Джулиано да Майано. Бенедетто да Майано

Джулиано да Майано — сын каменщика и плотника, был архитектором и мастером деревянной резьбы. Его брат — Бенедетто да Майано — флорентийский скульптор, архитектор и резчик по дереву.


Джулиано да Майано (Джулиано Леонардо д’Антонио, 1432—1490 гг.) родился близ Фьезоле, умер в Неаполе.

Во Флоренции он руководил деревообделочной мастерской, где работали его братья Бенедетто и Джованни. В 1477—1490 гг. был архитектором собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1490 г. принимал участие в конкурсе проектов фасада собора.

С 1466 г. Джулиано да Майано работал главным образом как архитектор во Флоренции, Неаполе, Сиене, Лорето и других городах: палаццо Спаннокки (1473—1476 гг.) в Сиене, палаццо Пацци Кваратези во Флоренции (двор), палаццо дель Капитанио в Сарцане (перестроен), палаццо Веньер в Реканате (лоджия двора), Порта Капуана в Неаполе, собор в Фаенце, капелла Санта Фина в городском соборе Сан Джиминьяно, дворы монастыря Санта Фьоре и Санта Лучилла в Ареццо. Ему приписывают порталы церквей Сан Доменико и Сант Агостино в Реканате (выполнены, вероятно, ломбардскими мастерами).

Бенедетто да Майано (Бенедетто ди Леонардо да Майано, 1442—1497 гг.) построил палаццо Строцци во Флоренции (с 1489 г.) и портик церкви Санта Мария делле Грацие близ Ареццо (около 1490 г.).


В палаццо Спаннокки в Сиене, являющемся одним из основных произведений Джулиано да Майано, повторена традиционная схема плана флорентийского городского дворца, но композиция фасада и его архитектурные детали получили здесь тонкую и своеобразную переработку. Темные прорези руста с рефлектирующими кромками граней, образующих на стене сложный ритмический узор, придают палаццо нарядность. Средневековые формы (окна с двумя арочками и охватывающим их архивольтом, рустованные поверхности стен и пр.) приобретают здесь новый смысл: лишенные тектонического значения, они здесь лишь инкрустация на поверхности стены. По контрасту с плоскими рустами, междуэтажными поясами и наличниками окон венчающий здание карниз с большим выносом подчеркивает богатое убранство фасада.

Существенной особенностью палаццо Спаннокки является четвертый, аттиковый этаж, который расположен за выносом венчающего карниза. Хотя он еще мало влияет на композицию фасада, но это один из ранних примеров увенчания здания аттиковым этажом, что широко распространилось в XVI в.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: 1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др.; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
Рис.37. 1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др.; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)

Другая крупная постройка мастера — собор в Фаенце. Центральный и боковые нефы, базилики, а также и капеллы перекрыты постепенно понижающимися парусными сводами (рис. 37). Здание напоминает базилики Брунеллеско, но более сложное внутреннее пространство развивается не только по главной продольной оси, а и в поперечном направлении от центрального нефа к капеллам, постепенно дробясь и уменьшаясь. Применение единой системы парусных сводов, повторенных в разных масштабах, усугубляет пространственный эффект. В этом произведении Джулиано да Майано сказалось его стремление к сильным перспективам, к более разнообразному и богатому, чем у Брунеллеско, интерьеру.

Палаццо Строцци во Флоренции *, автором которого Вазари называет Бенедетто да Майано, является важнейшим памятником флорентийского дворцового зодчества второй половины XV в. Сходное по композиции, расположению основных помещений и их назначению с более ранними флорентийскими палаццо, оно имеет иной облик.

* В строительстве (1489-1505 гг.) принимали участие: Джулиано да Сангалло, сделавший деревянную модель дворца и разработавший (по мнению Геймюллера) его план; Кронака, видимо, создавший двор палаццо и его венчающий карниз, и Джакопо ди Стефано Разелли. Здание построено из кирпича и облицовано квадрами серого известняка.

Расположение здания на свободном участке, ограниченном с трех сторон улицами и проездами, а с четвертой — садом, позволило создать четкую и гармоничную композицию его плана и архитектурного объема (рис. 38), подобно тому, как это имело место в центрических культовых сооружениях Возрождения.

Палаццо имеет три почти равноценных въезда в большой внутренний двор, окруженный обширными лоджиями. Строго симметричная осевая группировка въездов, входов, лестниц, лоджий, эффектное чередование различных помещений и приемных залов рассчитаны на помпезность и показное величие. Эти особенности жилища крупных сановников, магнатов и князей церкви стали отличительной чертой дворцовой архитектуры папского Рима в XVI в.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция: 1 — палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Рис.38. Флоренция: 1 — палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Строцци. Общий вид Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Палаццо Строцци. Двор
Рис.39. Флоренция. Палаццо Строцци. Общий вид и двор

Фасады палаццо Строцци в отличие от новых тенденций в композиции его плана и интерьера характеризуются большей традиционностью композиции и архитектурных форм (рис. 39). В этом проявилось стремление к. стилевому единству с городскими ансамблями. Отсюда несколько архаичный суровый облик дворца со стенами, сложенными из выпуклых камней, как будто сдавленных огромной тяжестью (в деревянной модели общие пропорции и обработка фасада рустом сильно отличаются от построенного здания) с относительно редко расположенными окнами и тяжелым аттиком. Великолепный античный по формам карниз (арх. Кронака) — единственный нарядный элемент этого сурового фасада.

Влияние традиционных приемов было столь сильным, что Бенедетто да Майано, следуя обычной схеме трехъярусного членения фасада, маскирует четвертый полноценный этаж за глухой плоскостью высокого фриза и венчающим карнизом, осветив его помещения только со стороны двора. Фриз позволил привести в соответствие пропорции карниза и верхнего этажа с высотой всего здания.

В палаццо Строцци тип парадного городского дворца, рассчитанного на торжественные приемы и празднества, получил окончательное завершение. В этом его значение для архитектуры позднего кватроченто и дворцового строительства в XVI в.

В другом интересном произведении Бенедетто да Майано — портике церкви Санта Мария делле Грацие близ Ареццо — проявились его приверженность к формам, созданным Брунеллеско, и незаурядное мастерство декоратора. Эта небольшая постройка, примыкающая к сооруженной ранее церкви, скомпонована как открытая со всех сторон лоджия, одновременно служащая входным портиком и папертью (см. рис. 37).

В качестве основной несущей системы Бенедетто применяет легкую арочную колоннаду с ордерным импостом между пятами арок и композитными капителями колонн, впервые примененную Брунеллеско в интерьере церквей Сан Лоренцо и Сан Спирито. Отсутствие угловых столбов или стен потребовало применения тонких металлических затяжек, которые благодаря общей ажурности форм лоджии органично вошли в ее композицию (рис. 40).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие. Портик
Рис.40. Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие. Портик

В нарядном и легком облике постройки существенное значение имеет сочетание светлого каменного остова с темным резным деревянным верхом и мастерски выполненная тонкая орнаментальная резьба по камню и дереву, а также полихромная роспись. В портике Санта Мария делле Грацие больше утонченности и изящества, чисто внешней изысканности и нарядности, чем в более ранних постройках кватроченто.

В творчестве Джулиано и Бенедетто да Майано наблюдается дальнейшая эволюция композиции и форм, наметившихся в работах Брунеллеско и его ближайших современников: пространство интерьеров, более сложное и регулярное, подчинена осям симметрии; арочные колоннады лоджий и портиков с плоскими кессонированными потолками или парусными сводами становятся более изящными, стройными и дополняются богатым декором и полихромией. Вследствие этого строгая сдержанность и подчеркнуто конструктивное значение форм, заимствованных у Брунеллеско, постепенно исчезли. Величавая торжественность и праздничность становятся во второй половине XV в. в Италии главным требованием.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)