Архитектура культовых сооружений Франции первой половины XVII в.

С окончанием религиозных войн сразу началось восстановление разрушенных церквей и постройка новых. В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. .В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса: Нотр-Дам в Гавре (1606—1608, рис. 21, 1), Сент-Этьен-дю-Мон в Париже (рис. 21, 2), Сен-Пьер в Оксере (рис. 21, 3) и др. Барокко не нашло широкого отражения в церковной архитектуре, хотя и она в какой-то степени отдала ему дань. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу. Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др.), но степень этого влияния преувеличена. Ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу, имеют совершенно иной архитектурный облик, иначе организованные фасады. Таковы церкви Сен-Поль-Сен-Луи в Париже (рис. 22), Иезуитов в Блуа, построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне — Турнелем (1620—1655), Сен-Жерве в Париже — С. де Броссом и Метезо (рис. 22).

Архитектура Франции. Гавр, церковь Нотр-Дам, 1606—1608 гг. Архитектура Франции. Париж, церковь Сент-Этьен-дю-Мон, 1-я половина XVII в.
Рис. 21. 1 — Гавр, церковь Нотр-Дам, 1606—1608 гг.; 2 — Париж, церковь Сент-Этьен-дю-Мон, 1-я половина XVII в.; 3 — Оксер, церковь Сен-Пьер, 1630—1656 г., В. Керо, Исен I и Гийо, заканчивал Лалиль
Архитектура Франции. Оксер, церковь Сен-Пьер, 1630—1656 г., В. Керо, Исен I и Гийо, заканчивал Лалиль Архитектура Франции. Париж. Центр Сен-Жерве, 1616-1621 гг., С. де Бросс и Л. Метезо
Рис. 23. Париж. Церковь Сорбонны, 1635-1642 гг., Лемерсье. Фасад, план и разрез Рис. 22. Париж. 1 — центр Сен-Жерве, 1616-1621 гг., С. де Бросс и Л. Метезо; 2 — церковь Сен-Поль-Сен-Луи, 1619 г., Э. Мартельянж. План
Архитектура Франции. Париж. Церковь Сорбонны, 1635-1642 гг., Лемерсье. Фасад Архитектура Франции. Париж. Церковь Сен-Поль-Сен-Луи, 1619 г., Э. Мартельянж. План
Архитектура Франции. Париж. Церковь Сорбонны, 1635-1642 гг., Лемерсье. План Архитектура Франции. Париж. Церковь Сорбонны, 1635-1642 гг., Лемерсье. Разрез
Архитектура Франции. Париж. Собор монастыря Валь-де-Грас: 1645 г. — Ф. Мансар; 1665 г. — Ж. Лемерсье, П. Лемюэ, Г. Ледюк. Фасад Архитектура Франции. Париж. Собор монастыря Валь-де-Грас: 1645 г. — Ф. Мансар; 1665 г. — Ж. Лемерсье, П. Лемюэ, Г. Ледюк. План
Рис. 24. Париж. Собор монастыря Валь-де-Грас: 1645 г. — Ф. Мансар; 1665 г. — Ж. Лемерсье, П. Лемюэ, Г. Ледюк. Фасад и план

С приходом к власти кардинала Ришелье, идеолога абсолютизма и контрреформации, создается ряд культовых сооружений, в том числе церковь Сорбонны арх. Лемерсье (1635—1642, рис. 23) и собор женского монастыря Валь-де-Грас (рис. 24), начатый Ф. Мансаром в 1645 г. и законченный Лемерсье, Пьером Лемюэ и Габриэлем Ледюком в 1665 г. Оба здания имеют некоторые барочные черты, получившие особую окраску. В этих церквах при Ришелье насаждаются пышные барочные мотивы, но все же общий строй этой архитектуры далек от барокко Италии. Схема церкви Сорбонны стала впоследствии традиционной; это — основной крестообразный в плане объем, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием.

Церковь Сорбонны была первым во Франции зданием с куполом, который в Сорбонне еще не стал доминирующим. Развитая как в Иль Джезу фасадная плоскость закрывает барабан, а удлиненный неф плохо вяжется с центрическим купольным объемом. Купольная система этой церкви идет от собора Петра в Риме, но Лемерсье ввел в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют. В церкви Сорбонны все изысканно и все изящно.

Гораздо массивнее собор Валь-де-Грас — одно из самых барочных сооружений Франции. Валь-де-Грас построен на тех же сочетаниях, что и церковь в Сорбонне, но взаимосвязь между частями благодаря обилию тяжеловесного декора усложнена.

С окончанием периода правления Ришелье и Мазарини прямое воздействие иезуитских идей в церковной архитектуре ослабевает. Лево в коллеже Четырех наций (1668), еще используя приемы барокко, достигает более ясного соподчинения главного и второстепенного. Он увеличивает барабан и купол, делая низкой фасадную плоскость и выдвигая ее вперед (рис. 25).

Архитектура Франции. Париж. Коллеж четырех наций, 1668 г., Л. Лево. План всего комплекса Архитектура Франции. Париж. Коллеж четырех наций, 1668 г., Л. Лево. Общий вид коллежа с собором
Рис. 25. Париж. Коллеж четырех наций, 1668 г., Л. Лево. План всего комплекса и общий вид коллежа с собором
Архитектура Франции. Париж. Монастырь Визиток. Церковь, 1632- 1634 гг., Ф. Мансар. Фасад и план
Рис. 26. Париж. Монастырь Визиток. Церковь, 1632- 1634 гг., Ф. Мансар. Фасад и план

Особенно явственны архитектурные концепции французского классицизма этого периода, в основе которых зачастую лежали ренессансные постройки Италии, воспринимавшиеся французами XVII в. как образцы классического искусства. Церковь Визиток в Париже (1632—1634, рис. 26) Мансара в своем облике отдаленно связана с Темпьетто Браманте. Не менее интересна в этом отношении церковь монастыря Минимов (1632).

В конце XVI — начале XVII в. распространение янсенизма* способствовало росту монастырей, которые по-прежнему продолжают выполнять некоторые светские функции: содержат учебные заведения, больницы, богадельни, приюты. В начале XVII в. монастыри многочисленных монашеских орденов переполняли города, все более становясь помехой развития последних. Так, большинство монастырей содержало на городских территориях обширные огороды, парализуя этой своей хозяйственной деятельностью формирование и рост города. В 1614, 1626 и 1656 гг. издаются указы, запрещающие в Париже и его окрестностях строить и расширять монастыри; это привело к широкому строительству их в провинции.

* Янсенизм — религиозное общественное движение строго аскетического направления, возникшее в XVII в. на основе учения Корнелия Янсения.

На примере монастырских комплексов хорошо видны рационалистические устремления французских архитекторов, их тяготение к функционально осмысленной и художественной ясности. Как правило, архитекторы стремятся достигнуть большей выразительности сооружений не средствами пышного декора, а нахождением удачных пропорций, как в аббатствах в Понтлевуа, Редоне (1630), Бэк-Элуэне (1644—1646) и др.

С начала XVII в. в условиях города, при отсутствии больших земельных площадей, в монастырских зданиях начинает расти этажность. Жилые здания получают два, а то и три этажа, как в монастыре Валь-де-Грас или Порт Рояль (Антуан Лепотр, 1646—1648). Как правило, эти постройки концентрируются около одного или нескольких дворов, которые по древней традиции сохраняют вдоль всех дворовых фасадов обходные галереи, понизу иногда выступающие вперед (монастырь Урсулинок в Дижоне, арх. Гийом Табуро, 1643), женский кармелитский в Плёрмеле (1604), кармелитский Анны в Д’Орай (1630). Перед архитекторами ставятся новые планировочные и художественные задачи— перекрыть сводами трехэтажное здание, организовать сообщение между этажами с помощью системы лестниц; интерес к барочным мотивам еще велик. Жилой корпус бенедиктинского аббатства св. Георгия на Луаре (1625) в этом отношении повторяет формы парижского отеля Сюлли.

Строятся монастыри крепостного типа, напоминающие бенедиктинское аббатство О’Дам (1630). Продолжают возникать очень живописные комплексы — аббатство св. Антония во Вьенуа, иезуитский монастырь Лепюи (арх. Мартельянж, 1617).


Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер