Градостроительство Франции первой половины XVII в.
Французские города имели очень плотную застройку, как бы слившуюся в единый каменный массив; однако это не мешало приспособлению старых городов к новым жизненным условиям: их перестраивают, ломая средневековые постройки, в целях усиления обороноспособности, борьбы с эпидемиями и пожарами, одновременно стремясь к архитектурной организации города в целом. Продолжается разработка плана «идеального города». Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны.
Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства), и как промышленные центры, и как города-резиденции. Последние строятся в комплексе с резидентским дворцом, частью которого является и самый город, планировочно подчиненный дворцу.
В 1-й половине XVII в. идет интенсивное строительство военных городов. Жак Эрзр и Жак Перре в начале XVII в. дают образцы планов (рис. 1, 1) таких городов в своих трактатах по фортификации. Эти города имеют форму квадратов или правильного многоугольника с радиально-кольцевой системой улиц, дозорной башней в центре, площадью для сбора гарнизона и бастионами. Таковы города: Витри ле Франсуа, построенный итальянцем Марино, Саарлуи (рис. 1, 2), Анришмон (рис. 1, 3), Монтобан. Город Шарлевиль (рис. 2, 1) в Арденнах (на р. Маас) был заложен в 1608 г., видимо, арх. Клеманом Метезо. Он построен по единому, хорошо продуманному плану и изломанной линией бастионов красиво увязан с местностью. Почти квадратный в плане город имеет живописно расположенные кварталы, улицы, площади, композиционно связанные в единый ансамбль.
Рис. 1. 1 — военный город, начало XVII в., Ж. Эрар и Ж. Перре, схема; 2 — Саарлуи, 1-я половина XVII в.; 3 — Анришмон, 1-я половина XVII в. |
Жан Клеман II Метезо (умер 1652), с 1610 — архитектор Карла Гонзаго, с 1627 — короля. Главные постройки: г. Шарлевиль; в Париже: строил совместно с С. де Броссом — Люксембургский дворец, церковь Сен-Жерве (1616), самостоятельно — отели: Де Суассон (1612—1619), Барбье (1630), Люин; церковь Оратуар (1621), монастырь Асопсьон (1630); плотину в г. Лярошель (1627). Замок Шилли в департаменте Сена и Уаза; трансепт церкви Петра в Дрё.
В качестве города-резиденции по проекту Жерома Ситони был построен город Нанси (1588—1611 гг.; рис. 2, 2) к югу от старого Нанси. Старый город имел нерегулярную планировку, новый — прямоугольную сетку улиц. В течение столетия сохранялась крепостная стена между этими двумя городами, слившимися в один только в XVIII веке.
Рис. 2. 1 — Шарлевиль, 1608 г. (княжество Д’Арм), К. Метезо, план города; 2 — Нанси (Новый), 1588—1611 гг., Ж. Ситони; 3 — г. Ришелье, 1638—1641 гг. (Пуату), Ж. Лемерсье |
Город Ришелье в Пуату (рис. 2, 3) был построен при замке Ришелье в 1638— 1641 гг. Строителем города и замка был арх. Лемерсье.
Жак Лемерсье (1585—1654), учился в Риме (1607—1613), 1637 — первый архитектор короля. Главные постройки в Париже: западный корпус Лувра с Павильоном Часов и часть Северного корпуса (1624), дворец Ришелье (Пале Рояль, 1629—1636), церкви: Сорбонны (1629), Валь-де-Грас (1635—1653), ряд особняков.
Город Ришелье имел в плане прямоугольную форму с симметричной планировкой улиц и площадей. Центральная осевая улица, застроенная домами приближенных кардинала, вела к главным воротам города, в направлении замка, к которому город был обращен открытой круглой площадью за линией городской стены, полукругом обходившей ее. Внутри города у главных ворот была прямоугольная площадь с важнейшими городскими сооружениями. Город Ришелье был построен по единому замыслу: в нем строгие формы зданий сочетались с четкой планировкой улиц и площадей. Город не получил дальнейшего развития, так как не имел ни экономического, ни стратегического значения, и со смертью Ришелье стал никому не нужен.
Перестройка старых, стихийно сложившихся городов с прокладкой новых прямолинейных улиц, заменявших беспорядочную средневековую уличную сеть, началась еще в XVI в.
В начале XVII в. перепланировка обычно не выходила за пределы крепостных стен городов. Так было в Париже, а по столице равнялась провинция. Первые перепланировочные работы были начаты в 1615 г. в северо-западной части Парижа с раздела и продажи небольшими участками королевских земель между улицами Ботэ и Жак. Париж застраивался на общественные (муниципальные), государственные, королевские и частные средства. По инициативе подрядчиков, например, застраивались острова Нотр-Дам, Ваш и Сен-Луи.
В 1633—1636 гг. были изменены границы города. Западная его часть с дворцами Лувр и Тюильри, кварталы по улицам Сент-Оноре и Ришелье были ограждены новой крепостной стеной. Подготовлены проекты ограждения крепостной стеной предместий Сен-Жермен, Сен-Мишель, Сен-Жак, Сен-Марсель и Сен-Виктуар. В это время предпринимаются попытки оформления въезда в город. Саломон де Бросс и Шарль дю Ри проектируют ворота Сент-Оноре (рис. 3), которые, однако, не были осуществлены.
Рис. 3. Париж. Ворота Сент-Оноре, до 1626 г., С. де Бросс и Ш. дю Ри (проект не осуществлен) | Рис. 4. Париж. 1 — Пон-Неф, 1578—1606 гг., Дезиль; 2 — остров Сен-Луи, застройка с 1600 г.; 3 — фонтан, С. де Бросс |
С ростом Парижа в западном направлении явилась необходимость соединить предместье Сент-Оноре с предместьем Сен: Жермен, которые располагались на противоположных берегах Сены. Был возведен новый мост — Пон-Неф (1578—1606, рис. 4, 1). На Пон-Нефе не было никаких построек, обычных для средневековых мостов, и по сторонам центрального проезда шли тротуары. Второй мост — Мари — по имени его строителя (1610—1635), имел по сторонам проезжей части четырех- и пятиэтажные здания и соединял предместье Маре с островом Сен-Луи (рис. 4, 2), который в это время начинал застраиваться. Третий мост — деревянный, построенный в 1632 г. по линии дворца Тюильри,— сгорел в конце XVII в. и был заменен каменным, Королевским.
Париж всегда страдал от недостатка воды. Требовалось устройство фонтанов. Однако здесь в отличие от городов Италии они оставались чисто хозяйственными сооружениями (насос на мосту Сен-Мишель и др.), и только некоторые из них представляют художественный интерес. Таковы фонтан Медичи в Люксембургском саду (1620-е гг., арх. Саломон де Бросс, рис. 4,5, инж. Т. Франсин, скульпторы Оттен и Валуа) и фонтан Самаритянки в виде скульптурной группы на Пон-Неф.
Саломон де Бросс (1571, Верней на Уазе,— 1626), крупнейший архитектор из рода Андруэ Дюсерсо, сын арх. Жака I Андруэ Дюсерсо. Главные постройки в Париже: Люксембургский дворец (1611), Дворец Правосудия (интерьеры 1614), отель на ул. Бозар (позднее Лианкур, а затем Рошофукай); в Шаренте — две церкви (1606—1623); в Ренне — Дворец Парламента (1618). Замок Монсоен-Бри (1609, для Марии Медичи), замок Куломье (1613, для Катерины Гонзаго).
Дальнейшее развитие планировочных работ в Париже выразилось во включении в паутину средневековых улиц отдельных крупных, правильно распланированных зданий и новых регулярных площадей.
Рис. 5. Париж. Лувр. 1 — план 1624 г.; 2 — павильон Часов, 1624 г. Ж. Лемерсье |
Огромный дворцовый комплекс Лувра (рис. 5, 1), сложившийся к середине XVI в., имел решающее значение в формировании плана города и его архитектурного лица. Более того, этапы формирования этого комплекса оказали известное влияние на всю архитектуру Франции.
К реконструкции ставшего не нужным старого Луврского замка приступили в 1624 г. После перестроек арх. Леско в середине XVI в. создаваемый заново королевский дворец образовал юго-западный угол современного комплекса. С северо-запада Лемерсье симметрично построил такой же корпус, а на стыке поставил павильон Часов (рис. 5,2). Так был создан западный фронт фасадов Лувра и до половины построены южный и северный корпуса. Однако новый корпус всецело подражал корпусу Леско, а более высокий павильон Часов с его куполом и кариатидами был по своим формам еще ренессансной постройкой. Лишь Большая галерея (закончена в 1608 г.), соединявшая со стороны Сены Луврский дворец с дворцом Тюильри и примыкавшая западным концом к павильону Флоры (1608), явилась новым словом в архитектуре Лувра. Это была принципиально новая архитектура, рассчитанная на эффект. Он достигался применением на фасаде колоссального ордера и декоративной барочной пышностью интерьеров. Многоцветная мозаика, лепнина и живопись особенно характерны для зала послов. Для Пуссена — строгого классика,— получившего этот заказ, требования короля были неприемлемы. Заказ выполнил живописец Яков Бюнель. Галерею и павильон Флоры строили архитекторы Жак II Андруэ Дюсерсо и Луи Метезо.
Луи Метезо (1572—1615) родился в Дре. Первый получил от Генриха IV звание «архитектор короля». Главные постройки в Париже: оборудование и внутреннее убранство дворца Тюильри (1605), галерея Лувра (1608), участие в составлении проекта Королевской площади (1605), Акведук в Рюньи. Достраивал замок в Сен-Жермен-ан-Ле.
С. де Бросс в 1611 г. (после смерти в 1626 г. С. де Бросса работы заканчивал Лемерсье) строит для Марии Медичи на левом берегу Сены, на улице Вожирар, на месте отеля Люксембург дворцово-парковый комплекс (рис. 6, 1), который получает название Люксембургского дворца. В 1624 г. по заказу Ришелье на другой стороне Сены, близ Лувра, Жак Лемерсье воздвигает Пале-Рояль. Эти постройки — пример включения в средневековый город крупных дворцовых зданий и характерны для французских дворцов 1-й половины XVII в. В Люксембургском дворце, образцом которому послужил замок Верней, перестроенный Жаком Андруэ Дюсерсо, строгие русты ренессансных дворцов Италии зазвучали по-новому (рис. 6, 2). Сады Люксембургского дворца, созданные Буассо, по праву считались лучшими в начале XVII в.
Рис. 6. Париж. Люксембургский дворец, 1611 г., С. де Бросс. План и фасад | |
Рис. 7. Париж. 1 — Королевская площадь, 1606—1612 гг., К. Шатийон; 2 — Королевская площадь, схема домов 1605 г., К. Шатийон и А. Аллейом; 3 — площадь Франции, 1609 г. (квартал Маре) | |
Начало XVII в. было отмечено в градостроительстве Парижа созданием площадей. Одной из первых с 1606 по 1612 г. строилась арх. Клодом Шатийоном на правом берегу Сены, на месте уничтоженного Турнельского замка Королевская площадь (рис. 7, 1). Весь фронт этой квадратной площади (длина сторон 139 м) образуется рядами одинаковых домов (рис. 7,2). Красный кирпич, белый камень и черные шиферные крыши создают своеобразную цветовую гамму этой лаконичной архитектуры. В 1605 г. начали строить площадь Дофина, для которой Марией Медичи была заказана конная статуя Генриха IV. Площадь занимала западную оконечность острова Ситэ и тоже была замкнутой, но в форме треугольника, по очертанию оконечности острова. В 1607 г. от Пон-Неф на левом берегу Сены была пробита улица Дофина, которую должны были застроить такими же домами, как на площади Дофина. В 1609 г. была намечена (но не построена) в квартале Маре полукруглая площадь Франции (рис. 7, 3), от которой должны были лучами расходиться прямые улицы. Идея этого проекта получила развитие в градостроительстве абсолютизма лишь много позже.
Прямые улицы, расположенные по осевым координатам регулярной площади и ориентированные на монумент в ее центре, приходят на смену хаотической застройке и кривым улочкам с ограниченной средневековой перспективой. Осевые связи площади становятся градостроительным принципом классицизма. Возрастает и ставшая теперь иной организующая роль площади в архитектуре города. В Лионе, в подражание Парижу, была построена площадь Белькур (1609—1658), в Монтобане повторили парижскую площадь Рояль.
Строились въездные ворота в городах, часто в форме триумфальных арок: ворота Сен-Никола в г. Нанси; Нотр-Дам в г. Ришелье и др.
Глава «Архитектура времени французской абсолютной монархии XVII—XVIII вв.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Г.В. Алферова. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий