Архитектура Франции периода правления Людовика XIV (1643-1715)

Абсолютизм Франции, блистательно отраженный в архитектуре 2-й половины XVII в., имел и оборотную сторону медали. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV — «короля-солнца» — были совершенно непосильны для бюджета Франции. Во время войн (1667, 1672, 1687 гг.) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии. Государственный долг к концу правления Людовика XIV дошел до баснословных цифр, в десятки раз превышавших годовой бюджет страны.

В годы юности монарха сюринтенданту Кольберу удается укрепить и поднять французскую экономику. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г.). Директором Академии был назначен Франсуа Блондель, первыми членами были Либераль Брюан, Даниэль Гиттар, Антуан Лепотр, Франсуа Лево, Пьер Миньяр, Франсуа Д’Орбэ. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. — Пьер Бюлле.


Жюль Ардуэн Мансар (1664—1708), ведущий представитель французского классицизма 2-ой половины XVII в., принципы которого были положены в основу Академии архитектуры. Работал для короля и знати в столице и провинции. Градостроитель — практик и теоретик архитектуры. Основные постройки: замки короля — Дюваль (1675), Кланьи (1683), Версаль (дворец, Большой Трианон, конюшни, Оранжерея), церковь Нотр-Дам, Зверинец (1678—1708), Сен-Клу, Сен-Сир (1686); Марли (1696—1699), Медон (1698—1704); замки знати — Дампье (1680), Наварр (1686), Буфле (1691). В Париже: площади — Побед (1686), Вандомская (1700). Отели — Лорж, Мансар. Собор Инвалидов (1676—1708). В Сен-Жермен-ан Ле — отель Ноэль (1680). Строил в провинциальных городах Арль, Дижон, Тур, Нант, Марсель, Лион. Ученики Ж. А. Мансара: Ш. А. Д’Авиле, Ж. Верен, Пьер Лепотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и др.


Основной задачей Академии было обобщение накопленного опыта архитектуры с целью выработки «идеальных вечных законов красоты», которым должно было следовать все дальнейшее строительство. Академикам вменялось в обязанность писание трудов по теории архитектуры, разрешалось преподавать, но запрещалось строить. Академия дала критическую оценку принципов барокко, признав их не приемлемыми для Франции. Основой красоты признавались пропорции. Блондель утверждал, что «свойство божества — геометричность». Перро ему возражал. Дискуссия охватила широкие круги передовой интеллигенции Франции, людей науки, искусства и сказалась на развитии эстетических представлений в архитектуре. Произошла нивелировка между более творческим течением (Перро) и строгой, сухой «классикой» академизма, что наложило свой отпечаток на характер сложения стиля французского классицизма XVII в. Считалось совершенно обязательным, чтобы центральной оси всегда отвечал выступ здания, балкон, проем окна или фронтон. Крылья фасада полагалось замыкать павильонами или выступами. От вертикальной расчлененности объемов (включая крыши) переходят к горизонтальным композициям, к общей крыше, поддерживаемой антаблементом, балюстрадой, четко выраженным поэтажным членением.


Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер