Романская архитектура: конструкция крестового свода
Как правило, крестового свода избегают и, прежде чем его применить, пробуют комбинации, указанные на рис. 101: вместо того чтобы устраивать пересечение двух цилиндрических сводов, их помещают один над другим, так что пяты одного свода лежат поверх замка другого. Пример А заимствован из Сен-Реми в Реймсе; пример В — из Сен-Бенуа на Луаре. Мало-помалу строители становятся смелее: рискуют применять крестовый свод, — правда, только над боковыми нефами церквей, где распор незначителен.
Говоря об архитектурных школах Востока, мы указывали в качестве очень древнего приема сирийских строителей систему крестовых сводов из камня, в которых реберные клинья укладывались углами в перевязку (en besace). Именно этот тип крестового свода, по-видимому, чуждый античной архитектуре Запада, был усвоен романскими архитекторами. На рис. 102, М показаны общий принцип и особенности применения этого свода.
В крестовых сводах римской Азии распалубки были цилиндрическими. Распалубки романских сводов, с целью придать им большую жесткость, делаются вспарушенными во всех направлениях, и это приводит к тому, что отрезки свода между ребрами получают сферическую форму. Перевязь же клинчатых камней вдоль ребер совершенно такая же, как и в античных сводах.
Рис. 101 |
Рис. 102 |
Различные очертания сводов
Клюнийская школа. — На чертежах М и N рис. 102 показаны наиболее употребительные очертания сводов, — те, какие преимущественно применяет клюнийская школа, наиболее влиятельная из всех: диагональная арка вместо эллиптического очертания, присущего римским сводам, заметно приближается к полуциркульному, кривые распалубок имеют почти одинаковую стрелу подъема с диагональной аркой.
Чтобы осуществить это условие, применяют соответственно эпохе или повышенную арку или стрельчатую. Пример М показывает применение повышенного полуциркульного очертания для распалубок. Пример N, взятый из церкви в Васси, показывает крестовый свод с продолговатым планом, где для щековых арок были применены одновременно стрельчатое и полуциркульное очертания: больший пролет перекрыт полуциркульной аркой, меньший — стрельчатой.
Мы обязаны клюнийской школе крестовым сводом со стрельчатыми щековыми арками, но нужно сказать, что она приняла его, так сказать, в силу необходимости и долго сопротивлялась его применению.
Во Франции эта школа до середины XII в. придерживается полуциркульного очертания, и только в церквах Палестины — и то под давлением укоренившихся приемов местной практики — она допускает крестовые своды, где арки постоянно имеют стрельчатое очертание. В то время как в Палестине клюнийская школа сооружает церкви в Лидде, Абу-Гоше и т. д., где все крестовые своды имеют щековые арки стрельчатого очертания, во Франции, в Везлэ, она все-таки придерживается щековых арок полуциркульного очертания.
Во всех случаях клюнийский крестовый свод отличается от классического типа повышением вершины свода и сферичностью распалубок, на что мы уже указывали в описании кладки свода.
Рейнская школа. — Рейнский крестовый свод (Т) отличается еще большей повышенностью и большей сферичностью; стрельчатую форму он исключает. Возникший в стране, где еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карла Великого, рейнский свод представляет собой куполок на парусах, слегка видоизмененный наличием почти незаметных ребер, которые стушевываются к вершине свода, сливаясь с завершающей его скуфьей.
Примечание: Шуази, говоря, что в Германии «еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карле Великого» (см. выше, в главе о византийской архитектуре), подразумевает встречающиеся по течению р. Рейна постройки, типологически связанные с Аахенским собором, выстроенным при Карле Великом (VIII—IX вв.); это — центрические церкви в Меттлахе (выстроенные между 975 и 993 гг.), в Отмарсгейме (XI в.), хоры монастырской церкви в Эссене (874 г., сгорела в 947 г.) и др. О церкви в Меттлахе сохранились письменные данные, свидетельствующие о том, что строитель ее исходил в своем замысле из Аахенского собора, но здесь можно говорить об использовании последнего как образца, а не о прямом заимствовании. Аахенский собор типологически близок к церкви св. Виталия в Равенне (VI в.), сравнение же последней с латеранским баптистерием св. Иоанна в Риме, храмом Юпитера в Спалато, баптистерием в Носере, церковью св. Констанция в Риме и др. говорит за то, что церковь св. Виталия в Равенне необходимо рассматривать как памятник, в значительной степени сохранивший особенности позднеримской архитектуры, о которой еще можно было говорить не как о византийской архитектуре, а как об архитектуре восточной части Римской империи Мало того, с композиционной стороны церковь св. Виталия в Равенне примыкает ближе к образцам центрических построек Италии, чем Византии; в частности, большое сходство можно усмотреть в ней с упомянутым выше латеранским баптистерием. Аахенский собор (или, вернее, капелла), несмотря на типологическое сходство с указанными памятниками, имеет и существенные стилистические отличия (см. Н. А. Кожин, Основы русской псевдоготики, Ленинград 1927, примечание 8). Кроме того, следует отметить, что постройки центрического типа романского стиля встречаются не только в Рейнской провинции, но и во Франции и, наконец, в Австрии. См.: OtteH., Geschichte der Romanischen Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 85 и далее; Lasteyrie, упом. соч., стр. 145 и далее.
Овернь, Нормандия. — Своды Оверни, Пуату и Нормандии имеют совершенно противоположный характер: они приближаются к римскому типу пересекающихся цилиндрических сводов. Точнее, нормандский крестовый свод (рис. 103) представляет собою цилиндрический свод В, прорезанный люнетами L с полуциркульными щековыми арками.
Ясно, что главный цилиндрический свод В был выведен по сплошным кружалам, затем на настиле этих кружал и на кружалах распалубок L установили настил для люнет. Когда все щековые арки имеют одинаковый пролет, создается классический крестовый свод; но как только план становится удлиненным, люнеты принимают странный вид: если пролет свода В меньше, чем пролет люнеты L, то последняя выступает в виде конического паруса, как это видно из приведенного чертежа. Среди других нормандских примеров это начертание встречается в развалинах Жюмьежа.
Рис. 103 |
Рис. 104 |
Применение крестовых сводов в романских нефах
Нефы, перекрытые крестовыми сводами, строятся по последнему типу, без разделяющих их подпружных арок: главный цилиндрический свод тянется во всю длину нефа (рис. 104) ив него врезаются люнеты. Подпружные арки между двумя пролетами необходимы только для крестовых сводов купольной формы, как, например, клюнийские и особенно рейнские своды.
В византийской архитектуре, где купольные своды возводятся вертикальными последовательными рядами, эти ряды сливаются с подпружными арками (чертеж А), и последние перестают существовать отдельно; в романской архитектуре, где своды опираются на подпружные арки (чертеж В), последние выделяются, и под каждой пятой арки помещается колонна в качестве опоры. Это уже является развитием идеи, о которой говорилось в связи с аркадами.
Глава «Крестовый свод» раздела «Романская архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий