Архитектура Дании последней четверти XVII — первой половины XIX в.
С установлением абсолютизма (1660) в Данию приходят и типичные для абсолютистских государств формы архитектуры с ее осевыми симметричными композициями планов крупных дворцовых сооружений, регулярных парков, а также новых городских районов. Облик новых репрезентативных сооружений отличается строгостью и сдержанностью. Трезвому характеру датчанина-протестанта не соответствовали чувственные, беспокойные формы барокко, характерные для католического Юга Германии и Австрии.
В Дании при прямом влиянии архитектуры Голландии и Англии утверждается голландское направление классицизма XVII в. с его простыми формами и четкими членениями фасадов дворцов и особняков. К наиболее выдающимся сооружениям этой эпохи относятся: дворец Шарлоттенборг (1672—1683), построенный по проекту Эверта Янссена (ум. около 1690), ныне Академия художеств, откуда вышла плеяда датских архитекторов, и церковь Спасителя в Копенгагене (1682—1696, рис. 1) Ламберта ван Хавена (1630—1695).
Рис. 1. Копенгаген. Церковь Спасителя, 1682—1696 гг., Л. ван Хавен; шпиль, 1749—1752 гг., Л. Тура. Гравюра | Рис. 2. Копенгаген. Церковь Спасителя. Вид колокольни |
Рис. 3. Копенгаген. Дворец Фреденсборг, 1720 г. И. Кригер. Парковый фасад | Рис. 4. Копенгаген. Площадь дворцового ансамбля Амалиенборг, 1750—1756 гг. Н. Эйтвед |
Дворец Шарлоттенборг обладает всеми атрибутами палладианства в его сдержанной нидерландской интерпретации. Здание имеет подвальный этаж, служебный первый этаж, высокий парадный бельэтаж и низкий подсобный мезонин. Фасад расчленен ордером пилястр, проходящих через все три этажа, и увенчан раскрепованным карнизом и ажурной балюстрадой. Окна бельэтажа украшены изящными треугольными сандриками.
Церковь Спасителя завершается оригинальным шпилем с винтовой открытой галереей вокруг него (рис. 2). Шпиль построен позднее (1749—1752) по проекту Лауридса Тура (1706—1759). По заявлению самого строителя, шпиль создан по образцу винтовой башни церкви Сан Иво в Риме (арх. Ф. Борромини),однако в церкви Спасителя шпиль, смело вытянутый вверх, приобрел изящество и характер типично копенгагенского шпиля. По проекту Л. Тура построен также небольшой, изящный по формам и цельный по объему дворец Эрмитаж (1734—1736), расположенный в лесу Дюрехавен недалеко от Копенгагена.
В середине XVII в. голландцем Г. Рузе (1624—1679) был спроектирован и частично застроен особняками копенгагенской знати новый городской район Копенгагена к северу от крепостных валов. Сеть прямых широких улиц этого района заметно отличается от планировки центрального ядра города с его средневековыми кривыми переулками.
После пожара Копенгагена в 1728 г. для восстановительных работ в Данию прибыло много мастеров из-за рубежа, особенно из Голландии и Германии. Они принимали участие и в строительстве королевских дворцов Фредериксберг, Фреденсборг (рис. 3), Кристиансборг и Хёрсхольм (из них только первые два сохранились в своем первоначальном виде). Эти дворцы имеют регулярные парки и отличаются роскошными внутренними залами, для отделки которых приглашались итальянские мраморщики и штукатуры. Однако наиболее выдающимся градостроительным и архитектурным произведением XVIII в., занявшим достойное место среди сокровищ всемирной архитектуры, является комплекс королевского дворца Амалиенборг (1749), построенный архитекторами Н. Эйтведом (1701—1754) и Н. Жарденом (1720—1799) в новом, созданном тогда городском районе Копенгагена (рис. 4 и 6); на пересечении двух новых улиц (Амалиегаде и Фредериксгаде) была образована прекрасная по пропорциям восьмигранная площадь. В центре площади установлен памятник — конная статуя короля Фредерика V, обращенная лицом к большой центрально-купольной, так называемой Мраморной церкви (рис. 5), замыкающей одну из улиц, ведущих к площади.
На восьмигранную королевскую площадь выходят четыре трехэтажных, одинаковых по наружному оформлению дворцовых корпуса, построенных в свое время по заказу четырех дворянских семей. Фасады этих зданий имеют колоннады в средней части, а по бокам пилястры. По формам близкие дрезденской дворцовой архитектуре, они спокойнее и строже. Между двумя дворцовыми корпусами поставлены триумфальные ворота ионического ордера, построенные в конце XVIII в. арх. К. Ф. Харсдорфом (1735—1799).
Большая Мраморная церковь, начатая по проектам Н. Эйтведа и Н. Жардена в XVIII в., была закончена только в 1894 г. по проекту арх. Фердинанда Мельдаля (в формах римского барокко).
Весь район, окружающий дворец Амалиенборг (рис. 6), застраивался в 1750 — 1760 гг. особняками и дворцами аристократии, проекты которых контролировались в Архитектурной конторе Эйтведа, следившей за единством композиции фасадов и одинаковой высотой зданий.
Барочный бюргерский дом с фронтоном, выходящий на улицу, преобладавший в годы после большого пожара Копенгагена в 1728 г. (рис. 7), постепенно сменяется двухэтажным домом в формах классицизма с фасадом, расчлененным плоскими пилястрами, с небольшим фронтоном над выступающей центральной частью.
Многие церкви, особняки и замки в Копенгагене и за его пределами были построены по проектам или самого Эйтведа, или под сильным его влиянием. В этот период умеренное барокко в архитектурной отделке интерьеров часто принимало насыщенные и изощренные формы, приближавшиеся к лучшим образцам французского рококо.
Основание в Копенгагене Академии художеств (1754) совпало в Дании с формированием нового направления классицизма, зачинателем которого был профессор Академии арх. Никола Жарден (1720—1799). Жарден был приглашен в 1754 г. из Франции для участия в проектировании и строительстве Мраморной церкви. Его грандиозные проекты купольного храма не были осуществлены. Многие городские и летние дворцы, спроектированные им в столице и за ее пределами, носят хотя и несколько сухой, но величественный характер и соответствуют канонам классицизма в построении плана и фасада.
Рис. 5. Копенгаген. Мраморная церковь, 1754—1894 гг. Общий вид, разрезы церкви по проектам: а — Н. Жардена (1756); б — Н. Эйтведа (1752); в — Л. Тура (1754) | |
Рис. 6. Копенгаген. Площадь дворца Амалиенборг. Один из четырех дворцовых корпусов. 1750—1756 гг., Н. Эйтвед. Памятник королю Фредерику V, 1758 г., Ж. Сали | Рис. 7. Копенгаген. Новая гавань, XVII—XVIII вв. Жилые дома богатого купечества |
Рис. 8. Остров Мён. Летний дворец Лиселунд, 1792—1795 гг., А. Киркеруп | Рис. 9. Копенгаген. Старая ратуша, 1803-1816 гг., К. Ф. Хансен |
Рис. 10. Копенгаген. Музей Торвальдсена, 1839—1848 гг., М. Биннесбёль |
Вторым представителем датского классицизма был К. Ф. Харсдорф, который учился в Риме и Париже. Его произведения по духу были ближе к палладинской форме классицизма. Такими являются упомянутые выше монументальные триумфальные ворота, соединяющие два из четырех Амалиенборгских дворцовых корпусов. Дом Хорсдорфа на площади Конгенс Нюторв стал эталоном и образцом богатых буржуазных особняков, строившихся во множестве после пожара 1794 г. Трехэтажное здание с рустованным первым этажом, высоким бельэтажем, где расположены парадные залы, и с расчлененной пилястрами центральной выступающей частью, завершенной архитравом и карнизом с модульонами и фронтоном, украшенным барельефами, отвечает всем академическим требованиям построения фасада, но в то же время в деталях носит характер вольного использования классических форм и упрощения их. Многочисленные живописные парки в английском стиле украшались маленькими храмами, «хижинами отшельников» и различными памятниками. Идиллический маленький летний дворец Лиселунд (рис. 8) на острове Мён и Китайский павильон в парке Фредериксберг Хаве являются типичными памятниками этого периода, построенными по проектам Андреаса Киркерупа (1749—1810).
На пороге XIX в. начал свою деятельность ведущий зодчий датского «стиля ампир» — Кристиан Фредерик Хансен (1756—1845). Ему пришлось решать большие архитектурно-строительные задачи: строить новый королевский дворец в Копенгагене, здание ратуши, ныне суда (рис. 9). Он же был председателем Комиссии по строительству дворца, директором Академии художеств около 20 лет и профессором архитектурно-строительного факультета Академии. Его влияние на архитектуру того периода было исключительно сильным. Монументальное строгое здание ратуши (1803—1816) с рустованным цоколем и крупным портиком в ионическом ордере свидетельствует о большом мастерстве зодчего.
Королевский дворец Кристиансборг, который был построен по его проекту в 1800—1820 гг., сгорел в 1884 г., но дворцовая церковь, квадратная в плане, перекрытая куполом и украшенная четырехколонным портиком (1826—1828), и церковь Богоматери (Фруекирке, 1829) с центральным нефом, перекрытым кассетированным цилиндрическим сводом, и колоннами дорического ордера сохранились до сих пор.
Внутри Фруекирке установлены изваяния 12 апостолов и фигура Христа скульптора Б. Торвальдсена. Внешние формы Фруекирке спокойны и ясны. Четырехугольная башня церкви завершается не шпилем, а большим крестом.
Выдающимся датским зодчим 1-й половины XIX в. является Микаэль Готлиб Биннесбёль (1800—1856). Окончив Академию, он получил четырехлетнюю стипендию для изучения архитектуры в Италии, Греции и Турции. Испытал сильное увлечение произведениями готики и помпеянского искусства. Обогащенный впечатлениями годов странствий и изучения сокровищ мирового архитектурного наследия, Биннесбёль стал творить самостоятельно, очень свободно и творчески используя это наследие в своей собственной манере.
Его первым большим и наиболее известным произведением было здание музея скульптурных работ Б. Торвальдсена (1839—1848). Оно и стало последним отзвуком датского классицизма (рис. 10). Биннесбёль не признавал холодного и, как он говорил, «вялого доризма» классициста К. Ф. Хансена. Полихромное здание хранилища скульптурных ценностей выдающегося скульптора классицизма Торвальдсена одновременно является и мавзолеем — в его внутреннем дворе погребен сам скульптор. Своими компактными внешними формами, скошенными сужающимися кверху большими порталами и пологой медной кровлей это здание напоминает египетский храм. Художник Иорген Зонне по замыслу Биннесбёля на фасаде сделал монументальный живописный фриз, где изобразил возвращение Торвальдсена на родину, куда он привез свои работы из Италии. В настоящее время фриз реставрирован и своими яркими охровыми, красными и черными цветами колоритно выделяется на фоне серого окружения дворцовых зданий. Биннесбёль считал, что классическая архитектура совсем не была такой бесцветной, какой она представлялась классицистам, а отличалась полихромной яркостью, и эту мысль он выразил в своем творении — здании Музея Торвальдсена.
Но Биннесбёль, хорошо знавший и любивший классику, отказался от всякого подражания ей в своих проектах общественных зданий и жилых домов. Он создал новую, истинно функциональную, простую, очень лаконичную архитектуру и тем самым уже более 100 лет назад открыл те принципы архитектурного творчества, которыми и сегодня руководствуются многие датские архитекторы.
Глава «Архитектура Дании последней четверти XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Г. Гроссман. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий