Джулио Романо

Джулио Романо — любимый ученик и помощник Рафаэля как в станковой живописи, так и в росписях — был его учеником и в архитектуре.

Джулио Романо, единственный из крупных архитекторов Возрождения, родился в Риме и вырос среди античных развалин. Не удивительно, что могучие формы древних сооружений и руин очень рано появились в архитектурных фонах его фресок (начиная с первых тематических росписей в лоджиях Ватикана) и не исчезли из его живописи до конца жизни.


Джулиано Пиппи Романо (1499—1546 гг.) поступил в мастерскую Рафаэля в десятилетнем возрасте и был в числе его помощников в период росписи виллы Фарнезина, ватиканских лоджий и станцы дель Инчендио. Четвертая станца, так называемый зал Константина, выполнена им и другими учениками после смерти мастера. В то же время (1520—1522 гг.) он вместе с Джованни да Удине продолжал строительство и отделку помещений виллы Мадама.

В Риме Дж. Романо построил два палаццо: Альберини (1523 г.) и Маккарани (1535 г.), помещения у площади св. Петра для начальника папской канцелярии Жиберти, виллу на Яникуле для Балтазара Турини из Пешии (в XVIII в. перешедшую к кардиналу Ланте и по его имени получившую свое название).

С 1524 г. и до смерти Дж. Романо работал в Мантуе, где в 1526 г. назначен смотрителем всех сооружений герцогов Гонзага, а затем получил должность «смотрителя улиц» города. Он строил и расписывал (вместе с помощниками) палаццо дель Те (1526—1534 гг.) и ряд помещений в герцогском замке (1536—1539 гг.). Романо возвел палаццо ди Джустиция, двое ворот в герцогском замке и большой двор, так называемый Кавалерицца (1538—1539 гг.). Кроме того, им перестроены церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (1539 г.) и мантуанский собор (1544 г.), а также выстроен собственный дом (около 1544 г.).


Практическую работу в области архитектуры Джулио Романо начал строительством виллы Мадама, которое он вел в соответствии с эскизами учителя до 1522 г., когда работы были приостановлены. Но судить об архитектурном мастерстве и направлении Дж. Романо в тот период можно на основании лишь двух палаццоАльберини (позднее принадлежал Чиччапорчи) и Маккарани, очень похожих друг на друга.

На очень простом, крупно рустованном первом этаже палаццо возвышаются два других; стена их расчленена плоскими углубленными прямоугольными рамками (типа филенок). Мощная рустовка стены, приземистые формы основных окон первого этажа, несомненно, восходят к Браманте (ср. начатое им здание Трибунала). Но своеобразная безордерная обработка верхних этажей, целиком строящаяся на углубленном рельефе, — нововведение молодого мастера.

Балтазар Кастильоне, известный гуманист, бывший близким другом Рафаэля, уговорил Дж. Романо перебраться в Мантую на службу к герцогу Федериго Гонзага. Одновременно с неутомимой работой в области фресковой живописи мастер возвел здесь сооружения, в которых отражены некоторые важные тенденции, намеченные в начале века в Риме, а также и совершенно новые черты, свидетельствующие о новых художественных идеалах общества и о ярком своеобразии таланта мастера.

Здания Дж. Романо в большой мере определили облик Мантуи. Этот маленький городок, в котором жили и работали такие великие мастера раннего Возрождения, как Альберти и Мантенья, украсившие ее своими произведениями, — не без основания нередко называют теперь городом Джулио Романо.

Наиболее значительным и своеобразным произведением Дж. Романо было палаццо дель Те (рис. 1—4), названное, по-видимому, сокращенно по местности Тейето за городскими воротами Мантуи. Оно было начато в качестве полуутилитарного сооружения при знаменитом коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых первоначально было предназначено несколько жилых и парадных комнат, но в процессе строительства превратилось в великолепную загородную резиденцию увеселительного типа с богато расписанными залами.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо; А — Казино или «секретный сад»
Рис.1. Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо; А — Казино или «секретный сад»
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Общий вид Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Боковой (северный) вход
Рис.2. Мантуя. Палаццо дель Те. Общий вид и боковой (северный) вход
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Фрагмент двора Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Садовая лоджия
Рис.3. Мантуя. Палаццо дель Те. Фрагмент двора Рис.4. Мантуя. Палаццо дель Те. Садовая лоджия, интерьер садовой лоджии, зал
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Интерьер садовой лоджии Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо. Зал

Палаццо, помещения которого строятся вокруг обширного квадратного двора, служит ядром большого ансамбля, включающего хозяйственные постройки с конюшнями, просторную поляну для выводки лошадей, отделенную от двора водоемами, садовые павильоны, «секретный сад» и т. п. Композиция ансамбля развивается по глубинной оси с запада на восток и завершается полукруглой ордерной аркадой. В расположении главных праздничных залов дворца развит анфиладный прием, получивший широкое распространение в репрезентативных сооружениях последующей эпохи.

Стены приземистого одноэтажного (частично с мезонином) здания обработаны мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри двора). Внешний облик палаццо кажется неожиданно суровым для увеселительного дворца и находится в противоречии с безудержной роскошью внутренней отделки.

Главный вход во дворец, внешне более скромный, чем боковой северный въезд с тремя арками, расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный вестибюль палаццо Фарнезе в Риме. Портал на противоположной стороне двора выходит на великолепную, обращенную к саду лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои из четырех колонн. По сторонам центральной лоджии вдоль всего садового фасада здания тянутся неглубокие балконы. Кровля балконов покоится на легкой аркаде со своеобразным, ритмически повторяющимся мотивом: арка на стройных колоннах, чередующаяся с перекрытыми архитравом парными пролетами. Воздушность аркады и гладкая плоскость стены над нею резко отличают этот фасад здания от остальных и придают ему сложную структуру, хорошо объединяя его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик через водоем.

Лепнина, орнаменты и фрески палаццо дель Те, вслед за виллой Мадама и ватиканскими работами Рафаэля, относятся к числу наиболее замечательных образцов отделки интерьеров эпохи Возрождения. Но в них уже далеко не везде сохранено строгое подчинение росписей композиции помещения, тектонике ограждающих его стен и сводов.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Собственный дом Джулио Романо, около 1544 г. Фасад Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Собственный дом Джулио Романо, около 1544 г. План
Рис.5. Мантуя. Собственный дом Джулио Романо, около 1544 г.

Фасад собственного дома Джулио Романо (около 1544 г., внутри сильно переделанного) — яркий пример характерных для маньеризма тенденций к нарушению классических канонов: гладкий пояс над цокольным этажом прерывается клинчатыми перемычками окон; вход перекрыт утолщенной аркой, обусловившей излом в следующем, подоконном поясе; наличники окон главного этажа, расположенные впритык к мощным рустованным опорам арок, тектонически неоправданы и нарочито оригинальны по форме; рустованная кладка всего фасада — впервые сознательно выполненная имитация естественного камня из штукатурки — прием, получивший широкое распространение значительно позднее. В целом, фасад создает новый — суховатый, чопорный и претенциозный образ богатого жилого дома-особняка (рис. 5).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Мантуя. Двор делла Кавалерицца в герцогском замке, Джулио Романо
Рис.6. Мантуя. Двор делла Кавалерицца в герцогском замке, Джулио Романо

Палаццо ди Джустиция (дворец Правосудия) в Мантуе, начатый Дж. Романо, было закончено уже после его смерти Бертани. В усложненной многословной архитектуре здания, фасад которого расчленен пилястрами в виде огромных герм, проявляется свойственная Дж. Романо в тот период тенденция к чрезмерному богатству форм, уже не всегда обусловленных требованиями тектонического смысла целого. Эти черты говорят об ослаблении высоких художественных идеалов начала XVI в. и указывают на формирование барочных тенденций. Это не менее заметно и в большом дворе герцогского замка — так называемом делла Кавалерицца (рис. 6), который должен был служить конным ристалищем. Все в этом сооружении, основанном на контрасте грубого и изящного, кажется не стабильным, все полно напряженной внутренней динамики, уже очень далекой от ясной тектоники начала века.

Предвосхищение некоторых барочных черт особенно характерно и для позднейших работ Дж. Романо.

Церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи, достроенная им, представляет собой трехнефное здание. Боковые нефы с примыкающими к ним капеллами (по пяти с каждой стороны) обходят хор, образуя пять хоровых капелл. Восьмигранный купол и сакристия также принадлежат Дж. Романо.

В главном фасаде мастер достиг гармоничного сочетания высокого среднего нефа с низкими боковыми, тем самым решив еще в 1540-х гг. одну из труднейших композиционных проблем культовой архитектуры Возрождения, что обычно историки приписывают Виньоле и Дж. делла Порта, создавшим фасад церкви Джезу в Риме.

Сложность творческого пути Джулио Романо не снижает его роли в распространении достижений римского зодчества в Северной Италии. Он был одним из первых зодчих, подготовивших в известной мере почву для последовавшего расцвета венецианской архитектуры. Вместе с тем в творчестве Джулио Романо черты маньеризма проявились ярче, чем у какого-либо другого архитектора, работавшего на севере Италии в то время. Развившееся у него с годами стремление к необычным композициям, к нарушению тектонической правдивости, натурализм его живописи и любовь к сценическим эффектам и динамичным формам, доходящим порой до безвкусного эклектизма, отличает Джулио Романо от Амманати и особенно Буонталенти и сближает его с Цуккари.


Глава «Архитектура Северной Италии», подраздел «Архитектура Италии 1520—1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Ф. Маркузон (Введение, Дж. Романо, Санмикели, Венеция, Палладио), А.И. Опочинская (Жилые дома Венеции), А.Г. Цирес (Театр Палладио, Алесси). Москва, Стройиздат, 1967

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер