Архитектура Латвии конца XVI — первой половины XIX в.
Латвия, до середины XVI в. находившаяся под властью Ливонского ордена, после его распада отошла к Швеции, образовав герцогство Курляндское, а небольшая часть ее на юге вошла в состав Польши. В начале XVIII в. Латвия стала частью Российской империи. Все эти перемены по- своему отражались на развитии латвийской архитектуры.
Поздняя готика в Латвии держалась до середины XVI в., когда появляются элементы ордерности, породившие в соединении со средневековыми приемами своеобразную архитектуру, предшествующую архитектуре изучаемой эпохи. Пример ее — пристройка, сделанная в 1587—1589 гг. к старой готической церкви Иоанна в Риге, когда эта доминиканская церковь, переданная латышскому лютеранскому приходу, стала тесной для него. Четыре тосканские колонны, несущие свод, делят здание на три нефа. Слегка стрельчатые арки, удлиненные кронштейны над колоннами и характер разбивки окон сближают интерьер пристройки с готическим интерьером церкви (рис. 1). Еще больше черт готики было в Троицкой церкви в Елгаве (1567—1615), имевшей такие же колонны и кронштейны под звездчатыми сводами, позволяющие думать, что автор обоих зданий — рижский мастер Фрезе.
Из деревянных церквей XVI в. сохранились церкви в Крутее близ Лиепаи (1594), перестроенная в XVII и XIX вв., и в Вейцборне (1537). Последняя состоит из сеней, квадратного в плане основного помещения, покрытого двускатной крышей, и многогранного алтаря. Башни у нее нет, и колокол висит под навесом над входом. Церковь 1704 г. на берегу озера Усма, Кулдигского района, прямоугольный неф которой переходит непосредственно в граненый алтарь, покрыта уплощенным коробовым сводом, украшенным живописью.
Рис. 1. Рига. Церковь Иоанна, пристройка, 1587—1589 гг. Интерьер | Рис. 2. Рига. Жилой дом, 1646 г. |
Рис. 3. Рига. Дом Рейтерна, 1685 г., Бинденшу | Рис. 4. Рига. Дом Данненштерна, 1696 г. |
Рис. 5. Рига. Жилой дом, XVIII в. Обрамление внутреннего проема | Рис. 6. Рига. Реформатская церковь, 1731 г., К. Мейнерт. Фасад и план |
В архитектуре жилых домов рижских горожан также долго сочеталась средневековая композиция основного объема узкого, стоящего торцом на улицу здания с высоким щипцом с новыми чертами — симметричным размещением окон, ордерным порталом из тесаного камня и волютами, украшающими ступени щипца (рис. 2). Декорировка фасадов была довольно плоской, а рустовка иногда писалась красками (дом на улице Тиргоню, перестроенный в 1698 г.). С конца XVII в. такие дома стали располагаться длинной стороной по улице, что позволило шире применять на их фасадах ордер. Большой ордер был впервые применен в Риге арх. Бинденшу в 1685 г. в доме купца Рейтерна, портал которого украшен свободно стоящими колоннами (рис. 3). Там же, на улице Маршталю, в доме Данненштерна (1696) два плоских ризалита с фронтонами отмечают богатые порталы входов, а фасад украшен большим ордером. Высота крыши, вмещающей пятиэтажный чердак, в 1,5 раза превышает высоту фасада (рис. 4). Интерьеры таких домов не сохранились, и только резной деревянный портал, хранящийся в Рижском историческом музее, дает некоторое представление о их былом убранстве (рис. 5). Каменные порталы украшали и фасады амбаров, строившихся, как и раньше, торцом на улицу, в несколько этажей, с многоэтажным чердаком и вынесенным наружу воротом для подъема товаров.
События начала XVIII в. не сразу сказались на архитектуре Латвии, уже имевшей свои традиции и своих мастеров. О связях латвийских построек XVIII в. с более ранними говорит рижская реформатская церковь (1731, арх. К. Мейнерт), где узкий средний ризалит западного фасада, прорезая аттик, сливается с башней, а мощные тосканские пилястры, продолженные раскреповками антаблемента и аттика, и высокие окна с каменными переплетами придают ей почти готический вертикализм (рис. 6).
В сельских церквах Курземе (западная Латвия) черты барокко появились во 2-й половине XVII в. во внутреннем убранстве церквей в Едоле и Априки. Их однонефные помещения перекрыты сводами: церковь в Едоле — каменными, в Априке — деревянными с резьбой и росписью. Снаружи эти церкви очень просты. Их коренастые башни на западном фасаде и гладкие стены, прорезанные небольшими окнами, лишены декора. Церковь в Лестене (1704—1709) восемью столбами с пилястрами делится на три узких, но высоких нефа. Такой же, напоминающий готику вертикализм чувствуется и в интерьере Троицкой церкви в Лиепае (1758, арх. И. К. Дорн из Кенигсберга), где вместо столбов своды поддерживают высокие коринфские колонны.
