Городское жилище в период правления Людовика XV
Затухание придворной жизни в Версале привело к переселению близко стоящей к трону знати в Париж, где стали быстро застраиваться особняками предместья Сент-Оноре и Сен-Жермен.
Рококо возникло как искусство высших кругов французской аристократии, светской и церковной и во Франции имело черты, значительно отличающие его от рококо других стран. Для французской архитектуры времени расцвета рококо характерна устойчивость приемов классицизма в фасадах при полном отходе от них в интерьерах. Здесь широко применяется живопись, резное дерево, лепнина. Тематикой росписей являются фантастические сцены, китайские мотивы. Важное место в декоре интерьеров занимают «ламбри» — роспись в фризовой части стен. Излюбленными являются камины, сильно уменьшенные, ставшие подставками под большое зеркало.
Французское рококо получило два направления: одно из них, более сдержанное, представлено мастерами-классиками школы Ж. А. Мансара, которые создали в формах рококо утонченные и изысканные интерьеры, декоративное убранство которых отличается высоким вкусом и тонкостью рисунка; как правило, этим интерьерам соответствуют фасады, выдержанные в строгих формах классицизма. В отелях XVIII в., созданных архитекторами школы Ж. А. Мансара, весьма сильны связи с архитектурой XVII в. Перестраивая старые отели, зодчие часто сохраняют сложившуюся ранее планировку.
На французскую архитектуру этого периода меньшее влияние оказывали архитекторы — Оппенор, Мейсонье и Пино, вышедшие из Фландрии и учившиеся в Италии, тяготевшие к барочной окрашенности образов, исполненных выразительного движения. Эти архитекторы пытались вынести формы рококо на фасад, как в отеле Годьон Оппенора (рис. 67, 1), в соборе, спроектированном Мейсонье, но не построенном (рис. 67, 2), и др. Однако их идеи получили воплощение в интерьерах многих построенных ими отелей и дворцов, особенно бравурных и стоящих ближе к итальянскому и немецкому рококо, например Пале-Рояль арх. Оппенора.
Рис. 67. Париж: 1 — отель Годьон, 1719—1729 гг., Ж. М. Оппенор, план; 2 — неосуществленный проект церкви Сен-Сюльпис, 1720 г., Ж. О. Мейсонье |
Рис. 68. Париж. Отель Торси, 1-я половина XVIII в. Ограда |
Отели этого периода строятся с учетом возросших требований комфорта повседневной жизни. Парадные комнаты-салоны и галереи сокращаются в размерах, но одновременно увеличиваются комнаты бытового назначения. Снижаются потолки, что делает помещения более интимными; удлинением окон достигается лучшая освещенность комнат. Окна подчас делают до самого пола. Ванные и уборные получают вид настоящих комнат; появляются зачатки водопровода и канализации. Вводится коридорная система планировки дома с целью лучшей изоляции комнат, как в отеле Д’Аржансон (позднее — Ротелен, арх. Лассюранс, 1713).
В расположении отеля на участке сохраняются давно выработанные схемы дома между двором и садом с оградой вдоль улицы (рис. 68), но начинают появляться и дома с фасадом, выходящим на улицу. Отели знати теперь требуют больших площадей под конюшни, каретные сараи, дворы, сады. Группой архитекторов школы Ж. А. Мансара застраиваются отелями наиболее аристократические районы Парижа. Робер де Котт строит ряд отелей в Сен-Жерменском предместье, хорошо продуманных планировочно, где нет ненужных скруглений, овальных и полукруглых вестибюлей и гостиных (отель Де Люд). Строгой простоте фасадов отвечает в интерьерах изысканная роскошь. В ряде там же построенных Лассюрансом отелей — Мезон, Овернь, Нефшатель и в отеле Вандом арх. Леблона в решении фасадов соблюден «классический» принцип выделения центральной части углов. Асимметричным зданиям пытаются придать симметрию, как в отеле Нозль Лассюранса.
Робер де Котт (1655—1735), ученик Ж. А. Мансара. С 1714 член Академии Архитектуры. С Ж. А. Мансаром строил замки короля Сен-Жермен, Версаль, Марли; в Лионе — ратушу. В Париже строил самостоятельно: дом № 82 на ул. Пти-Шан; отели: Бурбон, Д’Естре, Гренель, Делюд, Тулуз, Гренуйе, Гран-Шантье, Бонрепо, отель на углу улицы Бак и набережной Д’Орсей, на ул. Ришелье. Перестроил фонтан Самаритянки. В Безансоне — ряд особняков. В Шалон-сюр-Марн, Вердене и Страсбурге— дворцы. Замки: Труар, Шантелю и др. Консультировал за пределами Франции строительство дворцов в Бонне, Турине, Мадриде и др.
Пьер Кенето, прозванный Лассюрансом (1655— 1724), ученик Ж. А. Мансара, много работавший с ним, с 1700 г. работает самостоятельно. Им построены: особняки Ротелен, Мезон, Нефшатель или Бетюн, Ноель, Рокелор, Монтбазон; замок Д’Еври-Пто-Руж и др.
В отеле Амело Боффрана (1710—1713; рис. 69) на улице Сен-Доминик в предместье Сен-Жермен использован небольшой клочок земли, на котором вокруг овального двора располагаются, примыкая к улице, конюшни и каретные сараи, а в глубине — жилая часть отеля, выходящая в сад. Овальная форма двора привела к сложным пятиугольным очертаниям лестницы и столовой, необычайной форме вестибюля с нишами и овального салона. Однако ясная логика композиции, строгая симметрия плана и фасада делают это сооружение организованным и собранным.
Рис. 69. Париж. Отель Амело, 1710—1713 гг., Ж. Боффран. План и разрез | |
Рис. 70. Париж. Отель Де Субиз, 1705 г.. Делямер. Фасад и интерьер — декор Боффрана, 1730 г. | |
Рис. 71. Париж. Отель Матиньон, 1726 г., Ж. Куртон. План и фасад | |
Рис. 72. Париж. Отель Мора, 1746—1749 гг., Ж. А. Габриэль и Ж. Д’Обера. План и фасад | |
Рис. 73. Париж. Отель Бурбон, 1722—1729 гг., Гварини; с 1724 г. Ж. А. Габриэль и Ж. Д’Обера. План и главный фасад |
Классическим примером французского рококо является отель Де Субиз (рис. 70), перестроенный в 1705 г. из зданий XVI в. Делямером. В 1731—1738 гг. этот отель был соединен большим корпусом конюшен с отелем Де Роан. Оба сохранили в своей планировке традиционные схемы дома между двором и садом. Овальный салон отеля Де Субиз, расписанный Боффраном в 1730 г., и овальный вестибюль отеля Де Роан являются композиционным ядром этих домов.
К отелю Амело близок по плану отель Нуармутье (арх. Жан Куртон). Особенно ярко черты развитого рококо выражены в отеле Матиньон (его же, 1726, рис. 71) и отеле Мора (архитекторы Габриэль, Д’Обера, 1746—1749, рис. 72), который отличается большой простотой линий и удобной планировкой.
Наравне с традиционной возникают и новые варианты планировки. В отеле Демар все службы расположены вдоль улицы, а жилая часть, разделенная на два здания, занимает место между дворами и садом. Формы лестницы и вестибюля парадной части, хорошо нарисованные, построены на приятном сочетании кривых и прямых линий согласно новым вкусам эпохи.
Черты классицизма ясно читаются в великолепных отелях Лассай и Бурбон, арх. Гварини (рис. 73) в Сен-Жерменском предместье; эти отели заканчивали Лассюранс, Габриэль, Д’Обера. Отель Бурбон по плану близок к замку Мезон Франсуа Мансара. При сравнении этих двух памятников хорошо видны изменения, произошедшие во вкусах Франции за столетие. Если в замке Мезон еще сильны ренессансные тенденции, придающие классицизму на заре его становления большую эмоциональность, то отель Бурбон, построенный спустя столетие на основе канонических принципов классицизма, кажется холодным и более строгим.
О доходных домах этого периода дают представление дом на улице Шерш-Миди и дом на улице Кок в предместье Сент-Оноре. Первый ближе к отелям, второй — пятиэтажный, с магазинами, имеющий убывающие по высоте резко разграниченные этажи, — несет в своем облике новые черты.
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий