Архитектура Словении с 1600 по 1850-е гг.

Большая часть Словении входила в это время в состав Австро-Венгрии, кроме территории южнее Триеста и на северо-запад от Горицы, до конца XVIII в. принадлежавших Венеции. Разделенная на провинции Краньскую, Корушку, Штайерскую, Горицкую и Триест она переживала одинаковый со всей империей Габсбургов процесс усиления центральной власти и ее органов на местах. С другой стороны, рост национального самосознания словенцев, начавшийся с Краньской провинции и усилившийся в годы Иллирийских провинций Наполеона (1809—1814), когда большая часть словенских земель была объединена с Западной Хорватией, Истрией и Далмацией с центром в Любляне, привел к тому, что этот город стал общесловенским политическим и культурным центром. Поражения турок под Сисаком в 1593 г. и под Веной в 1683 г. устранили угрозу турецких вторжений в Словению, а крестьянские волнения привели к отмене крепостного права (1782), что способствовало как развитию сельского строительства, так и росту городов; разложение феодализма сопровождалось дальнейшим ростом национального самосознания словенцев, на что влияли также идеи просветительства и французской революции. Наконец, борьба между протестантством и католичеством, закончившаяся к началу XVII в. победой последнего, сказалась на усилении влияния итальянской культуры и, в частности, барокко, приобретшего своеобразный характер в Любляне.

Народная архитектура, как и раньше, зависела от местных условий и подручного материала: в Приморье строили из камня с кровлями из сланца или черепицы, в районе Альп — из дерева с соломенными или тесовыми крышами, в восточных районах — из глины с соломой с соломенными крышами. В XVI в. кухня с очагом начинает отделяться от жилого помещения — «хиши», а после запрещения в 1753—1754 гг. возведения деревянных зданий распространяются двухэтажные дома в формах словенского барокко, состоящие из хиши, кухни с передней, кладовой, комнаты и погреба. Возле дома группируются разные хозяйственные постройки, состав которых был различным для разных местностей. В этот период сложились не только крестьянский дом и двор, но и словенское село, вид которого оживлялся церковью и ее колокольней с живописными криволинейными крышами. Некоторые изменения в облик словенского села внесло строительство большой дороги, соединявшей Вену с главным морским портом империи Триестом. Начатая постройкой вскоре после 1719 г. она проходила через Целе, Троян и Любляну и возле нее в селах строились постоялые дворы, гостиницы и т. п.

Еще в конце XVIII в. даже в более крупных городах — Любляне, Шкофьей Локе и Птуе — сохранялась их средневековая планировка и лишь благодаря объединению фасадов старых зданий в более широкие, однотипные, связанные между собой горизонтальной линией карниза, была достигнута целостность площадей и главных улиц в стиле барокко с перспективами, замыкаемыми зданиями городских управ, дворцов или церквей. Скульптурные памятники и фонтаны стали дополнительными компонентами площадей. Города еще сохраняли свои крепостные стены, а вокруг них располагались загородные дворцы с садами (Тиволи и Цекинов Град в Любляне, старое графство в Целе — около 1600, наполовину включенное в городские стены и сохранившее аркады со стороны входа; рис. 1) и монастыри.

Снос крепостных стен, начавшийся в конце XVIII в., дал городам возможность развиваться и расширяться (что происходило обычно без плана), а городским паркам — сливаться с пригородными лесами (Тивольский парк в Любляне). Резиденция феодала включалась в композицию города или доминируя над ним (Радовлице, Випава), или как укрепленный замок размещаясь в одном из углов его (Марибор). Иногда замки не включались в планировку города, но, стоя рядом, на возвышенном месте доминировали над ним (Любляна, Птуй, Шкофья Лока). Видную роль в городах Словении играли монастыри, строившиеся по сложившейся ранее схеме: четырехугольный двор с аркадами в нижнем этаже, окруженный церковью, залом капитула, трапезной и кельями (францисканские монастыри в Птуе, перестроенный в конце XVII в., и Любляне и монастырь тевтонских рыцарей в Любляне).

Архитектура Словении: Целе. Старое графство. Аркада, 1600 г. Фрагмент Архитектура Словении: Птуй. Дом, середина XVIII в.
Рис. 1. Целе. Старое графство. Аркада, 1600 г. Фрагмент Рис. 2. Птуй. Дом, середина XVIII в.
Архитектура Словении: Любляна. Ратуша, 1720-е годы, Г. Мачек Архитектура Словении: Сотеска. Замок, 2-я половина XVII в.
Рис. 3. Любляна. Ратуша, 1720-е годы, Г. Мачек Рис. 4. Сотеска. Замок, 2-я половина XVII в.
Архитектура Словении: Дорнава. Дворец, 1740 г. Архитектура Словении: Марибор. Замок, парадная лестница, XVIII в.
Рис. 5. Дорнава. Дворец, 1740 г. Рис. 6. Марибор. Замок, парадная лестница, XVIII в.

Узкие дворовые участки влияли на планировку дома. Жилые дома горожан имели в нижнем этаже мастерские или лавки, а во втором — с улицы жилье, а сзади подсобные помещения. С приходом барокко они получили широкие парадные лестницы, сводчатые переходы во дворах и каменные порталы на фасаде (рис. 2). Дворцы феодалов выделялись своими размерами и парадностью, например дворец Грубера и епископский дворец в Любляне, имеющие внутри четырехугольные дворы с аркадами, парадные лестницы, залы с лепниной и живописью и домовые церкви. Близки к ним и здания городских управлений вроде люблянского, построенного в 1720-х гг. арх. Грегором Мачеком (рис. 3). Тяжелые аркады нижнего этажа несут двухэтажный ризалит, увенчанный барочной башенкой, а дворовый фасад имеет аркады на колоннах во всех этажах. Особый тип поселений этого времени составляют шахтерские и рабочие поселки городского типа с жилыми и административными зданиями (Кропа, Камна Горица, Железники, Есенице Идрия и др.).

С XVI в. замки и городские резиденции феодалов начинают терять башни и бойницы, а с конца XVII и в XVIII в. под влиянием австрийской, французской, а в Приморье и венецианской архитектуры принимают вид барочных дворцов, окруженных парками. Более старые из них (Сотеска — рис. 4, Словенска Быстрица, Птуй) расположены вокруг двора с аркадами и имеют портал, в некоторых случаях украшенный скульптурами, и зал на втором этаже. В XVIII в. дворец размещается с трех сторон двора, иногда частично заходя на боковые стороны (Штатенберг, 1-я четверть XVIII в., арх. Камезини). Ось его связывается с перспективой парка и парадного подъезда (Дорнава, около 1740; рис. 5). Порталы, как и фасады в целом становятся богаче, а залы, часто двухсветные, украшаются лепниной и росписью (Брежице и др.). Еще богаче оформляются парадные лестницы (Марибор — рис. 6, и др.).

XVII—XVIII века унаследовали от средневековья два типа монастырей — в сельской местности, имевшие вид самостоятельных укреплений (бенедиктинские, цистерцианские и картезианские), и в городах, включавшиеся в систему их укреплений (доминиканские и францисканские).

После победы над реформацией старые монастыри реставрировались, возникали новые, а с конца XVII в. они стали более монументальными и богатыми. Таковы перестроенные в это время готические монастыри в Птуе; францисканский с монументальным фасадом, открытыми со двора аркадами первого этажа и украшенной лепниной и живописью трапезной и доминиканский со скульптурным убранством фасада. Во 2-й половине XVIII в., до упразднения монастырей императором Иосифом II, элементы барокко и рококо становятся заметнее как в старых монастырях (Костаневице, Стично), так и в новых вроде женского монастыря в Велесове, построенного в 1770-х гг. по проекту арх. Грегора Мачека на месте старого и являющегося одним из лучших образцов словенской архитектуры этого времени (рис. 7).

Архитектура Словении: Beлесова. Монастырь, 1770-е годы, Г. Мачек
Рис. 7. Beлесова. Монастырь, 1770-е годы, Г. Мачек
Архитектура Словении: Планы церквей XVIII в.: 1 — Любляна, Кафедральный собор, после 1707 г., А. Поццо; 2 — Шмартно под Кранем, церковь, 1730 — 1745 гг., Г. Мачек; 3 — Поляна, церковь, 1720 г., Г. Мачек
Рис. 8. Планы церквей XVIII в.: 1 — Любляна, Кафедральный собор, после 1707 г., А. Поццо; 2 — Шмартно под Кранем, церковь, 1730 — 1745 гг., Г. Мачек; 3 — Поляна, церковь, 1720 г., Г. Мачек

Отсутствие непосредственной угрозы турецкого нашествия на Словению и то, что она не была затронута Тридцатилетней войной, объясняет отсутствие строительства новых крепостей в рассматриваемое время, а для подавления крестьянских восстаний было достаточно старых. Проекты перестройки по системе Вобана укреплений Любляны и некоторых других городов, относящиеся к середине XVII в. (Дж. Перони, М. Стиер), остались неосуществленными, а с начала XIX в. начался снос старых крепостных стен.

В XVII веке господствующим становится иезуитский тип церкви с капеллами по обе стороны нефа (церкви св. Иакова и Августинская в Любляне). Кафедральный собор этого города, перестроенный после 1707 г. по присланному из Рима проекту Андреа Поццо, также следовал типу церкви Иль Джезу с трансептом и куполом. В середине XIX в. был возведен купол вместо первоначально написанного на потолке в духе Поццо (рис. 8,1). Тот же тип, но без купола применялся и в ряде городских приходских церквей XVIII в. (в Камнике, Коненде, Постойне, Рушах, св. Лавренца на Похорье и св. Петра под Марибором). Провинциальные и сельские церкви строились по-старому — прямоугольными с плоским расписанным потолком и многоугольным алтарем, свод которого иногда сохранял готический характер. В дальнейшем форма плана усложняется: уже во 2-й половине XVII в. строятся восьмиугольные церкви (Нова Штифта близ Рыбницы, рис. 9), а в XVIII в. восьмиугольник вытягивается и превращается в овал с соответствующей формой сводов и выпуклыми крышами. Таковы построенные Грегором Мачеком церкви в Поляне (1720) и Шмартно под Кранем (1730—1745, см. рис. 8, 3, 2).

Архитектура Словении: Нова Штифта. Церковь, 2-я половина XVII в. Архитектура Словении: Любляна. Церковь Урсулинок, 1720—1730 гг.
Рис. 9. Нова Штифта. Церковь, 2-я половина XVII в. Рис. 10. Любляна. Церковь Урсулинок, 1720—1730 гг.
Архитектура Словении: Сладка Гора. Церковь, середина XVIII в. Архитектура Словении: Тунице. Церковь, 1760 г.
Рис. 11. Сладка Гора. Церковь, середина XVIII в. Рис. 12. Тунице. Церковь, 1760 г.

Архитектура сельских приходских церквей отражала старые народные традиции, а облик городских церквей и соборов складывался под воздействием главным образом внешних связей. В Словении XVII—XVIII вв. был только один епископат в Любляне; Прекомурье было подчинено венгерским епископам, западные районы — Аквилее, Триесту, Горице, а Штайерска — Грацу. В монастырских, а также в паломнических церквах, обслуживавшихся монахами, отразились свойственные каждому ордену взгляды на архитектуру: большинство орденов, кроме доминиканцев и францисканцев, в период барокко отвергало роскошь во внутренней й внешней отделке церквей (в Костаневице, Стичне, в монастыре Кларисок в Велесове и Урсулинок в Любляне; рис, 10). Паломнические церкви отличались большими размерами и роскошью убранства, в котором архитектура дополнялась скульптурой и живописью (Сладка Гора, середина XVIII в., рис. 11; Тунице близ Камника, около 1760, рис. 12, и др.). Возле монастырей и мест паломничества строились кальварии (в Целе и Маренберге) — архитектурно-скульптурные сооружения, гармонировавшие с их природным окружением.

Классицизм в церковной архитектуре Словении проявился слабо и не оставил значительных произведений.

На архитектуру Словении XVII — начала XIX в. помимо связей со среднеевропейской архитектурой оказывали влияние и внутренние причины — унаследованное от предшествующей эпохи господство светского начала в мировоззрении, способствовавшее дальнейшему развитию гражданской архитектуры, и пробуждение национального самосознания словенцев, усилившееся во 2-й половине XVIII в. в духе идей просветительства и помогшее созданию словенского варианта барокко, а затем переходу к классицизму. До конца XVII в. в архитектуре Словении сказывались ее связи с Веной, альпийскими областями и Южной Германией, но с этого времени усиливаются связи с Италией, особенно после основания в 1693 г. в Любляне Академии художеств, привлекшей к своей работе крупных итальянских архитекторов — А. Поццо, венецианца Д. Росси, сделавшего в 1715 г. проект церкви рыцарей тевтонского ордена в этом городе, где неизвестный талантливый итальянский архитектор построил церковь Урсулинок и по проекту Фускони (1730) возведена церковь св. Петра в палладианском духе.

В барокко люблянской школы и в работах ее основоположника Грегора Мачека (1682—1745), работавшего в начале столетия вместе с Юговичем и Замерлом на постройке собора в Любляне по проекту А. Поцдо и под руководством К. Мартинудци, видно слияние местных традиций с итальянскими и штайерско-австрийскими чертами. Люблянское барокко, по определению Наце Шумия, соединило статический тип пластической средиземноморской архитектуры с динамически выразительным типом штайерской архитектуры. Внутри этой школы, оказавшей сильное влияние на провинцию, происходила эволюция от стиля Мачека (1710—1740-е гг.) к барочному синтезу искусств (1740—1760-е гг.) и к появлению элементов классицизма (1760—1790-е гг.). Мачеку следовали его зять Матия Перски, ученик последнего Ловренц Прагер с сыном Игнацем, И. Шмидт, Даниил Грубер, работавший потом в Польше и России, и И. Шемерл, позднее работавший в Вене. Классицизм в люблянской школе сказался слабо и был близок своими простотой и скромностью австрийскому бидермейеру.

Архитектура Словенского Приморья находилась в это время под влиянием Венеции (дворцы в Копре, Пиране, Изоле, Випаве и др.), а в Штайерской Словении кроме венских и грацких архитекторов (И. Л. Гильдебрандт или его сотрудники в Дорнаве) работали и итальянцы (Камезини). В более крупных городах (Марибор, Целе, Птуй и др.) образовались местные мастерские. Архитектура Прекомурья развивалась в тесной связи с венгерской и словацкой. Об этом говорят множество общих объединяющих их черт, в частности детали замка в Мурской Соботе и особенно композиция его портала и балкона, свойственные архитектуре братиславских дворцов.


Глава «Архитектура Словении с 1600 по 1850-е гг.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Ф. Стелле. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер