Классицизм в архитектуре Италии (середина XVIII — начало XIX в.)
В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, — своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии.
Первая последовательная и очень принципиальная критика барочной архитектуры была развернута францисканским монахом Карло Лодолли в школе для молодых венецианских нобилей в конце 1750 и в самом начале 1760 г. Мысли Лодолли, критиковавшего барокко за неоправданные излишества и формализм, четко потребовавшего от архитектуры возвращения к трезвому функционализму, были последовательно изложены лишь через четверть века после его смерти в трактате Андреа Меммо, но несомненно оказали широкое влияние задолго до этого. Так, один из учеников Лодолли, — Альгаротти — приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг. * В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов. Но Лодолли не был одинок; против изжившего себя стиля позднего барокко поднимались и другие голоса *. Очень оживленную, подчас яростную борьбу мнений в работах итальянских теоретиков 2-й половины XVIII в. можно хорошо проследить по сочинениям Милициа (F. Мilizia. Vite dei piu celebri architetti. Roma, 1768). Последний, хотя и причисляется многими авторами к числу основных итальянских теоретиков классицизма, в действительности не был вполне последователен в своих взглядах.
* Francesco, Conte Algarotti. Saggio sopra l’architettura. Livorno, 1764; Lettere sopra l’architettura. Livorno, 1765.
* См., например, Т. Qallicini. Trattato sopra gli errori degli architetti, трактат, написанный еще в 1621 г. (!), но опубликованный лишь в 1767 г., когда критика барочной архитектуры стала отвечать веяниям времени; А. Visеntini. Osservazioni, 1771; G. Passe ri Discorso della ragione dell’architettura, 1772.
Исключительное значение для формирования стиля классицизма сыграло развитие вкуса к античности и романтизации древнеримских развалин, проявившееся в работах многих живописцев, художников и архитекторов в Италии (Дж. П. Паннини) и в других странах. Крупнейший среди них архитектор и гравер Джованни Баттиста Пиранези (1720, Мольяно близ Венеции — 1778, Рим) опубликовал несколько серий вдохновенных, поражающих богатством воображения офортов, отметивших своим влиянием целую художественную эпоху. Не менее важное значение имело открытие и последовавшие раскопки погребенных под пеплом Везувия древнеримских городов, прежде всего Геркуланума (публикации 1757 и 1792 гг.), а также увлеченная проповедь эллинизма Вишкельманом, издавшим в 1763 г. «Историю античного искусства».
В архитектуре Италии, как уже говорилось, возникновение новых тенденций классицизма можно отметить еще в 1740-х годах в римских произведениях А. Галилеи. Характерные черты классицизма — спокойная, уравновешенная композиция и строгое, тектонически оправданное применение ордеров — проявились и в новых музейных помещениях Ватикана, особенно в корпусе музея Пио Клементино (1774, арх. М. А. Симонетти), перегородившего возведенный Браманте двор Бельведера.
Одним из наиболее значительных представителей классицизма в итальянской архитектуре был Джузеппе Пьермарини (1734—1808). Он был сперва учеником, а затем (с 1765) помощником Ванвителли на постройке дворца в Казерте и позднее в Милане. В Милане Пьермарини возвел палаццо Реале (с 1769), Бельджойозо (1781) и здание театра Ла Скала (1776—1778, рис. 65). Он строил также в Мантуе и Монце.
Рис. 64. Мотив театральной декорации. Бибиена | Рис. 65. Милан. Театр Ла Скала, 1776—1778 гг., Дж. Пьермарини |
В начале XIX в. в Италии был осуществлен ряд градостроительных начинаний крупного масштаба. В Милане, который стал столицей созданного французами «Итальянского королевства» (1805—1814), в сторону реки проектировался Форум Бонапарте (с 1801), были построены Арена, вмещающая 30 тысяч зрителей (с 1806, арх. Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (1806—1838, Л. Каньола), Порта Нуова (1810, арх. Цанойя) и др.
В Турине улица По и площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле) были обнесены портиками. На другой стороне реки Ф. Бонсиньоре возвел церковь Гран Мадре ди Дио (1818—1831), классицизирующий вариант композиции римского Пантеона (рис. 66). Форму ротонды, но с монументальной полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой к королевскому дворцу, получила церковь Санти Франческо э Паоло в Неаполе (1817—1846, арх. П. Бьянки, рис. 67).
Другая неаполитанская постройка этого времени — театр Сан Карло, начатый еще Фугой и Медрано, но отстроенный после пожара 1816 г. арх. Никколини, которому принадлежит монументальный пятиарочный фасад, увенчанный портиком (рис. 68).
Рис. 66. Турин. Площадь Витторио Венето (бывш. Витторио Эммануеле), начало XIX в.; церковь Гран Мадре ди Дио, 1818—1831 гг., Ф. Бонсиньоре. План площади, общий вид в сторону реки | |
Рис. 67. Неаполь. Церковь Санти Франческо э Паоло, 1817- 1846 гг., П. Бьянки | Рис. 68. Неаполь. Театр Сан Карло. Фасад, после 1816 г., А. Никколини |
Памятником классицизма в Милане является церковь Сан Карло Борромео, завершенная большим барабаном и куполом (1836—1847, арх. К. Амати).
В эту пору монументальный антикизирующий облик придается все новым сооружениям, даже таким чисто утилитарным, как резервуары в Ливорно (П. Поччанти).
Наиболее значительное по своим художественным достоинствам градостроительное мероприятие связано с именем Дж. Валадье, который закончил пл. дель Пополо.
Джузеппе Валадье (1762, Рим — 1839, Рим) учился у отца — ювелира Луиджи Валадье и в Академии ди Сан Лука в Риме. Ездил в Северную Италию (1781), Францию (1785), Сицилию (1798— 1800). С 1814 г. назначен главным архитектором Ватикана и Рима, преподавал в Академии ди Сан Лука (1821—1837), участвовал в археологических работах и публикациях. Издал учебник по архитектуре в пяти книгах. Главная работа: реконструкция площади дель Пополо и терраса Пинчо в Риме (1816—1820). Реставрационные работы: арка Тита в Риме, арка в Римини.
Новая овальная форма придала площади дель Пополо ярко выраженную поперечную (по отношению к лучевым улицам) ось и резко изменила ее характер; из динамического пункта схождения (или расхождения) нескольких улиц площадь превратилась в гармонически завершенное, вполне уравновешенное открытое пространство, доминирующее над вливающимися в нее улицами. Низкие парапеты полукруглых рамп четко ограничили пространство площади, однако не замыкали ее. Вместе с тем была оформлена и поднимающаяся над площадью, раскрытая на город терраса Пинчо, а затем разбиты регулярные сады над ней (рис. 69).
Рис. 69. Рим. Пьяцца дель Попало, 1816—1820 гг., Дж. Валадье: 1 — вид на площадь с подъёма на Пинчо; 2 — вид в сторону Корсо на церкви Санта Марка ди Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (с 1662 г.). К. Райнальди, Л. Бернини, К. Фонтана; 3 — вид на Порта дель Пополо; 4 — план площади | |
Во Флоренции градостроительные работы развернулись в годы кратковременного превращения ее в итальянскую столицу (1865—1868). В этот период архитектор Поджи создал площадь Кавур, полукольцо магистралей на месте городских укреплений и проложил извивающуюся по холмам Виале деи Колли.
Все эти преобразования явились лишь преддверием более серьезных изменений в городской застройке, последовавших во 2-й половине XIX в. вместе с развитием промышленности, быстрым притоком в города населения, нуждавшегося в массовом жилище, с появлением механизированного транспорта, прокладкой инженерных сетей и совершенствованием всего городского благоустройства.
Глава «Архитектура Италии конца XVI — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий