Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки эпохи Раннего и Высокого Возрождения (1420—1520 гг.)

Одним из наиболее передовых городов средневековой Италии и самым ранним очагом новой городской культуры, искусства и зодчества была Флоренция.

Планировочная схема Флоренции (рис. 1) четко отражает основные стадии развития города. К античному периоду относится ядро современного города, где сохранилась характерная для римских лагерей прямоугольная планировка с ярко выявленными кардо и декуманус (взаимно-перпендикулярные, пересекающиеся главные магистрали) и центральной площадью на их пересечении. Средневековый период характеризуют сходящиеся лучеобразно к воротам лагеря главные дороги, улицы и свободно выросшие вокруг стен, окружавших древнее поселение, кварталы с обособленной общественной площадью и отдельно стоящим ансамблем собора. Эта территория была защищена вторым рядом стен, за пределами которых город разросся в период начавшегося экономического расцвета (Во Флоренции в XIV в. было около 100 000 человек населения: 30 000 ремесленников-ткачей, 300 башмачников, 150 каменщиков и ковровщиков, 300 адвокатов, 100 судей, 60 лекарей, 100 фармацевтов, 80 менял и др.). Здесь расположено кольцо монастырей, постепенно ставших центрами отдельных районов Флоренции.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. План города
Рис.1. Флоренция. План города: 1 — собор Санта Мария дель Фьоре; 2 — баптистерий; 3 — площадь Синьории; 4 — палаццо Веккио; 5 — лоджия деи Ланци; 6 — Дзекка (монетный двор); 7 — улица Уффици; 8 — палаццо Гонди; 9 — Барджелло; 10 — Ор Сан Микеле; 11 — Меркато Нуово (рынок); 12 — палаццо ди Парте Гвельфа; 13 — палаццо Бартолини; 14 — палаццо Строццино; 15 — палаццо Строцци; 16 — церковь Санта Тринита; 17 — мост Санта Тринита; 18 — палаццо Корсини; 19 — палаццо Ручеллаи; 20 — лоджия Ручеллаи; 21 — церковь Сан Панкрацио; 22 — площадь Санта Мария Новелла; 23 — церковь Санта Мария Новелла; 24 — скуола Сан Паоло и лоджия Сан Паоло; 25 — палаццо Мондрагоне; 26 — церковь Сан Лоренцо; 27 — библиотека Лауренциана; 28 — палаццо Медичи-Риккарди; 29 — церковь Сан Джованнино дельи Сколопи; 30 — площадь Сан Марко; 31 — монастырь Сан Марко; 32 — казино Медичи Сан Марко; 33 — площадь Сантиссима Аннунциата; 34 — Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом); 35 — церковь Сантиссима Аннунциата; 36 — монастырь Сервитов; 37 — палаццо Грифони; 38 — палаццо Джуньи; 39 — церковь Санта Мария дельи Анджели; 40 — палаццо Панчатики Хименес; 41 — церковь Санта Маддалена де' Пацци; 42 — палаццо Нонфинито (Строцци); 43 — палаццо Пацци-Кваратези; 44 — площадь Санта Кроче; 45 — церковь Санта Кроче; 46 — первый двор монастыря Санта Кроче и капелла Пацци; 47 — второй двор монастыря Санта Кроче; 48 — палаццо Барди-Бузини; 49 — мост Веккио; 50 — переходы от палаццо Веккио к палаццо Питти; 51 — палаццо Питти; 52 — палаццо Гваданьи; 53 — церковь Сан Спирито; 54 — сады Боболи; 55 — дорога к церквам Сан Сальваторе и Сан Миньято аль Монте; 56 — ворота Прато

В период с 1285 по 1388 г. город был обнесен новым кольцом крепостных стен, неоднократно реконструируемых и обновлявшихся в последующие столетия.

Многообразные социально-экономические функции городской жизни, прежде ограниченные стенами старого города, выносились за его пределы: новые ансамбли приняли на себя частично функции главного городского центра и стали сами центрами растущих периферийных районов. Наряду с этим намечалось развитие ансамблей нового типа, образовавшихся вокруг приходских церквей и дворцов самых знатных семей Медичи, Ручеллаи, Питти и других, величественные жилища которых вносили новый масштаб в застройку.

К востоку от второго кольца городских стен Арнольфо ди Камбио (как считают многие исследователи) построил церковь и первый монастырский двор Санта Кроче (1295). Однако ансамбль монастыря и площади перед ним был завершен лишь в XV в., когда Брунеллеско построил в первом дворе монастыря капеллу Пацци и добавил второй двор, а в 1549 г. скульптор Франческо да Сангалло воздвиг кампанилу (рис. 2) взамен сгоревшей в 1512 г. Возросшее значение этой площади привлекло внимание знати, поручавшей строить здесь свои дворцы лучшим флорентийским мастерам. Правильная вытянутая форма площади, а также окружение соответствовали ее новому назначению — месту празднеств и турниров.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Площадь Санта Кроче
Рис.2. Флоренция. Площадь Санта Кроче: а — церковь Санта Кроче (схематический фасад церкви по фреске XVI в. в палаццо Веккио); б — капелла Пацци; в — первый дворик; г — второй дворик. (Здесь и далее цифры у стрелок на плане обозначают видовую точку, а рисунки с такими же цифрами — вид от нее)
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Флоренция. Ансамбль площадей Сан Марко (Л) и Сантиссима Аннунциата (Б)
Рис.3. Флоренция. Ансамбль площадей Сан Марко (Л) и Сантиссима Аннунциата (Б): а — монастырь Сан Марко (1 — его вид по гравюре); б — казино Медичи; в — Оспедале дельи Инноченти (Воспитательный дом); г — церковь Сантиссима Аннунциата; д — портик церкви Серви ди Мария

Одним из важнейших ансамблей, расположенных к северу от городского центра, является площадь Сантиссима Аннунциата (рис. 3), восточную сторону которой занимает портик Воспитательного дома Брунеллеско. Спокойный, легкий, но монументальный по масштабу портик послужил образцом для позднейшей застройки других сторон площади, завершенной к концу XVI в.

Одним кварталом западнее расположен ансамбль площади Сан Марко у монастыря Сан Марко, основанного в конце XIII в., но позже значительно реконструированного Микелоццо. Вокруг находились монастыри с их библиотеками, университет с лекарственным садом (1429), госпитали, богадельня. Ансамбль Сан Марко стал средоточием науки того времени.

Непосредственно у западных стен средневековой Флоренции находилась древнейшая церковь Санта Мария Новелла с монастырем (начала XIII в.), служившим резиденцией для приезжавших во Флоренцию пап. К западным воротам античного города подходили основные торговые магистрали, поэтому на площади перед церковью устраивались в дни религиозных праздников торжественные процессии и представления, а в XVI в. и конные состязания. Ансамбль площади сложился в основном в XV и XVI вв.

На другом берегу Арно, у старых мостов Санта Тринита и Понте Веккио сложились ансамбли монастыря Сан Спирито с окружающими его дворцами и палаццо Питти с садами Боболи.

Новые центры Флоренции, выросшие на издавна обжитых местах и узлах дорог и ставшие постепенно местами общественной жизни, были непосредственно связаны с площадью Синьории и главной соборной площадью Санта Мария дель Фьоре.

Самым ранним сооружением в ансамбле соборной площади является восьмигранный баптистерий Сан Джованни, построенный в основном в XI—XIII вв. Собор Санта Мария дель Фьоре начали строить на месте более ранней церкви в конце XIII в. и с таким размахом, что завершить его удалось лишь в начале XV в. (стр. 61). Рядом с собором возвышается кампанила, начатая Джотто.

Площадь Синьории — место народных собраний, празднеств, состязаний и даже судилищ; еще в период раннего Средневековья площадь приняла на себя основные общественные функции древнего форума.

Палаццо Веккио или Синьории (1298—1314 гг.), как и собор, было начато Арнольфо ди Камбио. В 1376 г. рядом с собором была построена лоджия деи Ланци (приписывается Орканье), служившая первоначально парадной трибуной, а затем местом пребывания герцогской стражи.

Площадь Синьории постоянно обстраивали все новыми и новыми общественными сооружениями — гильдейскими и цеховыми домами и дворцами. Значительно изменился облик площади в XVI в., когда перед палаццо Веккио были поставлены скульптуры Микеланджело и Бандинелли, фонтан Нептуна (Амманати) и конный памятник Козимо I (Дж. да Болонья), а в лоджии деи Ланци — скульптуры Б. Челлини и др. Все это приблизило масштаб ансамбля к человеку, превратив этот старый комплекс в ансамбль эпохи Возрождения. Во второй половине XVI в. Вазари, возводя новые здания для герцогских учреждений — Уффици, фактически создал новую площадь-улицу от палаццо Веккио и лоджии деи Ланци до набережной Арно. Эти изменения, как и одновременное строительство моста Санта Тринита, знаменуют принципиально новый этап в градостроительстве Италии.

Здесь же, в центральном районе города, к востоку от античного кардо, слагался и реконструировался торгово-ремесленный центр новой Флоренции. Улица, включившая кардо, начинается у моста Веккио и ведет к главной соборной площади города.На нем расположены Старый и Новый рынки. На месте старого сенного рынка напротив Каза деи Меркатанти в 1541—1551 гг. Джованни Баттиста Тассо построил лоджию МеркатоНуово (Новый рынок) для торговли овощами и цветами. Здесь же появились дома гильдий и хозяев крупнейших мануфактур.

Так среди тесной средневековой застройки возникали (сперва разрозненными вкраплениями) сооружения новой эпохи.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер