Архитектура Хорватии XVII—XVIII вв.
Как и раньше, Северная Хорватия с внутренней и северо-восточной частями Истрии была связана в политическом и культурном отношении со Средней Европой, а Далмация и Западная Истрия — с Венецией. В Северной Хорватии до XVIII в. строили мало из-за постоянной угрозы со стороны турок, и лишь после их поражений в 1716—1718 гг. и освобождения Славонии и Славонской Посавины (1745—1746) оживляется экономика, развивается торговля и строятся дороги от Карловца к Бакру, Риеке (1726—1728) и Сеню (1770), что привело к росту ряда городов. Далмация, Западная Истрия и острова Кварнера, находившиеся в рассматриваемое время под властью Венеции, также переживали в XVII в. период экономического упадка и застоя в строительстве. Исключением была лишь республика Дубровник» строительство в которой особенно усилилось после землетрясения 1667 г.
Архитектура Хорватии развивалась в тесной связи с архитектурой Вены (Северная Хорватия), Венеции (Далмация и Западная Истрия) и Рима (Дубровник). После Венского конгресса прежние венецианские владения и Дубровник также вошли в состав Австро-Венгрии, вступившей на путь капиталистического развития. Но Хорватия стала лишь поставщиком сырья и рабочей силы для растущей австрийской промышленности, и лишь для некоторых приморских городов 1-я половина XIX в. была временем оживления транзитной торговли и мореходства.
Переселение феодалов в города Хорватии на рубеже XVI и XVII вв. из-за угрозы турецкого нашествия вызвало постройку в этих городах дворцов, частью размещавшихся, как и новые церкви и административные здания, на пересечении улиц и на осях городских ворот. Облик большинства хорватских городов изменялся в связи с новым строительством в формах барокко и заменой деревянных жилых домов каменными, но старая планировка сохранялась. То же было в Истрии и Далмации, и только в Дубровнике после землетрясения 1667 г. появляются новые барочные ансамбли, связанные со строительством отдельных общественных зданий и застройкой однотипными домами северной и части южной стороны Плацы (Страдуна) — главной артерии города. В Загребе, на Гриче замена прежней скученной деревянной застройки проспектами с едиными по стилю двухэтажными каменными домами усилила архитектурную целостность города, о которой проявляли заботу и в начале XIX в., как это видно из указа бана Джулая, установившего единую этажность для домов на Марковой площади.
Рост городов — следствие оживления экономической жизни страны в XVIII в.— привел к их расширению за пределами городских стен, часто происходившему без плана, вблизи дорог, ведших в город. Этот процесс продолжался в XIX в., сопровождаясь разрушением городских стен. В Истрии, Кварнере и некоторых городах Далмации на месте приморских стен возникли набережные с товарными складами и портовыми сооружениями. Но в ряде случаев такие мероприятия снижали художественные достоинства города (Пореч, Хвар, Трогир, Корчула). В городах Приморья, с их сложным рельефом, особое значение приобретали лестницы, связывавшие отдельные части города. Им придавали иногда монументальный характер (лестница у иезуитской церкви в Дубровнике, 1738, арх. Падалаква, рис. 13, и др.). В Войной Крайне строятся несколько новых городов (Беловар, 1756; Нова Градишка) с улицами, пересекающимися под прямым углом, и с прямоугольными площадями. Таковы же центры Сиска, Петрини и Осека.
Рис. 13. Дубровник. Лестница у иезуитской церкви, 1738 г., Падалаква |
Угроза турецкого нашествия заставляла и в XVII—XVIII вв. строить новые и укреплять старые крепости в соответствии с развитием военной техники. Иногда еще строились стены с зубцами и машикулями (Осек, 1710—1721, архитекторы Беккер и Гозу, рис. 14; Дубровник, середина XVII в., арх. М. Држич, рис. 15) и окружались валами и бастионами. В большинстве случаев такие валы окружали старые стены (Вараждин, Карловац, Риека, Задар и др.), в которые вносились некоторые новые элементы (ворота XVII в. в Ровине и Трогире, такие же ворота с часами в Цресе, Риеке и др.).
В XIX в. были разрушены крепостные стены в ряде городов, а строительство укрепленных замков и монастырей сходит на нет уже в XVII—XVIII вв. (один из последних замков — Нови Град Зринских близ Карловца), а старые замки утрачивают оборонительное значение — в них возникают богатые жилые корпуса. В Далмации укрепленные дворцы и виллы, строившиеся еще в XVII в., с XVIII в. сменяются дворцами, стоящими среди парков. Парки получают законченный вид в XVIII—1-й половине XIX в. Они разбиваются на свободных городских территориях, на месте снесенных крепостных стен или среди лесного массива (парк Юравес-Максимир в Загребе с пейзажной планировкой и постройками в формах классицизма начала XIX в.). Пейзажная планировка преобладала и в дворцовых парках (Опек, Малая Млака, Крижевцы). В нее включались озера и естественная растительность в сочетании с экзотической. В городах устраивались места для гулянья (Штросмайеровское и Вразово в Загребе), а подходы к городам и дворцам обрамлялись тополевыми и платановыми аллеями (Загреб, Карловац и др.).
Дворцы, сохраняя трактовку нижнего этажа как второстепенного, а второго как главного, стали больше и роскошней, чем раньше. Первый этаж иногда рустовался, второй выделялся сложными наличниками окон, членением пилястрами, большей высотой среднего ризалита, вмещавшего вход и большой зал, портиком входа, сложной формой аттика (архиепископский дворец в Загребе, встроенный после 1730 г. в южную сторону городских стен близ собора, дворец Оршич-Раух в том же городе, дворцы в Бистре и Вуковаре, 1790). Иногда (дворец Патачича в Вараждине, 1764) устраивались угловые эркера. В 1-й половине XIX в. во дворцах сохраняются рустовка первого этажа и выделение второго наличниками окон, но все формы становятся проще. Иногда пилястры, членящие фасад, объединяют второй и третий этажи, или портики тоже большого ордера выделяют средний ризалит на фоне гладких стен. Это можно видеть в работах главного представителя классицизма в Хорватии Бартола Фельбингера (1785—1871) — дворцах Драшковича и Деметерфи и вестибюле старого дворца Магдаленича-Драшковича-Елачича в Загребе (рис. 16), епископском дворце в Крижевцах и др.
Рис. 14. Осек. Крепостные стены, 1710—1721 гг., Беккер и Гозу | Рис. 15. Дубровник. Крепостные стены, середина XVII в., М. Држич |
Рис. 16. Загреб. Дворец Елачича, пристройка, начало XIX в., Б. Фельбингер | Рис. 17. Загреб. Церковь св. Екатерины, 1620—1632 гг. |
Рис. 18. Дубровник. Собор, 1672—1713 гг., А. Буффалини | Рис. 19. Дубровник. Церковь св. Влаха, 1707—1715 гг., М. Гропелли |
Зажиточные горожане, возводя свои дома, стремились подражать архитектуре дворцов. Второму этажу придавалось значение главного, хотя он членился более скромно: вместо пилястр — лопатками, да и въезд во двор обрабатывался проще. Иногда эти дома имели в первом этаже аркаду со стороны улицы или со двора. В Истрии и Далмации такие дома сохраняли традиционную венецианскую планировку с залом и лестницей посредине.
Более бедные горожане строили дома, связанные с хозяйственным двором, а в Приморье — с хозяйственными помещениями внизу и жильем на втором этаже, куда вела наружная лестница — «балатура».
В сельской жилищной архитектуре различались области деревянного (срубного) строительства в равнинных частях Славонии, Среме, Верхних Подравине и Посавине и Покупле, смешанного строительства (с каменным низом и деревянным верхом) в Горском Котаре, части Лики и на склонах гор Северной Хорватии и каменного строительства в Приморье (от Истрии до Боки Которской). Здесь строились одноэтажные дома со сложенными насухо стенами, прямоугольные или круглые в плане, и двухэтажные, подобные простейшим домам горожан.
Строительство общественных зданий в Хорватии стало более интенсивным с XVIII в. Если в XVII в. были построены городские управы на Каптоле в Загребе, Ровине и Риеке, городские лоджии в Задаре (1642) и на Блате в Корчуле (1700, арх. С. Форетич), перестроена в театр верхняя часть арсенала в Хваре (1612), то в XVIII в. помимо городских управ строились казармы (Осек, 1726 г.; Карловац XVIII—XIX вв.), гауптвахты (Осек, 1709) и школы (Бакар, 2-я половина XVIII в.).
В XIX в. строительство не приобрело широкого размаха. Для общественных целей приспособлялись дворцы (Драшковича и Кулмера в Загребе), а из немногих новых зданий можно отметить городскую управу в Самоборе (1824—1826, арх. Б. Фельбингер), театры в Загребе (1834) и Риеке (арх. А. Адамич) и товарные склады (Вуковар, Карловац, Сисак и др.).
Барокко в церковной архитектуре Хорватии насаждалось иезуитами, построившими в 1620—1632 гг. в Загребе церковь св. Екатерины (рис. 17) — типичный для этого ордена зал с боковыми капеллами-нишами. Подобные церкви были возведены в Вараждине (1642—1646) и Кастве, близкие к ним по конструкциям францисканские церкви — в Крапине (1644) и Самоборе (1733) и приходская церковь — там же (1671). В это же время строится францисканская церковь в Славонском Броде (1723) с прямоугольным в плане помещением. Эта простая форма в церкви Марии Снежной в Бельце усложнена двумя боковыми капеллами, а в церквах св. Иеронима в Штригове (1738—1749) и св. Креста в Меджуморье превращена в триконх. Создаются также церкви, вытянутые по продольной оси, с главой над алтарем (св. Марии в Загребе, 1740—1760-е гг.), церкви-ротонды (св. Троицы в Даруваре, 1764) и церкви, покрытые куполом, круглым (св. Варвары в Бедековчине, 1778) или эллиптическим (св. Магдалины близ Сиска, 1759—1765). К западному фасаду обычно примыкают колокольня (церковь св. Терезы в Славонской Пожеге, 1763, и ряд церквей в Войной Крайне), а иногда и две колокольни (церковь св. Михаила в Осекег 1725—1748, и упомянутые церкви в Штригове и близ Сиска). Наряду со строительством новых церквей в Северной Хорватии и Приморье ряд старых готических церквей и монастырей отделывают по образцу барочных.
В Далмации в XVII—XVIII вв. церквей строилось мало. Лишь в Дубровнике после землетрясения 1667 г. было возведено несколько крупных храмов. Все они проектировались итальянскими архитекторами: иезуитские церковь и коллегиум — Андреа Поццо (1699—1725), собор — А. Буффалини из Урбино (1672—1713, рис. 18) и церковь св. Влаха — М. Гропелли из Венеции (1707—1715, рис. 19). Архитектура первых двух сооружений близка римскому, а последнего — венецианскому барокко.
Классицизм в церковной архитектуре Хорватии сказался мало. Церквей в это время строилось немного, а более значительные замыслы (вроде проекта кафедрального собора в Джакове арх. Б. Фельбингера) остались неосуществленными.
Глава «Архитектура Хорватии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: А. Махоровичич. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий