Архитектура культовых сооружений Франции в период правления Людовика XIV

Архитектура церковных сооружений шла в ногу с общим развитием классицизма. Однако это не исключало сохранение типов, ранее возникших, и привело к очень большому разнообразию культовых построек этого периода. Однонефные, прямоугольные и крестовые в плане здания самых различных размеров (собор в Лиле, арх. Вобан; церковь Урсулинок в Бурже, рис. 53,1) строились повсеместно, в основном при больницах, коллежах, монастырях. Продолжают возникать церкви по плану Иль Джезу: однонефные с боковыми капеллами (церковь Сен-Тома в Париже); трехнефные без трансепта (церковь иезуитов в Камбре) и трехнефные с трансептом (собор в Монтобане, арх. Д’Орбэ; рис. 53, 2); церкви Сен-Николя, арх. Шардоне; Сен-Сюльпис, Сен-Рош в Париже; трехнефные без трансепта и капелл (церковь Версальского дворца) и центрические: Шарите в Марселе и в Асфели, Асопсьон в Париже (арх. Эрард, рис. 54, 1) и церковь Сальпетриер, арх. Либераль Брюан (рис. 54,2).

Архитектура Франции. 1 — Бурже, церковь Урсулинок, конец XVII в., план; 2 — Монтобан, собор, конец XVII в., Ф. Д’Орбэ
Рис. 53. 1 — Бурже, церковь Урсулинок, конец XVII в., план; 2 — Монтобан, собор, конец XVII в., Ф. Д’Орбэ
Архитектура Франции. Париж: 1 — церковь Асопсьон, 2-я половина XVII в., Эрард Архитектура Франции. Париж: 2 — церковь Сальпетриер, 1670 г., Л. Брюан, план
Рис. 54. Париж: 1 — церковь Асопсьон, 2-я половина XVII в., Эрард; 2 — церковь Сальпетриер, 1670 г., Л. Брюан, план
Архитектура Франции. Париж: 1 — церковь Сен-Рош, конец XVII в., Р. де Котт, план и фасад; 2 — церковь Евстафия, 1679 г., Л. Лево; 3 — церковь Иезуитов в Камбре, конец XVII в.
Рис. 55. Париж: 1 — церковь Сен-Рош, конец XVII в., Р. де Котт, план и фасад; 2 — церковь Евстафия, 1679 г., Л. Лево; 3 — церковь Иезуитов в Камбре, конец XVII в.

Влияние Иль Джезу еще сказывается и в общем облике церквей. Церковь Иезуитов в Камбре (рис. 55, 3) продолжает линию развития св. Бруно в Бордо и Визиток в Невере, в которых сохраняется схема фасада Иль Джезу в пышных местных, вторящих барочным традициях. Собор в Монтобане сохранил базиликальное построение и на боковых фасадах готические контрфорсы. Западный, главный фасад, построенный по схеме Иль Джезу, вместо пышных волют по углам имеет башни. По схеме Иль Джезу построена замечательная церковь Сен-Рош Робера де Котта (рис. 55, 1), в своих формах, однако выдержанная в принципах классицизма. В ней также очень сильно готическое влияние, особенно явное в соборах городов Ош и Ренн, в парижских церквах Сен-Жак-дю-О-Па — Готтара и Евстафия — Лево (рис. 55, 2), увенчанных на западном фасаде двумя башнями. В отличие от готических башни теперь имеют четкие ордерные членения и завершены плоскими крышами с балюстрадами или куполами.

Монастыри в конце XVII в. продолжают выполнять ряд гражданских функций, причем монастырская архитектура постепенно приобретает более светский характер. Укрепленные монастыри — теперь большая редкость (монастырь во Флеш). Жилые постройки монастырей очень разнообразны: наряду с небольшими коттеджами существуют огромные трехэтажные корпуса, фасады которых членятся колоссальным ордером. Иногда суровая гладь стены не получает никакой обработки, приближая эти здания к сооружениям казарменного типа. Строительство монастырей продолжает быть важным каналом распространения стилевых форм классицизма. Пример этому — бенедиктинское аббатство Сен-Сюльпис (1680).


Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)