Дворцы и замки Франции первой половины XVII в.
В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В этот период дворец уже включается в общую структуру города, а за городом связывается с обширным парком. В конце XVI и начале XVII в. тесные связи с Италией, глубокий интерес к ее культуре и искусству, роскошь ее дворцов и вилл вызвали естественное подражание в высших французских кругах. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Можно говорить только о единичных барочных постройках, хотя для ряда французских провинций и городов отдельные барочные мотивы стали глубоко национальными: Лангедок, Монпелье, Эк и др.
Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Как правило, они были выходцами из строительных артелей или семей потомственных каменщиков, объединенных в корпорации, строго хранивших свои профессиональные приемы, восходившие еще к средневековым традициям готики. Конструктивными принципами готики великолепно владели французские архитекторы, бывшие одновременно конструкторами, практиками-строителями и подрядчиками. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. Переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма очень характерно для Франции 1-й половины XVII в. Однако классицизм с конца XVI в. вплоть до середины XIX в. является основным направлением, все остальные сопутствуют ему.
В развитии типа французского замка этого времени, а также позднее различимы два направления: одно — официальное «представительствующее», создававшееся в защиту идеи абсолютизма; другое поднимало на щит человеческую личность. Последнее рождалось по преимуществу в буржуазных кругах близкого в этот период ко двору чиновного «дворянства мантии». С этой группой сближаются многочисленные замки, загородные резиденции и всякого рода малые дворцы королей и родовой знати, искавших в них уюта и отдыха от придворной шумной и пышной жизни.
Рис. 8. Пуату. Замок Ришелье, 1625 г., Ж. Лемерсье |
К первой группе следует отнести комплекс замка и г. Ришелье (рис. 8), идеи которого во 2-й половине XVII в. получают завершение в Версале. Замок Ришелье — П-образной формы в плане с парадным двором и в окружении рва (начат в 1625 г. по проекту Лемерсье) — создавался как роскошный памятник славы кардинала. Интерьеры замка изобиловали пышной лепниной и живописью, посвященной владельцу. Дворцовый парк был насыщен аллегорической скульптурой, также призванной прославлять кардинала.
Рис. 9. Версаль. Охотничий замок, 1624—1631 гг., Ф. Лepya. План |
Королевская резиденция Версаль (рис. 9), возникшая в 1624 г., увеличенная в 1631 г. Лемерсье и Филибером Леруа, была в этот период небольшим охотничьим замком (по типу замка Ришелье). Это было П-образное в плане сооружение со рвом и позолоченной решеткой, ограждавшей парадный двор. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший впоследствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар. На северо-западной оконечности парка Ф. Мансар построил увеселительный зверинец в форме восьмигранника.
Франсуа Мансар (1598—1666). Один из основоположников французского классицизма XVII в., ученик С. де Бросса и Шарля дю Ри. Основные постройки в Париже: монастыри — Визиток (1632), Минимов (1636), Валь-де-Грас (1647). Отели: Врильер (1640), Бациньер (1640—45), Мазарини (1645), Жар (1648), Д’Омон (1655), Карнавале (1661). Замки в провинциях: Блуа (1635), Мезон (1642), Берни, Фрезн; в Сен-Дени церковь Фюнеран-де-Бурбон.
Наиболее ярким примером второй группы замков является замок Мезон (1642—1646, рис. 10), построенный Мансаром для президента Парижского парламента Рене де Лангей близ Парижа, на высоком берегу Сены. Здание, сохраняя П-образный план с центральным ризалитом и выступающими крыльями, однако свободно от традиционной замкнутости французских замков. Каждый объем сооружения, как обычно, перекрыт индивидуальной кровлей. В декоре фасадов Мансар следует мастерам итальянского и французского Возрождения, применяя поэтажные ордерные членения. Рисунок орнамента и форма полусферических куполов сближают здесь Мансара с Филибером Делормом.
Рис. 10. Замок Мезон (близ Парижа), 1642—1646 гг., Ф. Мансар. План, общий вид, разрез, деталь фасада, интерьеры лестницы и зала 2-го этажа | |
Рис. 11. Замок Блуа, департамент Луар и Шер, 1636—1660 гг., перестройка Ф. Мансара |
Произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком. Этот выдающийся мастер шел от своего индивидуального понимания классического наследия и создал свой стиль, в котором нашел ту золотую середину, когда декоративная обогащенность форм не заслоняет простоты и ясности общей композиции объемов и масс, четкости решения плана, что особенно присуще замку Мезон (рис. 10). Этот шедевр Мансара дает ясное представление о чертах французского классицизма 1-й половины XVII в. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. Великолепно и другое произведение Ф. Мансара — замок Блуа, перестроенный им из более раннего сооружения (рис. 11).
Интимность и изысканное великолепие с таким очарованием раскрытые Мансаром в замке Мезон характеризуют старинный замок французских королей Фонтенбло, перестроенный Грасье Жасменом в начале XVI в Парк Фонтенбло с его партерами, каналами, фонтанами и богатой скульптурой возник еще в XVI в. Парк имел ряд итальянских черт (применение ракушек и полихромных материалов с отражением их в воде, создающим иллюзию коралловых рифов и драгоценных камней). Мотивы итальянских вилл и парков заметны и в замке Сен-Жермен-ан-Ле (закончен в 1608 г. Луи Метезо), где от дворца, поставленного на высоком плато над Сеной, спускается уступами великолепный сад. Террасы отделялись друг от друга подпорными стенками и имели свои фонтаны и гроты. Но уже здесь зарождается новое в развитии садово-паркового искусства, появляется прием сочетания партеров с боскетами, что затем получит блестящее развитие в творчестве Ленотра.
С 1629 г. было запрещено во вновь строящихся замках родовой знати делать фортификационные устройства. Но постепенное превращение их в парковые резиденции началось уже в конце XVI в. Подъемные мосты заменялись каменными, рвы становились элементом парка, башни у входов заменялись павильонами. Все это хорошо видно в замке Блеранкур (1614) Саломона де Бросса, близком по плану и общему облику к замку Ришелье. В других замках, как Куломье-ен-Бри (арх. С. де Бросс), Шавиньи (рис. 12) и Пон-Сюр-Сен (арх. Лемюэ), укрепления еще частично сохраняются, но все же и здесь сказывается общая тенденция к отмиранию фортификационных устройств. Особенно яркими примерами новых типов замков являются Шилли-Мазарини (арх. Лемерсье, 1627, рис. 13), Росни (принадлежал Сюлли), Фюмишон.
Рис. 12. Замок Шавиньи, департамент Эндр и Луара, середина XVII в., П. Лемюэ. План и фасад | |
Рис. 13. Замок Шилли-Мазарини, департамент Сена и Уаза, 1627 г., Ж. Лемерсье |
В XVII в. во Франции парковое искусство теряет свое подчиненное значение, и в нем развиваются два самостоятельных направления: «классическое» и «романтическое». Династия художников сада — «классиков» Моллей — Жака, Клода, Андрэ, работавших с конца XVI в. до середины XVII в.,— создала садово-парковые ансамбли Тюильри, Сен-Жермен-ен-Ле, Фонтенбло и др. Они заложили основы и теорию искусства регулярного «французского» сада, в чем значительна также роль Жака Буассо, первого планировщика Версальского парка. Садовник теперь становится архитектором и скульптором, начинает мыслить пространственными категориями, овладевает богатой цветовой и объемной палитрой живого материала, который он подчиняет соответствующей посадкой и стрижкой своему художественному замыслу. Второе течение садово-паркового искусства возникло из убеждения в красоте естественных форм живой природы, из любви к родному пейзажу и желания сохранить его. Это романтическое направление получило название «английского» парка, хотя оно возникло во Франции. Элементы его уже имеются у Буассо. Широкое распространение английский парк во Франции получает в конце XVII в. (садовники Дюфранзи, Гюбер Робер и др.).
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий