Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в.

С середины XVII в. и до 1718 г. значительно укрепилась власть шведских королей и возросла политическая и экономическая роль Швеции. Этот период был ознаменован расцветом шведской архитектуры.

Дворянство, вернувшееся из военных походов с тягой к роскоши и богатству, стало не только усиленно отстраивать свои загородные имения, но и строить особняки в столице в связи с централизацией управления страной.

Схематическая карта. Страны Скандинавии и Прибалтики: Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва

Развитие шведской архитектуры XVII в. по художественным признакам можно классифицировать следующим образом.

С 1600 г. до середины столетия преобладало воздействие традиций немецкого и голландского Ренессанса.

С 1637 г., т. е. со времени приезда в Швецию французского архитектора Симона де Ля Вале (ум. 1642), и до 60—70-х годов XVII в. получает развитие искусство, идущее от классицизма Франции Людовика XIV и голландского палладианства.

Начиная с 1650 г. в архитектуре Швеции становится довольно заметным влияние римского барокко, сохранившееся до первых десятилетий XVIII в. В этот период шведское зодчество достигает вершины своего развития.

Эту периодизацию следует принимать весьма условно, ибо для творчества шведских архитекторов и работающих в XVII—XVIII вв. в Швеции иностранных зодчих характерно то, что на основе опыта барокко и классицизма других европейских стран они создавали самобытные произведения, отмеченные, традиционными чертами шведской архитектуры, — ясностью и простотой объемов зданий, строгостью ритма и сдержанностью орнаментовки.

Ведущими архитекторами во 2-й половине XVII в., осуществившими поворот в градостроительстве Швеции, были Жан де Ля Вале (1620—1696), Никодим Тессин Старший (1615—1681) и сын его Никодим Тессин Младший (1654—1728), которые находились на службе королей Карла XI и Карла XII.

В Стокгольме появились первые районы регулярной застройки. К северу от средневекового ядра столицы возникла прямоугольная сетка улиц, из которых главными были улица Короля и улица Королевы.

Сохранился типичный для этого времени проект длинной прямой улицы, ведущей через город Стокгольм и новый мост прямо до королевского дворца. Осуществление этого проекта, разработанного в 1654 г. Жаном де Ля Вале, вызвало бы снос многих зданий, и поэтому он не был воплощен в жизнь.

Самый грандиозный градостроительный проект, превращавший новый королевский дворец в репрезентативный центр целого городского района, был разработан Тессином Младшим и утвержден Карлом XII в 1713 г. В проекте предлагалось проложить парадную улицу, проходящую через два моста к симметрично застроенной площади Густава Адольфа, все набережные спрямить, вокруг нового королевского дворца создать монументальный регулярный ансамбль общественных зданий, площадей, улиц, мостов. Осуществлению этого замысла помешали тяжелые времена экономического упадка страны, наступившие в Швеции после военных поражений. Однако застройка площади Густава Адольфа и Северный мост (Нурбро) были позже выполнены отчасти в соответствии с замыслом Тессина.

Над проектом застройки района, окружающего королевский дворец, позже работал арх. Эрик Пальмстед (1741—1803). По его проекту симметрия, открытые перспективы и осевые композиции, круглые и полукруглые площади должны были внести элемент регулярности в планировку района, окружающего средневековое ядро города. Но и этот проект также остался на бумаге.

Таким образом, грандиозные идеи перестройки Стокгольма, согласно требованиям эпохи барокко и классицизма, в целом не были осуществлены. Однако архитекторы того времени оставили в Швеции целый ряд замечательных сооружений, расположенных очень удачно в градостроительном отношении на берегу озер и в больших парках.

Одно из наиболее красивых зданий классицизма XVII в. в Швеции — так называемый Рыцарский дом в Стокгольме (рис. 1). Первоначальный проект Рыцарского дома принадлежит арх. Симону де Ля Вале. В своем проекте архитектор задумал создать большой комплекс зданий наподобие Люксембургского дворца в Париже. Однако был построен только главный дом, закладка фундаментов которого состоялась в 1641 г., за два года до смерти Симона де Ля Вале.

Завершить строительство Рыцарского дома (1641—1674) пришлось голландскому архитектору Юстусу Вингбоонсу и сыну Симона — Жану де Ля Вале в 1674 г. Первый из них является автором красивых фасадов прямоугольного в плане двухэтажного здания. Фасады из светло-красного кирпича вертикально расчленены светло-серыми пилястрами в коринфском ордере на всю высоту здания, что характерно для голландского палладианства. Ритм пилястр получает особенно сильное звучание благодаря протяженности здания. Центральный фронтон фасада украшен фигурами.

Своеобразие этого архитектурного памятника заключается в сочетании палладианского фасада с барочно сложным очертанием крыши. Подобные формы крыши получили большое распространение в Швеции в XVII и XVIII вв. и редко встречаются в других странах.

Архитектура Швеции: Стокгольм. Рыцарский дом, 1641—1674 гг., С. де Ля Вале, Ю. Вингбоонс, Ж. Де Ля Вале Архитектура Швеции: Стокгольм. Дворец Оксенстьерна, 1650 г., Ж. де Ля Вале
Рис. 1. Стокгольм. Рыцарский дом, 1641—1674 гг., С. де Ля Вале, Ю. Вингбоонс, Ж. Де Ля Вале Рис. 2. Стокгольм. Дворец Оксенстьерна, 1650 г., Ж. де Ля Вале

После возвращения из Рима в 1650 г. Жанде Ля Вале строит дворец Оксенстьерна, замыкающий перспективу одной из центральных улиц «Старого города» Стокгольма (рис. 2). Дворец выдержан в формах римского раннего барокко. Первый его этаж оформлен в виде рустованного цоколя. Над ним возвышаются два основных этажа с промежуточным невысоким этажом. Автор применил прогрессивный для того времени прием — иллюзорное перспективное построение оконных проемов, четко выделяющихся на фоне гладкой стены, скромно украшенной гирляндами.

Жану де Ля Вале принадлежит проект дворца Бонде, построенного рядом с Рыцарским домом в 1660 г. К работам этого зодчего относятся также церкви Катарины и Хедвиги Элеоноры в Стокгольме — храмы центрической композиции с куполами, возведенными в более позднее время.

Одним из наиболее известных памятников шведской дворцовой архитектуры классицизма является Дротнингхольм, возведенный в 60—70-х годах XVII в. Ав-тор проекта Никодим Тессин Старший получил архитектурное образование под руководством Симона де Ля Вале. Представление о его творчестве дает собор в г. Кальмар (1660), представляющий в плане сочетание центрического и базиликального решения, отражающего несомненно влияние архитектуры итальянских церквей конца XVI в. (рис. 3).

Архитектура Швеции: Кальмар. Собор, 1660 г., Н. Тессин Старший Архитектура Швеции: Дротнингхольм. Дворец близ Стокгольма, 1660—1670 гг., Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. Фасад со стороны парка
Рис. 3. Кальмар. Собор, 1660 г., Н. Тессин Старший Рис. 4. Дротнингхольм. Дворец близ Стокгольма, 1660—1670 гг., Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. Фасад со стороны парка и план центральной части дворца
Архитектура Швеции: Дротнингхольм. Дворец близ Стокгольма, 1660—1670 гг., Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. План центральной части дворца

После ряда посещений Франции, Италии и других стран у Тессина вырабатывается свой стиль, который можно характеризовать как эклектический классицизм, так как в нем смешиваются итальянские, французские и голландские формы. Этот стиль проявился в ряде городских и сельских усадеб и дворцов, среди которых одно из первых мест принадлежит дворцу Дротнингхольм (рис. 4), построенному вблизи Стокгольма. Это большое и протяженное здание, явившееся своего рода подражанием Версальскому дворцу в Париже, было построено для вдовствующей королевы Хедвиги Элеоноры. Его главный фасад, обращенный в сторону парка, строго симметричен. С обоих концов его выступают ризалиты. Широкая наружная лестница ведет к трем центральным арочным дверным проемам. Фасад расчленен лопатками, замыкающимися над окнами второго этажа, и завершается фризом с триглифными консолями и метопами, украшенными изображениями военных доспехов. По углам дворца расположены четыре павильона. Они ниже главного корпуса на один этаж. К павильонам примыкают четыре низких флигеля, еще более удлиняющих здание и подчеркивающих высоту его центральной части.

Строительство дворца было завершено сыном Тессина — Никодимом Тессином Младшим. Последний осуществил роскошное внутреннее убранство, а также планировку и благоустройство парка в стиле Ленотра. Это сооружение послужило образцом для многих загородных дворцов своими празднично развернутыми флигелями и белыми стенами, контрастирующими с темной зеленью парка.

В наши дни многие из этих дворцов и парков пришли в упадок. Некоторые из них, в том числе парк дворца Дротнингхольм с его фонтанами и каскадами, восстановлены.

К поздним работам Тессина Старшего относятся также здания Южной ратуши и Государственного банка в Стокгольме, законченных строительством в формах итальянского барокко его сыном Тессином Младшим.

В конце XVII и начале XVIII в. шведская архитектура достигла апогея своего развития благодаря творчеству выдающегося зодчего Никодима Тессина Младшего (1654—1728). Он значительно превзошел своего отца мастерством и талантом.

Тессин Младший был известен за пределами Швеции: участвовал в проектировании Лувра в Париже и дворца Амалиенборг в Копенгагене. Длительное пребывание во Франции, Италии и других странах оставило глубокий след в его творчестве. Наиболее сильные впечатления он вынес из Рима с его ренессансной и барочной архитектурой. Творчество известного итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, с которым он лично встречался, вдохновляло его на протяжении всей его архитектурной деятельности.

Самым крупным произведением Тессина Младшего был королевский дворец в Стокгольме. Проект реконструкции старого дворца был начат им в 1690 г., но лишь в 1697 г. после пожара дворца архитектор получил возможность построить королевский дворец заново. Это был самый крупный дворец в скандинавских странах.

Архитектура Швеции: Стокгольм. Королевский дворец, 1697—1754 гг., Н. Тессин Младший
Рис. 5. Стокгольм. Королевский дворец, 1697—1754 гг., Н. Тессин Младший. На плане: А — дворец; Б — неосуществленные конюшни
Архитектура Швеции: Стокгольм. Королевский дворец, 1697—1754 гг., Н. Тессин Младший. На плане: А — дворец; Б — неосуществленные конюшни

Монументальное, строгое и ясное по своим общим формам сооружение с высоким цоколем очень выгодно расположено на берегу озера Мэларен (рис. 5). Дворец представляет собой огромное квадратное каре. Над пропорциями двора внутри каре автор много работал, о чем свидетельствует ряд сохранившихся эскизов. В результате ему удалось найти оптимальные пропорции дворового пространства.

С восточной стороны основного корпуса дворца выступают два низких крыла в сторону озера Мэларен. Между ними за высокой подпорной стеной расположен сад. С западной стороны перед дворцовым зданием образуется курдонер между двумя изогнутыми в плане галереями. Сочетания высоких и низких объемов, группировка отдельных флигелей и крыльев интересны и самобытны.

Все четыре фасада главного корпуса дворца решены по-разному. Северный фасад дворца, построенный Тессином еще в 1692 г. и уцелевший после пожара, имеет наиболее лаконичные формы. Эффект его высокого цоколя усиливается широким пандусом впереди него. Южный фасад украшен колоннадой коринфского ордера с разорванным антаблементом, над которым возвышаются скульптурные изображения фигур и военных доспехов. Это праздничное центральное пятно рельефно выделяется на почти гладком фоне большой стены дворца.

Среди многочисленных внутренних помещений дворца, оформленных Тессином и его последователями, а также приглашенными французскими художниками и ремесленниками, особенно выделяется галерея Карла XI, расположенная в северном крыле. Эмоциональное воздействие анфилады комнат возрастает по мере движения от внутренних жилых покоев к роскошно оформленным залам.

Во время неудачных для Швеции военных походов Карла XII работы на строительстве дворца были временно прекращены, но они возобновились незадолго до смерти Тессина, т. е. в 1727 г., и были закончены в основном в 1754 г. В 1737 г. с основанием Шведской академии художеств в Стокгольме первые шведские архитекторы также стали привлекаться к оформлению интерьеров дворца, получивших все художественные оттенки от барокко до классицизма. Однако внешний облик дворца, несмотря на влияние барокко, полностью соответствует строгому классическому духу проекта Тессина.

Среди шведских зодчих, работавших в то время, известны Карл Хорлеман (1700—1753) — последователь Тессина в строительстве дворца, К. Ф. Аделькранц (1716—1796) — автор небольшого загородного дворца Кина в парке Дротнингхольма (1763), а также арх. Жан Эрик Рен (1717—1793), создавший в своих интерьерах так называемый стиль Густава III — своего рода переходные формы между барокко и классицизмом.

Во времена царствования Густава III (1771—1792) наступил новый период расцвета искусства и литературы. Однако большая часть запроектированных в то время крупных королевских сооружений, предназначенных для празднеств и развлечений, не была осуществлена. Архитектор Жан Эрик Рен построил в Стокгольме Оперный театр им. Густава III, архитектура которого еще находилась под сильным французским влиянием тех лет. В конце XVIII в. начал пробиваться французский «ампир», зачинателем которого в Швеции был французский архитектор Жан Луи Депре (1743—1804).

Депре составлял по заказу короля проекты гражданских зданий и ансамблей, из которых самым известным является проект роскошного дворца Хага, выполненного в античном духе. Это здание, начатое в 1788 г., так и не было завершено. В г. Гётеборге работал в то время С. В. Карлберг (1745—1814), который построил дворцовую усадьбу Гуннебо — типичный для того времени шведский загородный дворец. Наряду с дворянством заказы архитекторам стали давать купцы, владельцы мануфактур, заводов. Началась культура крупных усадьб.

После 1792 г. наступил заметный застой в шведском зодчестве. Только начиная с 1820 г. снова активизировалось строительство ряда общественных зданий в формах лаконичного, но монументального шведского ампира. К ним относятся здание Университетской библиотеки (1819—1826) в г. Упсала (арх. К. Ф. Сундваль, 1754—1831, рис. 6) и госпиталь стокгольмского гарнизона (арх. К. Г. Гьервель, 1766—1837). Особенно строгой и спартанской является архитектура стокгольмских казарм, лишенная всякой орнаментики. Автор казарм арх. Фредерик Блом (1781—1853) проектировал также церковь Скепсхольмскирке в Стокгольме, которая представляет собой миниатюрную копию Пантеона, а также загородный дворец Розендаль около Дюргорден. В последнем прекрасно оформлены интерьеры, которые можно считать лучшим образцом стиля Карла Юхана, т. е. шведского ампира.

Архитектура Швеции: Упсала. Университетская библиотека, 1819—1826 гг., К. Ф. Сундваль Архитектура Швеции: Остров Фресе на озере Стуршьен. Деревянная звонница, 1754 г.
Рис. 6. Упсала. Университетская библиотека, 1819—1826 гг., К. Ф. Сундваль Рис. 7. Остров Фресе на озере Стуршьен. Деревянная звонница, 1754 г.
Архитектура Швеции: Худиксваль. Церковь, 1672 г. (восстановлена в 1715 г. после пожара) Архитектура Швеции: Нючепинг. Ратуша, 1720 г.
Рис. 8. Худиксваль. Церковь, 1672 г. (восстановлена в 1715 г. после пожара) Рис. 9. Нючепинг. Ратуша, 1720 г.

Характерны для шведского народного зодчества XVII—XVIII вв. деревянные звонницы, часто сооружаемые рядом с сельскими церквами. Такие звонницы нашли применение еще в средних веках, но, начиная с XVII в., они приобретают барочные формы. В провинции Емтланд и прилегающих к ней районах в конструкцию звонницы обычно входили восемь деревянных наклонных столбов, образующих восьмигранную башенку, завершаемую шпилем с луковичным основанием. Снаружи столбы и крыша покрывались фигурным гонтом. Одна из наиболее красивых звонниц такого типа сохранилась на высоком холме острова Фресе на озере Стуршьен (1754, рис. 7).

Некоторые памятники архитектуры XVII—XVIII вв. провинциальных городов Швеции отражают типично шведские черты архитектуры в большей степени, чем столичные сооружения, например церковь в Худиксвалле, построенная в 1672 г. и восстановленная после пожара в 1715 г. (рис. 8). Гладкие белые стены башни церкви, прорезанные небольшими арочными проемами, завершаются красивой по силуэту барочной крышей с круглыми часами. Крыша переходит из четырехгранного основания в восьмигранник и завершается шпилем с луковичными утолщениями.

Другой типичный пример шведской провинциальной архитектуры начала XVIII в.— ратуша в г. Нючепинге (1720, рис. 9). Простой четырехугольный объем этого двухэтажного здания с фасадами, расчлененными плоской рустованной аркатурой, завершается мансардной черепичной крышей, украшенной барочной башенкой с изящной ротондой.

В середине XIX в. в городах Швеции, как и во многих городах Европы, наступил период историзма, подражания историческим стилям всех стран и всех времен. В 20-х годах XX в. многие крупные архитекторы снова вернулись к классическим формам античности, но этот неоклассицизм был фактически последним отзвуком историзма.


Глава «Архитектура Швеции второй половины XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Г. Гроссман. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)