Рис. 7. Адажи. Церковь, 1750 г. | Рис. 8. Дагда. Церковь, 1714 г. |
В постройках центральной Латвии (в Видземе) башня включается в общий объем церкви, венчая западный фасад. Тщательная обработка фасадов служит контрастом сравнительно скромным интерьерам. Таковы церкви в Лимбажи (1686) и Матиси (1687) зодчего Бинденшу (его же фасад рижской церкви Петра с высокой башней и тремя порталами с коринфскими колоннами и скульптурами). В позднебарочных видземских церквах, как в Адажи близ Риги (1750), уже применяются свойственные местному раннему классицизму овальные окна и вазы (рис. 7). В церквах католической Латгалии (юго-восток Латвии) заметно влияние итальянского барокко, пришедшее через Польшу и Литву. Эти церкви трехнефные с двумя высокими угловыми башнями и богато украшенными фасадами между ними (Пасена, 1751) или без башен (Краслав, 1763). Есть вариант с крестообразным планом и двумя невысокими башнями (Дагда, 1714, рис. 8)
Помещичьи дома, в XVII в. отличавшиеся от крестьянских лишь размерами (усадьба Биксте, район Талей), в XVIII — начале XIX в. получают вторые этажи, парадные помещения, лоджии и портики. Но эти изменения относятся уже к эпохе классицизма, а барокко в его петербургском варианте наиболее сильно сказалось в дворцовых постройках всесильного временщика времени императрицы Анны — герцога Бирона — в Елгаве и Рундале, возведенных по проектам и под наблюдением петербургского обер-архитектора В. В. Растрелли. Летний дворец в Рундале был начат постройкой в 1736 г., а Елгавский — в 1738 г., но арест Бирона в 1740 г. и его ссылка прервали их строительство до 1763 г. Елгавский дворец был закончен частично (второй этаж главного корпуса) и пострадал от пожаров 1788, 1919 и 1944 гг. Лучше сохранился дворец в Рундале, почти законченный до смерти Бирона (1772).
Рис. 9. Рундале. Дворец, конюшни, 1760-е годы, В.В. Растрелли. Фасад, генплан |
Состоящий, как и Елгавский, из трех корпусов, расположенных «покоем» возле парадного двора, замкнутого с другой стороны полукругом конюшен 1760-х гг., дворец имеет вестибюль с двумя рядами колонн, соединяющий парадный двор с парком, и парадные залы второго этажа — «Золотой», облицованный розовым мрамором с золотыми орнаментами, и «Белый», украшенный выполненными берлинским скульптором И. М. Граффом барельефами. Фасады дворца скромны, а во внутренней отделке, относящейся, как и чудесные конюшни (рис. 9), к последним работам знаменитого архитектора, применены не свойственные его петербургским постройкам приемы (вроде размещения лепнины возле плафона при почти гладких стенах). Стиль Растрелли не нашел непосредственного отзвука в последующих постройках в Латвии, и сменивший его на посту архитектора герцогского двора датчанин С. Енсен, заканчивавший начатые Растрелли дворцы в Свете и Вирцаве и построивший здание Academia Petrina в Елгаве (1775), стремился подчеркнуть вертикализм композиции членениями стен, колоннами портиков и обработкой башни Академии, что вместе со сдержанностью и некоторой сухостью деталей сближает его постройки с более ранними постройками местных мастеров.
Местные традиции жили в архитектуре Латвии и в период классицизма в работах местных мастеров и военных инженеров русской службы, вроде Ф. фон Эттингера — автора законченной в 1765 г. рижской ратуши с дорическим портиком и еще барочной башенкой наверху (рис. 10) — или С. Зеге, сделавшего проект Петропавловского собора в рижской цитадели. Этот собор, крестообразный в плане, увенчанный куполом с фонариком и имеющий стройную колокольню, был построен под руководством крупнейшего рижского архитектора 2-й половины XVIII в. К. Хаберланда (1750—1803), начавшего свою деятельность в качестве мастера-каменщика и получившего архитектурное образование в Берлине и Дрездене, где еще сильны были отзвуки барокко, чувствующиеся и в его работах.
Рис. 10. Рига. Ратуша, 1765 г., Ф. фон Эттингер |
Рис. 11. Рига. Жилой дом, XVIII в., К. Хаберланд. Обмерный чертеж |
Жилые дома Хаберланда — трех-четырехэтажные, с рустованным нижним этажом и верхними, украшенными медальонами, гирляндами и розетками, сосредоточенными главным образом в центре фасада. Иногда средняя часть украшалась каннелированными пилястрами большого ордера, верхний этаж трактовался как аттиковый (рис. 11), а в угловых домах внешний угол срезался под 45° и украшался эркером или трехчетвертной колонной. Парадные помещения Хаберланд часто делал круглыми и овальными, украшая их пилястрами, нишами и барельефами. Из построенных им общественных зданий сохранилась включенная в нынешнее здание Рижского Исторического музея городская библиотека с большим залом, разделенным на три нефа 36 парными коринфскими колоннами. Последней крупной работой Хаберланда была купольная церковь-ротонда в Катлакалне близ Риги (1791—1792).
В дальнейшем классицизм в Латвии несколько сближается с русским вследствие применения образцовых проектов фасадов, разработанных петербургскими архитекторами и непосредственного участия некоторых из них (Д. Кваренги, возможно И. Лукини) в проектировании и постройке отдельных зданий в Риге и других местах. Образцовые проекты фасадов, видимо, использовались при застройке предместий Риги, восстанавливавшихся губернским архитектором Ф. Брейткрейцем после их сожжения в 1812 г. при приближении наполеоновских войск. При этом в предместьях появились каменные дома, на площади были запроектированы церкви и начаты работы по устройству парков и озеленению берегов городского канала.
Рис. 12. Рига. Церковь Иисуса, 1819—1822 г. План | Рис. 13. Рига. Церковь Александра Невского, 1820—1825 гг. |
Рис. 14. Рига. Триумфальные ворота, 1815—1817 гг. | Рис. 15. Пригородная усадьба. Жилой дом, XVIII в. |
Возможно, что тот же архитектор, используя образцовые фасады, построил огромное здание русского гостиного двора в Московском предместье, где им же на восьмиугольной площади на пересечении двух улиц была построена деревянная церковь Иисуса (1819—1822), восьмиугольная с четырьмя ризалитами, украшенными пилястрами (западный — дорическим портиком) и плоским куполом, опирающимся на ионические колонны (рис. 12). Сходство с ней православной церкви Александра Невского в том же городе (1820—1825, рис. 13) позволяет предполагать и здесь авторство Брейткрейца. Из других рижских построек этого времени следует отметить сооруженные в 1815—1817 гг. у Петербургской заставы Триумфальные ворота в память победы 1812 г. (рис. 14). Римско-ионический ордер колонн и мелкие модульоны карнизов этих ворот еще родственны постройкам конца XVIII в. Таможенный пакгауз, построенный в 1828—1832 гг., возможно по проекту архитектора таможенного ведомства И. Ф. Лукини, суровый и монументальный, более близок к петербургским постройкам его времени. Чередование окон с 11 портиками и повышение средней части, увенчанной дорическим карнизом, спасают от монотонности длинный фасад, замыкающий площадь и красиво контрастирующий с возвышающимися за ним шпилями средневековых церквей.
Во 2-й половине XVIII и начале XIX в. возле Риги появилось много пригородных усадеб, где зажиточные горожане проводили летнее время. Дома этих усадеб были обычно деревянными одноэтажными с мансардой, вмещавшей спальни. Они развивали план крестьянского трехчастного дома с черной кухней, но парадная комната часто делалась круглой или овальной. Более дворцовый характер приобретают усадьбы с расцветом классицизма, достигающего высшего развития во дворце графа Медема, в его курземском имении Эллея, построенном по проекту Д. Кваренги в 1806—1810 гг. и разрушенном во время первой мировой войны. Это было прямоугольное в плане двухэтажное здание с шестиколонным ионическим портиком и купольным двухсветным залом в средней части. В дальнейшем формы классицизма широко распространились в усадебной архитектуре, приобретая местный, сельский характер, упрощенный, порой наивный, но способствовавший лучшей связи между архитектурой и природным окружением (рис. 15). Этому способствовала и планировка усадеб, более свободная и живописная в Видземе на его пересеченной местности, чем в Курземе и Земгале с их относительно спокойным рельефом. Там обычным был прием композиции с парадным двором, в глубине которого стоял дом, чаще двух-трехэтажный с ионическим портиком, а с боков располагались одноэтажные флигеля. Таковы курземские усадьбы Эллея, Кацданга, Вандзене, Межотне, Дурбе, Свитене и др. Дворец в усадьбе Кацданга построен по проекту берлинского архитектора И. Берлица, работавшего с 1800 г. в Курземе и построившего ряд зданий, лучшим из которых является вилла Медем в Елгаве (1818).
Связанная в своем развитии с архитектурой Швеции, северной Германии, а затем и России архитектура Латвии прошла в XVII—1-й половине XIX в. через общие для большинства европейских стран стадии барокко и классицизма, не лишенных известного своеобразия, отвечающего местным потребностям, возможностям и традициям. Для местного варианта барокко характерны сохранение некоторых элементов не только Ренессанса, но и поздней готики, простота композиции и сдержанность декоративного убранства, обусловившие легкость перехода от него к классицизму, сохранявшему до самого конца XVIII в. отдельные черты барокко. Так же, как и для соседних стран, 1830—1840-е гг. были для архитектуры Латвии временем упадка классицизма и вступления ее на путь эклектики.
Глава «Архитектура Латвии конца XVI — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: А.К. Бирзениек. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий