Архитектура городских общественных построек Франции в период правления Людовика XV

Большое градостроительное значение получило здание Военной школы в Париже арх. Габриэля (1750—1771, рис. 74), возведенное рядом с Домом Инвалидов и положившее начало будущей площади Марсова поля. В этом комфортабельном сооружении, рассчитанном на 500 человек, предусматривалось индивидуальное жилье для педагогов и слушателей, были сделаны сантехнические устройства. Фасад, выходящий на Марсово поле (рис. 74), изыскан по пропорциям, прост и ясен в композиции. В центре фасада — портик коринфского ордера с фронтоном, несущим скульптуру. Над ним — четырехреберный высокий купол, напоминающий луврский павильон Часов. Большой художественный интерес представляют и интерьеры Военной школы. Это здание — лучшее произведение Габриэля.

Архитектура Франции. Париж. Военная школа, 1750—1771 гг., Ж. А. Габриэль. Общий вид Архитектура Франции. Париж. Военная школа, 1750—1771 гг., Ж. А. Габриэль. Фасад
Рис. 74. Париж. Военная школа, 1750—1771 гг., Ж. А. Габриэль. Общий вид и фасад
Архитектура Франции. Ренн. Ратуша, 1744 г., Ж. Б. Лемуан и Ж. Габриэль V
Рис. 75. Ренн. Ратуша, 1744 г., Ж. Б. Лемуан и Ж. Габриэль V

В общем процессе интенсивной перепланировки городов и с ростом удельного веса общественных зданий, ратуши получают центральное место в городе. Ратуши в Бове, Руане, Кретоне, Нанте, Эр-сюр-ля-Лиз, в Ренне (рис. 75),Тулузе, Нанси, как правило, вытянутые по фронту здания, с ордерным делением на цокольный, парадный и аттиковый этажи, великолепно скомпонованные и величественные, без излишнего декора.

Если в ратушах к середине XVIII в. уже определились новые формы зданий этого типа, то тип театра в этот период только начинает формироваться. Строительство театров в этот период находится под влиянием Италии, откуда в 1756 г. арх. Шимон по заданию короля привез планы различных зрительных залов. После пожара оперного театра в Пале-Рояль в 1763 г. Суффло и Габриэлю было поручено приспособить под зрительный зал машинное отделение театра Тюильри. В 1753— 1770 гг. Габриэль строит театр в Версале. Почти одновременно возводятся театры в Меце и Монпелье. Вольтер и Руссо отмечают, однако, что театры и театральные представления стоят в этот период еще на очень низком уровне, не говоря уже о том, что в основном они служат знати и мало доступны для народа.

В этот период в городах Франции строится много больниц и других лечебных учреждений, которые шли по пути дальнейшего усовершенствования уже отмеченных весьма крупных в функциональном и художественном плане достижений XVII в. Больницы Сен-Жак в. Безансоне и отель Диё в Массоне следуют в своей планировке образцу парижской больницы Сальпетриер. Хирургические амфитеатры Сен-Ком в Монпелье и Париже на улице Бушри имеют форму ротонды. В больнице в Карпантра изысканный двухэтажный фасад с портиком в центре, завершенный балюстрадой с вазами, закрывает собой больничные корпуса, расположенные во дворе. Для юга Франции характерны больницы, подобные Дому Инвалидов с церковью в центре и лестницами в угловых корпусах.

В начале и середине XVIII в. строятся казармы, коммерческие и торговые учреждения, хранилища для зерна, монетные дворы и др.


Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)