Христианские гробницы

Христианские погребения прошли два этапа: эпоху катакомб и эпоху надгробных часовен и кладбищ. Катакомбы — не что иное, как галереи бывших каменоломен, где могилы расположены вдоль стен в несколько этажей: таковы катакомбы в Риме, в Сиракузах и в Александрии. Только изредка, через значительные промежутки, среди гробниц встречается молельня, слабо освещенная через отверстие, пробитое в сводах каменоломни.

Украшения, если они и существуют, сводятся исключительно к применению штуковой лепки, символической росписи, трактующей не мистерию «страстей христовых», а утешительные догматы христианства. По стилю эти изображения полны очарования, чуждого язычеству, но по исполнению — это наивное подражание античной живописи. Лепное обрамление, окружающее их, несмотря на некоторую неумелость в обработке, отличается легкостью профиля и не лишено изящества. Саркофаги, если они украшены скульптурой, напоминают последние времена Рима. Все это в целом, за исключением общего выражения фигур, заимствовано у языческого искусства.

Примечание:  Раскрытие истинного смысла катакомбной росписи и ее отношения к античному искусству см. у Дворжака, Очерки по искусству средневековья, М. 1934.

В Арле имеются памятники на христианском кладбище первых веков христианства; почти все это — саркофаги того же характера, что и в катакомбах. Другими словами, они являются копиями гробниц античных некрополей, за исключением символов, изображенных на них. За ними идут гробницы в форме колонн и в форме квадратных башен, встречающихся в Сирии, и, наконец, надгробные часовни.

Эти надгробные часовни похожи на небольшие церкви, но отличаются от церквей тем, что им старались обеспечить особую долговечность, тогда как первоначальной архитектуре церквей забота о долговечности, по-видимому, чужда. Базилики служили местом собраний, их возобновляли по мере надобности, и к ним предъявлялось единственное требование — быть вместительными и приспособленными для нужд религии. Идея надгробной часовни совершенно иная: это прежде всего память, памятник для будущего. Поэтому христианская гробница представляет собою последнее применение монументальной конструкции Римской империи: гробница св. Елены — подлинно античная сводчатая ротонда; гробница св. Констанции (рис. 53) чисто римской мощностью своей структуры отличается от современных ей хрупких базилик.

Церковная архитектура IV - X веков. Христианские гробницы. Гробница св. Констанции
Рис. 53

Гробница св. Констанции — это круглый храм, окруженный кольцевой галереей; перед ним расположен овальный двор. Ротонду рассматривали как баптистерий и одновременно как гробницу св. Констанции, а овальный двор — как едва видоизмененный   античный   цирк.   В   действительности же этот античный цирк — не что иное, как кладбище, одно из тех «священных полей» (campi santi), которые традиции сохранила до наших дней.

Гробница Плакиды в Равенне представляет собою греческую часовню в форме креста. Усыпальницей большей части византийских императоров служила церковь св. Апостолов.

Среди надгробных капелл особого рассмотрения заслуживает гробница Теодориха в Равенне (рис. 54). По своему плану она родственна гробнице св. Елены, а быть может, и языческим гробницам, окаймлявшим Латинскую и Пренестинскую дороги; по орнаментации она, как доказал Вогюэ, — сирийского происхождения.

Церковная архитектура IV - X веков. Христианские гробницы. Гробница Теодориха в Равенне
Рис. 54

Сирийский характер орнаментации явствует из вида профилей, а также из скульптурных деталей. Сопоставьте профили карниза на рис. 54 с сирийскими профилями, воспроизведенными на рис. 23, J, H, и вас поразит общность их стиля.

Примечание: Стржиговский в ряде своих работ настаивает на армянском происхождении орнаментации гробницы Теодориха.

При рассмотрении конструкции памятника аналогия подтверждается: своды нижнего этажа — крестовые и, по сирийскому обычаю, сложены из камня, но ради особой изысканности, которая не встречается в Сирии, камни имеют окантовку.

Купол совершенно опрокидывает наши представления о бедности этой эпохи, когда, казалось бы, архитектор должен был искать наиболее простых и дешевых решений: купол состоит из монолита, одного из самых гигантских камней, которые когда-либо были применены в строительстве. Может быть, эпоха, когда варвары оседали на развалинах империи, возвращает нас к приемам мегалитической архитектуры, первым изобретениям человечества?

Камень, добытый в Истрии, выдолблен, что позволило доставить его без затруднений на буксире между двумя кораблями до отмели, близ которой находится описываемый памятник. Когда камень был доставлен к месту сооружения, он был поднят наверх, как глыбы дольменов или как египетские обелиски, — постепенно, при помощи сбалансированных рычагов; стены же, на которых он лежит, были затем сложены под ним; для этого достаточно было примитивных механизмов доисторических времен. Странно наблюдать, как в эпоху, когда на искусство влияли вкусы и инстинкты варваров-победителей, проявляется такой явный возврат к эффектам и средствам первобытной архитектуры.


Глава «Христианские гробницы» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)