Жилищное строительство Англии XVII — начала XIX в.
Жилищное строительство в городах шло в основном за счет постепенного развития традиционных типов жилого дома. Основным типом английского жилища с древнейших времен был дом с одним большим залом — «холлом», в котором первоначально размещалась вся семья. К XVI в. холл претерпел существенные изменения и превратился в типичный для того времени городской многоквартирный дом, выходящий узким, «сжатым», как того требовало бюргерское законодательство, торцом на улицу.
Городские дома Англии в XVI в. строились почти исключительно из дерева (фахверк). Эта традиция продолжалась и в XVII в. даже в Лондоне, несмотря на целый ряд правительственных указов, запрещавших употребление какого-либо материала, кроме камня и кирпича (указы 1605, 1607 гг. и др.). Таков, например, замечательный дом Пауля Пиндара из Лондона, теперь перенесенный в музей Виктории и Альберта, относящийся к 1624 г. (сохранился фасад).
В городах XVI в. строились и городские усадьбы дворян, пользовавшихся особыми привилегиями (впрочем, довольно часто они строились за пределами городской стены). Здесь фасад здания допускался более широкий. Его занимал холл, а жилые помещения располагались вокруг небольшого внутреннего двора.
В начале XVII в. благодаря работам Иниго Джонса (1573—1652) в английской архитектуре произошли важные перемены.
Иниго Джонс, архитектор европейского масштаба, родился в Лондоне в семье бедного суконщика. На рубеже века он отправился в Италию, где пробыл несколько лет. В это же время он посещает Данию. Возвратившись в Англию, он с 1605 по 1613 г. оформлял как художник и постановщик придворные спектакли, сыграв тем значительную роль в развитии европейского театра. В 1613 г. он вторично поехал в Италию. В этот период он деятельно изучает там классическую архитектуру и архитектуру Ренессанса. По пути посетил ряд значительных зданий Франции. В 1615 г. по возвращении на родину Иниго Джонс был назначен Генеральным инспектором Министерства королевских работ. С того времени началась его архитектурная деятельность, продолжавшаяся до смерти в 1652 г.
Рис. 9. Лондон. Гринвич. Куинс-Хаус, 1616—1635 гг., И. Джонс: 1 — северный фасад; 2 — южный фасад; 3 — план |
В 1616 г. он начинает одно из лучших своих произведений, блестящий образец английского классицизма — Куинс-Хаус в Гринвиче (Дом королевы), вызвавший всеобщее восхищение и открывший новую страницу в истории английского жилищного строительства. После смерти королевы постройка была приостановлена и возобновилась только в 1629 г. Здание было закончено в 1635 г. (рис. 9).
Заданием для архитектора было сооружение моста через дорогу, пересекавшую королевский сад и отделявшую его от парка. Иниго Джонс в процессе выполнения этого задания построил малый дворец королевы. В фасаде, обращенном к реке и королевскому дворцу, средний зал отвечает традиционному холлу английских построек. Его окружают гостиные и кабинеты. Первоначально дворец состоял из двух корпусов, соединенных мостом через дорогу. В южном, парковом корпусе располагались спальня и подсобные комнаты. Позднее просветы боковых фасадов были застроены.
Южный фасад Куинс-Хауса с его тонко прорисованной лоджией является прямым развитием идей Палладио. Вместе с тем это вполне английская постройка. Иниго Джонс, как это видно из сохранившихся его записей, внимательно изучал теорию композиции классических построек, и ему, по-видимому, были известны пропорциональные построения «золотого сечения», которые легко обнаруживаются в корпусе Куинс-Хауса.
Другим замечательным жилым зданием Иниго Джонса был перестроенный им южный корпус поместья Уилтон в Уилтшире (после 1647).
Здесь классическая тема дана в совершенно иной модуляции. Здание лишено колонн или пилястр, однако воспринимается как «ордерное» построение. Интересно внедрение пластического начала в обрамление центральной двери, ось которой поддержана угловыми ризалитами с завершающими их фронтонами (рис. 10).
Рис. 10. Уилтшир. Поместье Уилтон, южный корпус, после 1647 г., И. Джонс | Рис. 11. Уорикшир. Коулшилл, 1650 г., Р. Прат. Фасад, интерьер, план |
Лаконичная и выразительная архитектура интерьеров Иниго Джонса сильно отличает их по схеме и деталям от интерьеров прежнего времени. Комнаты с тщательно рассчитанными пропорциями имеют совершенно гладкие или же разделенные пилястрами, а иногда полуколоннами на крупные панели стены. Окна здесь не выступают в виде эркеров, двери не скрываются в тамбурах, а представляют обрамленные отверстия в стене. Плоскость потолка членится балками-ребрами на прямоугольные плафоны, покрытые теперь уже не рельефным узором, а росписью. Потолочные балки, наоборот, украшены рельефными изображениями гирлянд из цветов и фруктов.
Архитектурное творчество Иниго Джонса не осталось эпизодом в английской архитектуре того века. Его ученик Джон Уэбб, в частности, продолжил его работу в Гринвиче, где Иниго Джонс предполагал перестроить королевский дворец. Уэбб из всего проекта осуществил только так называемый Кинг-Чарльз-Блок (1665), отодвинутый, однако, производителем работ Дэнхемом к реке, после чего он потерял всякую связь с Куинс-Хаусом. В этом здании традиция классицизма продолжена, хотя архитектурные формы и детали несколько огрублены.
Ряд архитекторов конца XVII в. подхватил принципиальную идею Уилтон-Хауса. Роджером Пратом в поместье Коулшилл в Уорикшире (1650) было возведено «классическое» здание без ордера, на этот раз, однако, с равной высотой верхних этажей (рис. 11). Хью Мэй в Элтсем-Лодж (Кент, 1664) построил такое же здание, но с включением ионических пилястр и фронтона в едва выступающем центральном ризалите.
Рис. 12. Миддлсекс. Хэмптон-Корт, 1689—1698 гг., К. Рен. Сейчас Большой Лондон |
Рубеж нового века был отмечен появлением новых идей несколько иного плана. В 1689 г. Кристофер Рен начал проект перестройки дворца Хэмптон-Корт (Миддлсекс) для нового короля, законченной в 1698 г. (рис. 12). Отступив от позиций палладианского классицизма, предложенных Иниго Джонсом, он обратился здесь к французским мотивам, построив парковые фасады дворца, отчасти напоминающие проекты Лево и Мансара. Проект был вместе с тем самым крупным и самым сложным в плановом отношении из построенных до того английских жилых зданий: южный корпус его занимали апартаменты короля, северный — королевы. В остальных помещениях были приемные залы, гостиные и ставшие уже традиционными галереи. Кроме парковых фасадов, Рен закончил только фонтанный двор и королевскую лестницу.
В то же время в творчестве отдельных архитекторов, например Уильяма Тальмана (как, впрочем, и самого Рена), начинают проявляться элементы барочного искусства (Торсби-Холл и др.), которое наибольшего своего развития в Англии достигло у Николая Хоуксмора и Джона Вэнбру.
Рис. 13. Йоркшир. Кэсл-Хоувард, 1699—1712 гг., Д. Вэнбру. Общий вид, центральный корпус, интерьер | |
Джон Вэнбру (1664—1726) был драматургом, но в 1699 г. он без какой-либо предварительной подготовки спроектировал поместье Кэсл-Хоувард (рис. 13). Характерной особенностью английской архитектурной практики XVII и 1-й половины XVIII в. было частое выступление на архитектурном поприще архитекторов-дилетантов из среды дворян или крупной буржуазии. К ним относились Роджер Пратт, Хью Мэй.
К ним мог бы относиться и Кристофер Рен, по образованию математик и астроном. Поэтому вступление Вэнбру в среду архитекторов нельзя считать чем-то исключительным. Поскольку, однако, Рен был Главным инспектором работ, а Вэнбру — контролером работ, а сама практика их была достаточно обширна, они не могут приравниваться к дилетантам, обычно строившим одно-два здания.
Кэсл-Хоувард в Йоркшире (1699—1712), так же как и следующий построенный Вэнбру дворец — Бленхейм в Оксфордшире (1705—1724), представляет заключительную стадию, своеобразную вершину развития планового решения жилого комплекса в Англии. Ничего более грандиозного не строилось в стране ни до, ни после Вэнбру. Только неосуществленный проект дворца Уайтхолл, задуманный Иниго Джонсом, превзошел творческий размах Вэнбру.
В центре здания здесь по-прежнему холл, совмещенный по главной оси с просторным салоном. Южный корпус с его десятикомнатной анфиладой заканчивается по торцам двумя залами с экседрами. Северный корпус с его 60-метровой галереей переходит в два боковых корпуса главного двора, где помещались церковь и библиотека, окруженные рядами других помещений. Эти корпуса имеют самостоятельные входы. За ними по сторонам — два обширных двора, окруженных служебными корпусами.
Здание интересно решено в пространстве. Отчетливо воспринимаются четыре градации пространства: наружное; затем пространство главного двора, свободное, но ограниченное со всех сторон; курдонер с его полузамкнутым боковыми корпусами пространством; наконец, внутреннее пространство — замкнутое, которое, однако, как бы «оживает», «дышит», находясь в окружении «живых» архитектурных форм фасадов. Последние решены в их типичной барочной трактовке: гигантский ордер, колонные ризалиты, соподчинение и развитие форм в пространстве, как и другие особенности, вызывают отчетливые ассоциации с барочными постройками континента.
Бесспорная техническая и архитектурная грамотность выполненного проекта, вероятно, объясняются сотрудничеством с Хоуксмором — талантливым архитектором с большим опытом.
Во дворце Бленхейм общее решение компактнее, а формы еще богаче, чем в Кэсл-Хоуварде, но не чувствуется такого ясного и закономерного соподчинения форм. В частности, завершения западного и восточного фасадов спорят с главным.
Барочные тенденции проявились в творчестве еще нескольких архитекторов, таких как Томас Арчер и Уильям Уэйкфильд, но уже в десятых годах XVIII в. такие тенденции под воздействием новых веяний классицизма — палладианства — перестали играть какую-либо роль в развитии английской архитектуры.
Английский палладианизм прежде всего проявил себя именно в жилищном строительстве. Построенный Колином Кэмпбеллом Уонстэд-Хаус в графстве Эссекс (1715—1720) оказался поворотным пунктом в развитии архитектурного стиля Англии (рис. 14). Его шестиколонный, высоко поднятый портик, навеянный композициями Иниго Джонса и Палладио, произвел огромное впечатление на современников и определил характерные черты «палладианского дома», во многих вариациях распространившегося по стране.
Рис. 14. Эссекс. Уонстед-Хаус, 1715—1720 гг., К. Кэмпбелл | Рис. 15. Миддлсекс. Чисвик-Хаус, 1725 г., Берлингтон |
Рис. 16. Норфолк. Холькхэм-Холл, 1734 г., У. Кент. План, южный фасад, интерьер | Рис. 17. Нордсэмптоншир. Керби-Холл, ворота, И. Джонс |
Вслед за этим Кэмпбелл построил виллу Мируортс в Кенте (1723), свободную парафразу виллы Ротонда Палладио. За этой постройкой последовал Чисвик-Хаус (1725), спроектированный архитектором-дилетантом и одним из главных покровителей палладианского движения — лордом Берлингтоном (рис. 15). В таких постройках древний холл, вход в который теперь часто устраивался сразу с улицы, получает постепенно свою новую функцию — вестибюля.
Один из видных деятелей английского палладианства Уильям Кент (1685—1748) был живописцем. Около 10 лет он изучал свое искусство в Италии. В 1724 г. Берлингтон поручил ему издать «Проекты Иниго Джонса» (1727). Это склонило Кента заняться архитектурой и помогло ему занять ведущее положение среди английских палладианцев 30—40-х гг. XVIII в. В 1734 г. он начал строить дом в поместье Холькхэм-Холл, графство Норфолк (рис. 16).
Значение Холькхэм-Холла в истории английской архитектуры определяется тем, что здесь впервые, если не считать неосуществленного проекта Уайтхолла Иниго Джонса, здание классицизма в Англии не было прямым или косвенным переосмысливанием проектов Палладио или построек классической древности. На основе теории, разработанной Палладио, взяв его концепцию за отправную точку, Кент создал новую и необычайную по масштабам композицию (100 м с лишним в длину и 60 м в ширину) в формах классицизма. Несмотря на значительно меньшие размеры, чем в Кэсл-Ховард, Холькхэм-Холл производит даже более монументальное впечатление, что объясняется простотой и ясностью композиции, слитностью ее и правильно выбранным масштабом.
В плановом решении Холькхэм-Холл также отличается значительно более монументальными масштабами. Если группа салона и двух примыкающих гостиных здесь почти идентична таковой в Кэсл-Ховарде, холл решен как громадный и величественный зал, эффект которого еще усиливается широким разворотом лестницы и обходящей зал колоннады. Подобным образом и галерея здесь решена в монументальном стиле — с восьмигранными залами по концам и т. д.
Значение Кента в истории архитектуры классицизма определяется, однако, в еще большей степени его реформой паркового строительства. В архитектуре XVI и XVII вв. здание поместья сочеталось с регулярным садом. Территория ограждалась высокой стеной и изолировалась от окружающего пространства. Проповедь натурального, естественного в архитектуре, под знаменем которой и развился английский классицизм, оказала свое влияние и на концепцию сада, Кент разрушил высокую стену сада и связал его с ландшафтом окружающей местности, внеся в самый сад элементы нерегулярности, приближавшей его к естественности природы. Кент переделал сады Карлтон-Хауса, Чисвика, Стоу, разбив в них рощи, извивающиеся тропинки, ручьи, бегущие по камням. Естественно, возникла потребность в архитектуре малых форм, которая в классицизме получила широкое развитие.
Архитектуру малых форм начал развивать уже Иниго Джонс, создав ряд интересных проектов ворот (рис. 17), прелестную ограду Линдсей-Хауса и т. д. Хоуксмор построил в Кэсл-Ховарде величествен-ный мавзолей, подражая античным храмам, с бесспорным привкусом барокко (1729). В садах Кента и его последователей (Чэмберс и др.) появляются каскады, храмы со статуями, руины, мосты как в формах классицизма, так и в уже получившем известное распространение псевдоготическом «стиле». Одним из лучших образцов парковой архитектуры малых форм явился Палладианский мост в поместье Уилтон в Уилтшире (1736), построенный лордом Пемброком (архитектором-дилетантом) и Роджером Моррисом (рис. 18). Интересен также павильон Казино в Марино, г. Клонтэрф (окрестности Дублина, 1759), построенный Уильямом Чэмберсом. В 1825 г. была возведена эффектная колоннада с арками в Гайд-Парке в Лондоне (арх. Децимус Бертон).
Рис. 18. Уилтшир. Поместье Уилтон, Палладианский мост, 1736 г., Р. Моррис |
Следующим этапом развития английского жилого строительства было перенесение форм жилых зданий классицизма, разработанных там прежде всего для поместий и вилл, в условия городской застройки. Здесь «палладианский дом» претерпел некоторые изменения. Портик стал заменяться ризалитом с полуколоннами. Часто стали употребляться пилястры. Цокольный этаж заметно вырос и т. д. Таков, например, Спенсер-Хаус в Лондоне, построенный Джоном Вэрди (1756—1765).
В конечном итоге особняк классицизма превращается в грандиозный комплекс домов, по фасаду фактически не разделимый, сходный с огромными корпусами доходного дома, какие строил в Бате Джон Вуд, в Бёкстоне Джон Кэрр, а в Лондоне Роберт и Джеймс Адамы.
Мелкие городские дома того периода строились обычно из кирпича, разделенные на этажи белокаменными гладкими поясами. Верх дома обычно украшал фронтон с классическими обломами. Углы нередко обрабатывались белокаменными вставками.
Английское палладианство заканчивает в основном свое развитие в 60—70-х годах XVIII в. Последними крупными архитекторами этого направления можно считать Джеймса Пэйна (1725—1789) и Уильяма Чэмберса (1726—1796). Планы жилых зданий в этот период еще сохраняют классически строгую симметрию и свободное, хотя и уравновешенное развитие. Масштаб и композиция помещений и внутренней отделки становятся еще более монументальными, но уже несколько напряженными. Часто в грандиозном сооружении выделяется группа помещений для личного пользования владельца, так как комплекс основных залов превышает даже самые широкие потребности одной семьи.
Рис. 19. Дербишир. Кедлстон-Холл, 1761—1765 гг. Д. Пэйн и Р. Адам. План, фасад, интерьер | |
Таков план Кедлстон-Холла в графстве Дербишир (рис. 19) Пэйна (закончен позднее Р. Адамом). Некоторая напряженность ощущается и в композиции фасадов (например, Уордур-Кэсл в графстве Уилтшир, арх. Д. Пэйн, 1770—1776). Портик заменяется полуколоннами с фронтоном, расстановка полуколонн и пилястр становится неравномерной и т. п.
Одними из первых и наиболее крупных представителей неоклассицизма в английской архитектуре были братья Роберт и Джеймс Адамы. Роберт Адам был не только архитектор, но и исследователь. Он посетил Францию, Италию. Затем в Далмации он провел изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были опубликованы им в 1764 г.
Рис. 20. Бедфордшир. Лётон-Хоо, 1766-1770 гг., Р. Адам |
В соответствии с изменением общих особенностей стиля изменились и планы жилых зданий. Палладианский дом представлял собой компактный прямоугольный блок с центральным ризалитом или портиком, позднее с боковыми ризалитами. Он развивался, присоединяя к себе другие, также прямоугольные блоки, связанные с ним галереями. Жилой дом неоклассицизма имеет значительно более вычурный план — боковые блоки устраняются, а центральный приобретает сложную, иногда даже несимметричную форму. Таковы планы поместья Лётон-Хоо в графстве Бедфордшир (1766—1770, архитекторы братья Адам, рис. 20) или Карлтон-Хаус (1783, арх. Генри Холланд). Каждое из помещений получает индивидуальную («контрастную», по выражению самого Адама) и необычную трактовку, нередко доведенную до уровня изысканного изящества, свойственного и фасадам здания.
Рис. 21. Миддлсекс. Сайон-Хаус, 1762—1764 гг., Р. Адам. Интерьеры и план |
Во внутренней отделке зданий использовались довольно широко и свободно интерпретированные элементы античной архитектуры, как результат непосредственного и глубокого их изучения в натуре. Интерьеры Сайон-Хауса (рис. 21) в Миддлсексе (1762—1764), дома № 20 по Портмэн-Сквэр в Лондоне, Кедлстон-Холла в Дербишире братьев Адамов (1761) и др. заслужили всеобщее признание.
В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются элементы неоклассицизма второй стадии, для которого отправным моментом становится античная Греция. Дорические портики построек Джорджа Дэнса Младшего (в жилом доме поместья Стрэттон-Парк, 1803—1804, рис. 22) или Томаса Хэррисона (Честер-Кэсл, 1820) иллюстрируют это направление. Террасы Карлтон-Хауса, построенные Джоном Нэшем в 1827 г. дают представление о заключительной стадии развития неоклассицизма второго периода.
Рис. 22. Хэмпшир. Поместье Стрэттон-Парк, 1803-1804 гг., Д. Дэнс Младший | Рис. 23. Лондон. Риджентс-Парк, Кумберлендекая терраса 1827 г., Д. Нэш |
Рис. 24. 1 — Туикнэм. Строоберри-Xилл, 1749 г., Робинсон; 2 — Уилтшир. Фонтхилл-Эбби, 1795—1807 гг., Д. Уайэт, общий вид и план | |
Романтизм в английской архитектуре проявился прежде всего в псевдоготических постройках.
Псевдоготические постройки вначале как своеобразная традиция известны в Англии еще в XVII в., в частности среди работ Рена. Сухие и жесткие, они не могли претендовать ни на достойное продолжение традиции, ни служить началом романтического направления. Началом последнего можно считать возведение известным знатоком искусства и сенатором Горацием Уолполем с помощью архитектора Робинсона его поместья Строоберри Хилл в Туикнэме (рис. 24) в 1748 г. Имеющее облик средневекового замка, асимметричное, с живописным расположением частей и элементов, оно явилось резким контрастом палладианским постройкам эпохи и привлекло всеобщее внимание. К началу XIX в. увлечение псевдоготикой приняло широкий размах и породило в жилом строительстве грандиозные и фантастические, тем не менее воплощенные в жизнь композиции Джеймса Уайэта: такие как Фонтхилл-Эбби в графстве Уилтшир (1795—1807), основанные, впрочем, уже на достаточно детальном изучении готического искусства.
Псевдоготические постройки Джона Нэша были еще более живописны (например, Лёскомб, Девоншир, 1800). Вместе с тем Джон Нэш значительно расширил возможности романтизма, используя в своих постройках не только мотивы композиции, навеянные пейзажами Клода Лоррена, Пуссена, Сальватора Роза, вроде Кронкхилл в графстве Шропшир (1802), но и ассоциации с постройками Индии, в чем ему подражал Коккерелл (Сизайнкот, Глочестершир, 1803). Отсюда оставался только один шаг к эклектизму второй половины века.
Глава «Архитектура Англии XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.В. Михайловский. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий