Бернардо Буонталенти
Достойный соперник Амманати, Бернардо Буонталенти, приехавший в 1563 г. во Флоренцию, всю жизнь работал при дворе Медичи не только как архитектор и художник, но и как военный инженер и изобретатель, оформитель зрелищ и празднеств.
Бернардо Буонталенти (1536—1608 гг.) сначала известен как инженер-фортификатор. Им построены крепости Бельведер во Флоренции, в Ливорно, в Торре дель Соле и др., им же проводились фортификационные работы в Пистойе, Сиене и на Эльбе. Буонталенти возглавлял школу тосканских инженеров, построивших много крепостей в Италии, Германии и Венгрии, и оставил два теоретических труда: «Книгу о фортификации» и «Инженерное искусство». Его архитектурная деятельность началась со строительства виллы Пратолино для Медичи в 1569 г. Затем Буонталенти реконструировал виллу Петрайя (1575—1589 гг.), закончил виллу Маджа близ Пистойи (1580 г.) и выстроил заново виллу Артимино близ Синьи (1594 г.). Первая постройка во Флоренции — дом Бьянки Капелло (1567 г.). Главные сооружения — Казино Медичео (ди Сан Марко, 1574 г., теперь Дворец Правосудия); палаццо Нонфинито (с 1593 г.); палаццо Корсини (1594 г., впоследствии перестроено архитектором Сильвани). Кроме того, Буонталенти продолжал работы в Уффици после смерти Вазари (с 1574 г.), в Пизе выстроил арсенал и лоджию деи Банки (1605 г.) и закончил начатую Вазари церковь Сан Стефано деи Кавальери. Другие его работы: хор церкви Санта Тринита (сохранившаяся лестница перенесена в церковь Сан Стефано) и фасад той же церкви (1593—1594 гг.), проекты фасада собора, алтари в церквах Санта Мария Маджоре, Сан Лоренцо, Сан Спирито. Декоративные работы: грот в садах Боболи и проект благоустройства палаццо Питти, оформление многих празднеств, турниров и других зрелищ. Кроме того, он постоянно что-то изобретал (например, состав фарфора, положивший начало фарфоровой мануфактуре Медичи, для которой он делал рисунки ваз).
Первой работой Буонталенти была перестройка дома Бьянки Капелло (рис. 17) на ул. Маджо. Дом в три жилых этажа и со служебным полуэтажом вверху типичен для рядовой застройки Флоренции того времени. В фасаде, отталкиваясь от приемов Амманати (сграффито на стене, свободная трактовка классических форм), мастер сумел показать и присущие ему лично черты. Главные из них — тонкое чувство пропорций и богатая фантазия, направленная на изобретение новых декоративных форм, в чем Буонталенти не уступал Амманати. Верхние этажи узкого фасада в четыре арочных гладко обрамленных окна очень просты. С этой строгостью, почти скупостью, контрастируют формы окон первого этажа, а также фантастический узор сграффито с крылатыми фигурами и гротескным орнаментом.
Рис.17. Флоренция. Буонталенти. Фонтан на углу виа Борго Сант Якопо; палаццо Нонфинито, деталь окна; дом Бьянки Капелло, 1567 г. | |
Рис.18. Флоренция. Буонталенти. Казино Медичео, 1574 г. кафедра хора в церкви Санта Тринита (ныне в церкви Сан Стефано) |
В садах Медичи, близ монастыря Сан Марко (ныне по ул. Кавур), Буонталенти построил Казино Медичео (рис. 18). Фасад этого здания решен монументально и просто — гладкая стена, завершенная стропильным карнизом, с гармонично размещенными проемами окон и двери. Архитектору нужно было обладать очень тонким чувством пропорций, чтобы разместить проемы на столь протяженной гладкой стене, избежав монотонности. Разделив фасад по горизонтали гладким, очень плоским поясом, он, как и в первой своей работе, все внимание отдал нижнему этажу. Над верхними окнами зодчий оставил только скромные сандрики и плоским рельефом оконных обрамлений связал пятна окон с тягой, а нижние окна, по схеме палаццо Пандольфини и более поздних римских построек, завершил поочередно треугольными и лучковыми фронтонами, отделав каждый из них с неистощимой изобретательностью в деталях не менее тщательно, чем окна дома Бьянки Капелло.
Более скупы в деталях очень простые фасады здания со стороны просторного и спокойного двора со строгим фонтаном. В отличие от городских домов кватроченто здесь и во многих других домах этого времени основное богатство тонкой наружной отделки принадлежит уличному фасаду.
Казино Медичео, занятое флорентийским судом, — главная и лучшая архитектурная работа Буонталенти.
После смерти Вазари Буонталенти продолжал строительство Уффици. Вместе с Поччетти он выстроил большой восьмигранный купольный зал, отделанный мрамором и мозаикой, со сверкающим перламутром в куполе. В этом зале, получившем название Трибуна, теперь размещены лучшие скульптурные и живописные произведения музея. Сохранились в Уффици и два мраморных портала Буонталенти; в Порта делла Супплике (см. рис. 5) половины лучкового фронтона повернуты наружу, как два крыла.
Более значительными по масштабам были работы в палаццо Веккио. Архитектор перестроил, стремясь к большей симметрии, часть старого дворца, выходящую на площадь Сан Фиренце и улицу де Гонди. В фасадах этой части здания хорошо видны ряды введенных служебных полуэтажей с мелкими квадратами окон. Дворец теперь получил шесть этажей — три основных и три служебных, сгруппированных по фасаду в три убывающих яруса. Сохранив сплошную рустовку, Буонталенти придал ей некоторую регулярность, обрамив плоскими рустами проемы и выделив углы. В последней городской постройке Буонталенти — лоджии деи Банки в Пизе — при известной монументальности заметна и другая, несвойственная архитектору черта— некоторая мрачность дорических форм нижнего этажа. Но и здесь, за строгими арками и фризом с триглифами, под мощными сводами можно увидеть выдумки Буонталенти в капителях и консолях, в деталях фонтана и т. п.
В церковных сооружениях Буонталенти показал себя менее значительным архитектором, чем в постройках светских. Больше всего работал он для флорентийского монастыря Санта Тринита, где перестраивал церковь того же названия. Хотя фасад церкви Санта Тринита повторяет общую схему фасадов римских церквей времени контрреформации, в нем нет ничего от их барочного склада (ближайшая аналогия — фасад церкви Сан Спирито ин Сассиа Антонио Сангалло Младшего). Простые членения довольно сухого в целом фасада четко выявляют трехнефный план церкви. Значительно интереснее кафедра хора с лестницей, которая вела в алтарь церкви Санта Тринита, но позднее была перенесена в другую флорентийскую церковь, Сан Стефано. Нигде так безудержно и ярко не проявилась тяга Буонталенти к деталям, идущим от форм органической природы. По сторонам кафедры две распластанные фантастические раковины из мрамора, загибающиеся в волюты под выступом кафедры. Темный мрамор превращен в подобие тягучего пластического тела, причудливо изгибающегося по воле зодчего (рис. 18).
С лестницей Санта Тринита перекликается маленький фонтан на углу улиц Борго Сант Якопо (см. рис. 17) и делло Спроне во Флоренции. Две волюты, похожие на раковины улитки, своими завитками держат чашу фонтана, в которую из причудливой маски льется струйка воды. В формах фонтана нет ни одной жесткой линии, кажется, будто они сами, как живые, свертываются в завитки. Единственная строгая, тектоническая форма в этой композиции — четкие грани скошенного угла, к которым прилепились волюты чаши. Гладь стены остро контрастирует с мягкой пластикой фонтана.
Так же, как и фасад церкви Санта Тринита, мало интересен проект фасада Флорентийского собора, хотя и изобилующий тонкими деталями (сохранилась его деревянная модель); еще скучнее алтари и капеллы в других флорентийских церквах. Жилые сооружения Буонталенти строил больше за городом, чем во Флоренции. Самой большой и богатой была вилла Пратолино (начата в 1569 г., разрушена в прошлом веке), о которой можно судить только по изображениям и описаниям современников.
В перестроенной Буонталенти старой вилле Петрайя (рис. 19) на гладких стенах строго размещены просто обрамленные прямоугольные окна и арочная дверь в формах Брунеллеско. Кроме угловых рустов без рельефа и герба над главным входом здесь нет других украшений. Прост и стропильный карниз. Крепостной башне на машикулях, оставшейся от старой постройки и превращенной в вышку с лоджией, Буонталенти придал новый, не лишенный элегантности облик.
Рис.19. Флоренция. Вилла Петрайя, 1575—1589 гг. Буонталенти | Рис.20. Тиццано. Вилла делла Маджа, 1580 г. Буонталенти |
Буонталенти принадлежит и вилла делла Маджа в Тиццано, близ Пистойи, также созданная им на базе старой постройки. Во дворе виллы Маджа архитектор, идя от мотивов флорентийского кватроченто, использовал сочетание белых стен и темного рисунка почти гладкой (в подрезку) филенкообразной декорировки (рис. 20). Вместе с темными горизонталями карниза и тяги, дугами аркады и обрамлением проемов узор фигурных филенок придает небольшому дворику облик нарядного интерьера. В центре дворика типичное для Буонталенти низкое кольцо фонтанной чаши со статуей пастушка, играющего на волынке.
Последнее и лучшее из загородных сооружений архитектора — вилла Аритимино (рис. 21) в окрестностях Синьи. В ней мастерски «обыграны» формы прежних загородных замков. План виллы прост и рационален. Жилые комнаты выходят в продольные залы в два света с торцов, связанные с вестибюлем в центре. Главный вход в виллу — по наружной лестнице через лоджию во второй, парадный, этаж; под «висячим» маршем лестницы вход в первый этаж. Вилла, в целом трехэтажная, имеет по северному фронту еще служебный полуэтаж между вторым и верхним. По сторонам вестибюля — две одномаршевые лестницы. Все помещения имеют камины. В бастионообразных выступах — санитарные узлы.
Рис.21. Синья, близ Флоренции. Вилла Артимино, 1594 г. Буонталенти. Южный фасад, план и разрез |
Внешний облик виллы изысканно прост. Подчеркнуто простой объем, крупный рисунок фасадов с редкими, словно в крепости, окнами, большое поле стены с немногими скупыми деталями, все это, пронизанное тонким чувством пропорций, гармонично связано с пейзажем. С северной стороны — глубокая, нарядная лоджия. Благодаря рифленой фактуре, росписям сводов и мраморным вазам она воспринимается как ювелирная драгоценность, вправленная в гладкую стену фасада; лестница изящным мостиком опускается из лоджии. Центр южного фасада отмечен балконом с тремя окнами и гербом Медичи над ними.
Во всей вилле Артимино нет новых выдумок Буонталенти, зато именно здесь он еще раз в полной мере обнаружил тонкое чувство пропорций, строгий и безошибочный вкус, лишь иногда изменявший ему, когда он, дав полную волю фантазии, превращался в выдумщика-декоратора.
Глава «Архитектура Флоренции», подраздел «Архитектура Италии 1520—1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: А.И. Каплун (Вазари), А.И. Венедиктов и А.И. Каплун (Амманати, Буонталенти). Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий