем гармоничная композиция складов бесспорно содержала зачатки того архитектурного направления, которое развилось впоследствии в Чикаго и получило название Чикагской школы.
Полностью свободны от элементов классической архитектуры фабричные здания и жилища фабричных рабочих; между тем в последних функциональная сторона решена неплохо (рис. 40; 41).
Таким образом, своеобразный вариант классицизма хотя и был господствующим, не был органичен и «размывался» изнутри многообразием функционального назначения сооружений. Не случайно архитекторы обращались иногда к другим формам. Например, арх. Хевиленд строил тюрьмы в готическом стиле, а иногда обращался и к египетскому.
Американские архитекторы 1-й половины XIX в. были людьми широкого кругозора. Об этом свидетельствует, например, то, что многие из них были хорошими инженерами, работавшими на строительстве доков и верфей, делавшими технические открытия (например, Миллс открыл огнестойкие конструкции, Стрикленд — газовое освещение).
Многие архитекторы, работавшие в манере классицизма, такие как Миллс, применяли металлические конструкции (здание Ведомства огнестойкости в Чарлстоне, 1823; здание Ведомства патентов в Вашингтоне, 1839). Архитектор Уолтер, автор Джирард-колледжа, выполнил купол Капитолия в Вашингтоне почти полностью из чугуна. В 1830 г. арх. Хевилакпом в Поттсвилле (Пенсильвания) был осуществлен первый «чугунный фасад». Арх. А. Юнг применял в зданиях таможен, строившихся массовым порядком, чугунные стойки, а в конструкциях перекрытия балки из сварочного железа.
Потребность в массовом строительстве жилых домов привела к упрощению процесса их изготовления в расчете на неквалифицированную рабочую силу и сокращению до минимума расхода древесины, что вызвало появление в 30—40-х годах своеобразной конструкции — «балун фрейм» (воздушный каркас).
Воздушный каркас собирался из часто поставленных легких деревянных брусков сечением 5X7,5 или 6,2 X 7,5 см. Средством соединения вертикальных и горизонтальных элементов были гвозди. Каркас ставился на каменный фундамент и заполнялся глиной с соломой, а позже кирпичом. Снаружи делалась простая обшивка досками, обычно в горизонтальном направлении.
Интенсивное развитие техники наблюдается в строительстве промышленных зданий. Так, если наиболее старая текстильная фабрика США в Поутукете (Род Айленд, 1793) была построена с применением традиционной деревянной конструкции, то по мере того, как интерьеры становились обширнее и в них устанавливались тяжелые машины, в них стали применять внутренний каркас из металлических стоек и балок.
Большое распространение получает создание образцовых проектов, например домов для сельской местности (арх. М. Лафевер, рис. 42). Широкой известностью пользуются образцовые проекты и печатные руководства бостонского архитектора А. Бенджамена, выдержавшие многократные переиздания.
Прогрессивные тенденции в архитектуре США находили отражение и в архитектурной теории и публицистике. Наиболее передовые взгляды, во многом предвосхищавшие теоретиков Чикагской школы, высказывал Горацио Гриноу. Он писал: «Вместо того, чтобы насильственно втискивать функции зданий разных родов в одну общую форму, приспосабливая внешние очертания к тому, чтобы создать зрительное впечатление или ассоциацию без отношения к внутреннему распределению пространства, давайте будем начинать изнутри как с ядра и затем двигаться вперед».
Глава «Архитектура США XVII — первой половины XIX в.» раздела «Америка» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Б.Б. Келлер. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий