Общественные сооружения Великобритании эпохи Возрождения
Общественные сооружения. В связи с роспуском монастырей функции благотворительности и образования в XVI в. стали осуществляться общественными организациями.
В Чиппинг Кемпдене (Глостершир) каменный госпиталь (Дом призрения) отличается простотой композиции и декора. В его интерьерах та же простота. Вытянутый объем центрального здания с крутой двускатной кровлей имеет выступающие крылья. Ряд щипцов завершает фасад здания с типичными трубами. Более живописно выглядит фахверковый госпиталь Лейстера в Уорике (1571 г., рис. 34).
Богатая ратуша Эксетера является примером типа общественных зданий, мало распространенных в Англии XVI в. Пышная верхняя часть фасада покоится на арках, образующих свободную лоджию. В Лейвенхеме фахверковая ратуша (рис. 35) была построена в 1529 г. разбогатевшими местными сукноделами.
Из множества школ, построенных в XVI—XVII вв., одна из лучших сравнительно поздней постройки находится в Бертон Латимере (1622 г.). Это несколько вытянутое одноэтажное здание симметричной композиции с фланкированным пилястрами центральным входом. Над порталом — криволинейный фронтон, увенчанный обелиском. Большие елизаветинские окна с каменными переплетами обегают все здание, включая торцы (с целью лучшего освещения школьных помещений). В Глемсфорде есть датированный 1614 г. большой коттедж, в свое время служившей школой (рис. 36).
Рис.34. Уорик. Госпиталь Лейстера, 1571 г. (фахверк) | Рис.35. Лейвенхем. Ратуша, 1529 г. |
Рис.36. Глемсфорд. Жилой дом (бывшая школа), 1614 г. | Рис.37. Шрусбери. Крытый рынок, XVI в. |
Рис.38. Крытый рынок в Уаймондхеме, 1617 г. (фахверк) | Рис.39. Эдинбург. «Госпиталь» Хериота, 1624—1650 гг. |
Рис.40. Гостиницы XVI в. Гаррик в Стратфорде на Эйвоне; Бэрэнд Биллет в Честере; Фэзерс в Лэдлоу |
Гораздо чаще встречаются в XVI—XVI вв. крытые рынки (рис. 37). В Чиппинг Кемпдене вытянутое пространство рынка обрамлено рядом арок, покоящихся на столбах со своеобразными капителями: на торцах по две арки, разделенных массивом стены. Щипцы кровли (по три на фасад и по два на торец) имеют двойные мансардные окна. Много богаче крытый рынок в Шрусбери (конец XVI в.). Освещенный большими окнами второй этаж, покоящийся на аркадах рынка, имеет декоративное зубчатое завершение — воспоминание о тех бурных временах средневековья, когда рождался этот архитектурный тип. Увенчанная фронтоном выступающая центральная часть придает всей композиции симметричность, не лишенную спокойного благородства. Незаконченным остался предпринятый постройкой в 1577 г. крытый рынок в Ротуэлле, который по замыслу (итальянизированные формы) и выполнению мог бы стать лучшим в Англии Тюдоров. Любопытен рынок фахверковой конструкции в Уаймондхеме (1617 г., рис. 38).
В Шотландии среди «ренессансных» общественных сооружений наиболее примечателен Дом призрения (госпиталь) Хериота в Эдинбурге (рис. 39).
В XVI в. Англия как бы пришла в движение. По древним и новым дорогам страны двигались люди, легко отрываясь от насиженных мест, либо с целью торговли, либо в поисках работы, удобной земли, удачи, а то и просто впечатлений. И в ответ на новую потребность возникает новый архитектурный тип, заменивший странноприимные дома монастырей, — дорожная гостиница, традиционная — «инн» века Елизаветы — с двором, таверной, живописной вывеской (рис. 40). Именно во дворах этих гостиниц разыгрывались бродячими актерами пьесы Шекспира, Марлоу и др.
Многочисленные придорожные гостиницы и городские постоялые дворы обычно имели единообразный план: расположенные на втором этаже спальни выходили в прямоугольный двор и соединялись крытой галереей, обегающей весь внутренний периметр здания. В нижнем этаже находилась конюшня, таверна, служебные помещения. Зрители театральных представлений, обычно происходивших во дворах, размещались и в крытых галереях (иногда двухэтажных) посреди двора.
Возрастающая популярность театральных зрелищ привела к сооружению деревянных зданий, в большом масштабе воспроизводивших схему гостиничного двора. Такие «театры» раньше всего возникли в Лондоне, в его восточной части (театры «Глобус», «Лебедь», «Роза»).
Крепостное строительство Тюдоров ограничилось постройкой Генрихом VIII ряда сравнительно небольших прибрежных укреплений с целью обороны от ожидавшегося французского вторжения. Эти форты несравнимы с мощью таких крепостей XIV—XV вв., как Лувр. Они носили скорее тактический характер. В строительстве их принимали участие наряду с такими местными мастерами, как Томас Берти (форты Колшот около 1539 г., Херс, 1541—1544 гг. и др.), Джон Роджерс (укрепления в Гулле и в Беруике, 1542), также и иностранцы (например, строитель замка Сендгейт, 1539—1540 гг., Стивен фон Хапшенперг из Чехии).
Университетские постройки. Во второй половине XV в. в связи с растущей тягой к образованию и с проникновением в Англию увлечения античной филологией возникает новый стимул к развитию Оксфорда и Кембриджа, с XIII в. пользовавшихся славой крупных центров европейской учености. В конце XV в. некоторые оксфордские ученые (Гросин, Линакр, Латимер и др.) изучают в университетах Флоренции, Падуи и Рима греческий язык у беженцев из Константинополя, а уже в начале XVI в. сам Эразм Роттердамский предпочитает штудировать его в Англии. Хотя новые веяния и натолкнулись на сопротивление консервативных ученых и в значительной мере приобрели богословский характер, поддержка Томаса Мора, епископа Фишера и кардинала Уолси, близко стоявших к королю Генриху VIII, обеспечила победу гуманизма. Корона была заинтересована в образованных кадрах нового склада, которые могли бы противостоять старым, связанным с опозиционно настроенной римско-католической иерархией. Позже в связи с роспуском монастырей — главных проводников образования в провинции, нужда в университетском преподавании выросла и часть средств, вырученных от продажи конфискованных монастырских имуществ, была употреблена на строительство в Оксфорде и в Кембридже. Из 22 колледжей Оксфорда и 17 Кембриджа многие возникли в период Тюдоров.
Университетские колледжи напоминали монастырские комплексы не только прямоугольной планировкой своих внутренних дворов, куда открывались построенные по периметру академические здания (рис. 41), но и регламентом замкнутого быта. Преподаватели и студенты жили совместно, причем главным центром общественной жизни таких корпораций, или «коллегий», был холл. Каждый колледж, помимо своего холла, имел и собственную часовню, иногда очень большую.
Рис.42. Оксфорд. Слева — башня капеллы Модлин-колледжа, начало XVI в.; справа — Бодлеанская библиотека, вход, 1613 г. | |
Рис.41. Оксфорд. Общий вид центра города и колледжей | Рис.43. Оксфорд. Уодхем-колледж. Холл, конец XVI в.; Кембридж. Тринити-колледж. Вход в капеллу и фрагмент перегородки холла, 1604 г. |
В XV в. в университетском строительстве возобладала скромность: мастер, строивший в Оксфорде здания школ Дивинити, получил инструкцию беречь фонды университета и проявлять сдержанность в украшении. Аналогичное распоряжение было отдано Генрихом VI (1422—1461 гг.). Однако в третьей четверти XV в. «перпендикулярный» стиль английской готики приобрел новую пышность, близкую сердцу Эдуарда IV.
В 1474—1490 гг. в Оксфорде строится сильно украшенный Модлин-колледж (св. Магдалины), законченный уже при Генрихе VII, причем пристроенная им башня капеллы оказалась много скромнее более ранних частей ансамбля (рис. 42). Строительство этого колледжа осуществлялось мастером и одновременно подрядчиком Уильямом Орчардом, который вплоть до своей смерти в 1504 г. был фактическим руководителем всего строительства в районе Оксфорда. Этот строитель-предприниматель широко пользовался наемным трудом, наладил массовое производство деталей * в собственных мастерских, не говоря уже о том, что имел оптовый склад стройматериалов **. В Оксфорде ему принадлежит: сложный свод холла школ Дивинити (1480—1483 гг.), некоторые части ансамбля колледжа Сент Джонс. В 1525—1529 гг. в Оксфорде по инициативе кардинала Уолси строится один из крупнейших колледжей Англии — Крайстчерч, капелла которого вследствие опалы, постигшей инициатора строительства, так и осталась непостроенной. Этот колледж строился каменщиком Виндзорского замка Редманом и королевским строителем Джоном Лебонсом.
* В начале XVI в. практика сборки даже церковных зданий из заранее заготовленных деталей принимает вообще довольно широкий характер: например, в графстве Уилтшир капеллы трех церквей (Бромхем, Сент Джон Девайзес и Ол Кэннингс) собраны из идентичных элементов, носящих те же клейма.
** Только наличие таких строительных «фирм» делало возможным появление проектов, подобных предложению епископа эксетерского (около 1530—1540 гг), построить 51 типовой дом в Сеттон Колдфильдс.
Не менее интенсивным было строительство колледжей в Кембридже, где почти одновременно возникает три ансамбля (колледжи Джизус, 1496—1507 гг., Крайст, 1505—1511 гг. и Сент-Джонс, 1511 — 1520 гг.).
Все перечисленные сооружения и ансамбли были возведены мастерами каменщиками. Не менее важной была деятельность плотников и столяров.
Лондонский плотник Хемфри Коук (работал в 1496—1531 гг.) снабдил перекрытиями все важнейшие постройки бр. Вертю, Редмана и др. Из его сохранившихся работ, главная — это готическое по орнаменту перекрытие холла колледжа Крайстчерч, предвосхищающее аналогичное, хотя и более роскошное перекрытие холла дворца Хэмптон Корт работы главного королевского строителя, плотника Джеймса Нийдхема (работал в 1522—1543 гг.).
Типологически к большим холлам колледжей приближается холл судебных учреждений Среднего Темпля в Лондоне, хотя масштабы здесь более величественны (около 33х17х18 м). Интерьер этого холла, включая знаменитое перекрытие, относится к 1562—1572 гг.; резная дубовая перегородка-экран (1575 г.) по богатству орнамента напоминает перегородки холлов колледжей. Однако здесь уже чувствуются ренессансные мотивы. Сторона перегородки, обращенная к холлу, всегда считалась главным украшением зала и отделывалась с особой тщательностью. Именно сюда поэтому и проникают первые признаки нового декора холлов, во всем остальном остающихся готическими. Примеры таких перегородок — в холлах колледжей Тринити (Кембридж) и Уодхем (Оксфорд) (рис. 43).
Очень пышная перегородка кембриджского холла Тринити относится уже к началу XVII в. (1604 г.). Отдавая дань моде, некоторые колледжи также украсились новыми порталами, без того, однако, чтобы это как-нибудь изменило готический характер постройки в целом. Построенные в 1574 г. «почетные ворота» Кейус-колледжа в Кембридже, приписываемые Хавениусу из Клеве, носили уже ренессансный характер. В Оксфорде к вполне готическому фасаду Бодлеанской библиотеки пристроена пятиярусная ордерная композиция (рис. 42) с применением всех ордеров (сдвоенные колонны) в обычной последовательности.
Однако готическое сопротивление было стойким. Капеллы двух оксфордских колледжей (Линкольн и Джизус), построенные в 1620—1629 гг., остались готическими от начала до конца.
Культовые сооружения. Есть все основания думать, что нервюрный свод в качестве перекрытия основного пространства церковного нефа был впервые применен в Англии (собор в Дэрхеме, 1133 г.). Тем не менее, английская готика в конструктивном отношении не была продуктивной. Сплошь да рядом на романские конструкции набрасывались готические одежды. Деревянные перекрытия не требовали развития каменной каркасной системы, аркбутан чужд английской готике, и даже в целиком готических соборах (Линкольн, Солсбери) стена остается несущей конструкцией. Периодизация английской готики не случайно построена по декоративным признакам.
Такое односторонее развитие готики в Англии сравнительно рано привело к нарушению взаимосвязанного единства готической системы.
Со второй половины XIV в. эта тенденция усиливается. В результате «Черной Смерти» (1349 г.), поразившей английские города, ряды каменщиков сильно поредели. Новые мастера, в прошлом сельские плотники, внесли в отделку интерьеров церквей приемы деревянного зодчества, чуждые каменным конструкциям. Правда, английские средневековые строители всегда предпочитали прямолинейные планы и прямоугольные объемы башен и апсид, идущие от строительства в дереве, но теперь эти формы проникли и в декор, вытеснив криволинейные узоры. В середине XIV в. в хоре собора в Глостере возник, таким образом, чисто английский «перпендикулярный» стиль готики, т. е. стиль линий, пересекающихся под прямым углом с преобладанием вертикальных. В пышной отделке интерьеров этого времени уже чувствуется погоня за эффектом, нет и следа той сосредоточенной одухотворенности, которая была присуща ранней готике. Времена изменились, идеология становилась светской, господствовала раздвоенность личного и общественного сознания, а в архитектуре доминировал декор, измельченный чисто ювелирной виртуозностью. Казалось, что источник вдохновения иссяк.
Однако при любившем роскошь Эдуарде IV (1461—1483 гг.) неожиданно наступило возрождение готики, которое и послужило колыбелью для «стиля Тюдоров». Несмотря на экономический упадок и политическую неустойчивость, с целью представительства предпринимается целый ряд крупных сооружений, в частности университетских.
При колледжах возникают свои капеллы. В эти ансамбли переносится весь комплекс «перпендикулярной» декорации. Рождается архитектурный тип, в котором готика получает новое, вполне светское звучание. В интерьерах колледжей, в их обширных холлах перед мастерством плотников и декораторов открываются новые перспективы. Возрождается стилистическое единство формы и содержания. Новые прогрессивные приемы восстанавливают взаимосвязь конструкции и декора.
Этот позднеготический стиль представлен не только ансамблями колледжей и ажурными башнями, воздвигавшимися над средокрестиями старых соборов, вроде Кентерберийского (1490—1487 гг., см. рис. 44), но и зданиями капелл зального типа. Именно в больших капеллах нашел «перпендикулярный» стиль родственную себе форму перекрытий «звездчатыми» и «веерообразными» сводами, систему конструкций, корнями своими восходящую к клуатру Глостерского собора. Это — хрустальные дворцы, освещенные прозрачными витражами огромных окон и перекрытые как бы парящими в воздухе кружевными сводами. В этих пышных памятниках королевского тщеславия, шедеврах цехового мастерства, глубоко светских по своему настроению, мало что напоминало о религиозных функциях. Здесь не было и следа той атмосферы, которая царила в сумеречных нефах церквей XIII—XIV вв.
Рис.44. Кентербери. Собор. Башня над средокрестием, начало XVI в., мастер Д. Уэстелль | Рис.45. Кембридж. Капелла Кингс-колледжа, 1446—1575 гг., мастер Д. Уэстелл. Общий вид. План |
Рис.46. Кембридж. Капелла Кингс-колледжа. Интерьер | Рис.47. Уистон. Приходская церковь, 1534 г. |
Рис.48. Лондон. Вестминстерское аббатство. Капелла Генриха VII, 1503—1519 гг., Р. и У. Вертю | Рис.49. Вестминстерское аббатство. Капелла Генриха VII. Схема кладки сводов |
Развитие перпендикулярного стиля после относительного застоя в первой половине XV в. начинается с постройки капеллы Сент Джордж, предпринятой Эдуардом IV в замке Виндзор. Строителем этой первой из трех крупных капелл (Виндзорской, Кембриджской, Вестминстерской) был мастер Г. Дженинс (умер в 1488 г.). Веерообразный свод был сооружен между 1500—1511 гг. мастером У. Вертю. Вероятно, крупнейшим мастером при двух первых Тюдорах был Джон Уэстелл (умер около 1516 г.), которому, в частности, принадлежит центральная башня собора в Кентербери, а также веерообразный свод ее фонаря. Он же построил ажурные капеллы собора в Питерборо. Возможно, что примененные здесь своды явились развитием типа, разработанного западной школой — мастер У. Смит — в сводах капеллы собора в Уэллсе и в церкви Шернборнского аббатства (в третьей четверти XV в.). Важнейшим произведением Д. Уэстелла явилась капелла Кингс-колледжа в Кембридже (рис. 45, 46) с ее 12 огромными окнами, сложным сводом и строгой взаимосвязанностью конструкций и деталей. Хотя пышность интерьера здесь не достигает великолепия Вестминстерской капеллы Генриха VII, из трех капелл эта наиболее уравновешенная по своим пропорциям. Ее светский характер подчеркивается планом — здесь нет разделения внутреннего пространства на хор и на неф. Нет и боковых нефов, хотя между контрфорсами устроены боковые капеллы.
В это же время слагается новый тип приходской церкви.
Если во Франции приходские церкви нередко воспроизводят в миниатюре композицию больших соборов, то в Англии это самостоятельный тип, противостоящий собору; разница между нефом и хором здесь меньше подчеркнута, в интерьере столбы несут деревянное перекрытие, которое всегда предпочитают сводчатому. Хор только иногда имеет боковые нефы, апсида заменена прямоугольным завершением («ретро-хор»). Важнейшей особенностью этих церквей является величественная башня западного фасада, в то время как в соборах акцент всегда ставился в центральной башне средокрестия.
При первых Тюдорах, в частности, были построены церкви в Лейвенхеме (1486—1523 гг.), в Лонг Мелфорде (1470—1490 гг.) и др. В небольшой приходской церкви в Уистоне (1534 г.) есть признаки стилизации средневековых форм (зубчатые парапеты и пр., рис. 47).
Главными мастерами Генриха VII были братья Роберт и Уильям Вертю. Английский исследователь Д. Харвей говорит, что именно они являются авторами последней крупной церкви английского средневековья — аббатства в Бате (1501—1539 гг.).
Старший Вертю, Роберт, учившийся у своего отца Адама Вертю, видимо, был автором капеллы Генриха VII в Вестминстере, хотя ему не удалось ее закончить до своей смерти в 1506 г. Работы были начаты в 1503 г. и закончены младшим братом Уильямом, которому и принадлежит знаменитый свод (рис. 48, 49), поражающий удивительной тонкостью работы.
Реформация с 1540 г. практически прекращает новое храмостроение: существовавшие церкви полностью удовлетворяли ограниченным потребностям своего времени. Новая волна реформационного движения, с начала XVII в. охватившего «средний» класс, носила уже иконоборческий характер, и пуританство выдвинуло собственную, типологически новую композиционную схему церковного здания, развитие которой принадлежит другому периоду.
Глава «Архитектура Великобритании», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в западноевропейских странах (вне Италии)», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Автор: Г.А. Саркисиан. Москва, Стройиздат, 1967
Добавить комментарий