Внутреннее устройство церквей
Мы описали церковь, теперь нам остается указать ее обстановку; попробуем установить место и вид алтарей и кафедр, расположенных в ней, и украшающих ее символических орнаментов. Прежде всего, определим специальное назначение частей здания.
Принадлежности культа
В первых церквах алтарь был один, и располагался он всегда в центре завершающей неф абсиды. В глубине абсиды стоял трон епископа; кресла других священнослужителей были расположены по полукружию. Певчие помещались в халцидике и в большом нефе. Верующие занимали боковые нефы: мужчины — с одной стороны, женщины — с другой. В церквах с двухэтажными боковыми нефами, как в св. Софии, для женщин отводился обычно верхний этаж. Кающиеся и лица, не получившие еще крещения, удалялись в притвор, или нартекс, или даже в передний двор. В центре этого двора находился источник для омовения.
Вначале существовал обычай в одной и той же церкви служить обедню только один раз в день, и этот обычай удержался в восточной обрядности; он объясняет и малые размеры восточных церквей и их многочисленность.
Примечание: Подлинное объяснение кроется в своеобразии восточноевропейского феодализма и в существе его культуры.
Престол. — Понятие престола различно на Востоке и на Западе. Для греков и армян престол — это только жертвенник; латиняне же понимают его как гробницу, над которой они совершают литургию; и если алтарь не является усыпальницей святого, то, по большей части, воздвигается над криптой, где покоятся его останки.
Примечание: Литургия в восточной церкви не может совершаться иначе, как на лежащем на престоле антиминее, т. е. куске материи, в который зашиты «мощи» (останки святого), что приравнивает престол к крипте. Собственно жертвенником называется малый северный престол, на котором лишь подготовляется совершение литургии.
Киворий и иконостас. — Латинский престол стоит изолированно при входе в святилище и закрыт простым балдахином, киворием, снабженным занавесом, который опускается в момент освящения «святых даров». Византийский или армянский алтарь отделен от нефа перегородкой, иконостасом. Престол едва виден через двери, порога которых не переступают светские люди.
Примечание: Иконостас только в России XV в. получил характер непроницаемой стены.
Столы, для священных книг и предметов. — Близ престола находятся всегда еще два стола, расположенные в трансепте или в маленьких абсидах, которыми заканчиваются боковые нефы. На одном столе хранились священные книги, на другом — священные сосуды и предметы богослужения. У латинян эти столы позднее превратились также в престолы. Но в первоначальной церкви, как и теперь в греческой, они никогда не играли такой роли. Священники одевали облачение в трансепте или в маленьких абсидах. В ризницах тогда надобности не было, и они появляются только в тот момент, когда концы креста латинской церкви превратились в капеллы.
Амвон. — В центральном нефе, перед святилищем, возвышаются две кафедры, или амвоны: один — для чтения евангелия, другой — для чтения посланий и проповедей.
Ансамбль. — Рис. 50, на котором воспроизведено и поныне существующее расположение церкви св. Климента в Риме, знакомит нас с видом латинского хора. Здание было перестроено в IX в., но все его детали, по-видимому, соответствуют древнейшим христианским традициям. Мы видим здесь престол, покрытый киворием, в глубине — трон епископа и скамьи священников; на переднем плане — ограду хора и два амвона.
Рис. 50 |
Иконостас — перегородка, отделяющая алтарь — чужд латинским базиликам. Самое большое, что мы встречаем, — это упоминание о занавеси в церкви св. Павла «за стенами», протянутой под аркой, замыкающей неф.
В качестве примера расположения византийской церкви мы приводим (рис. 51) план храма св. Софии, восстановленный по указаниям Павла Силенциария.
Примечание: Павел Силенциарий посвятил Софии Константинопольской стихотворение, написанное им античным гекзаметром в 562 г., по случаю восстановления храма после падения купола в 558 г. Прокопий описывает храм до падения купола, после его постройки в 537 г. (см. Wulff, Altchr. u. byzant. Kunst).
Рис. 51 |
Мы видим иконостас N, разделяющий здание на две части — неф и алтарь. За иконостасом — престол А и два стола Т. По эту сторону иконостаса — солея S, обнесенная балюстрадой, где стоят певчие. Наконец, под куполом — амвон а, на котором производится пение Священного Писания, а также и коронование императоров. Собор св. Марка в своем полугреческом, полулатинском святилище сохранил много черт этого расположения.
Ориентация церкви и символические украшения
Первоначальные базилики, в особенности римские, не имеют определенной ориентации; св. София ориентирована только приблизительно. Идея обращать святилище к «святым местам» не восходит ранее X в.; по-видимому, она возникла в ту эпоху, когда великое паломничество направило взоры всех на Иерусалим. В наших странах принято восточное направление. В языческих храмах на восток была обращена статуя божества, а не собрание молящихся, так что ориентация христианских церквей противоположна ориентации языческих храмов; и когда языческий храм превращался в церковь, алтарь неизменно воздвигался на месте пронаоса.
Что касается символического и фигурного украшения храма, то мы уже говорили, что иконоборческий дух запрещал статуи; даже в латинской церкви священные символы изображаются почти исключительно путем живописи. Иконостас, как уже ясно видно из самого названия, украшен рядом изображений святых. Тимпаны аркад и поверхности цилиндрических сводов нефов, особенно в афонской школе, заполнены библейскими сценами, прямоугольные окаймления которых образуют правильные квадраты на стенах и потолках. Между окнами купола стоят громадные фигуры святых. Глубина абсид отведена изображениям Христа, Богородицы или святых, поднимающих руку для благословения, причем масштаб этих фигур не согласован с пропорциями здания. Эти фигуры сверхчеловеческого роста напоминают колоссов античных храмов, и мы встречаем здесь, вероятно, воздействие древних греков: именно так выглядел Зевс Олимпийский в глубине своей целлы.
Примечание: Иконоборчество было направлено не против статуй, а против изображений святых вообще, в том числе и живописных. Дело идет о спецификуме идеологии, отрицательно относившейся к чувственной пластике.
В настоящее время уже нельзя делать особое ударение на афонских росписях, представляющих в значительной мере угасание византийского искусства.
При обзоре готической архитектуры мы еще вернемся к сюжетам росписей в различных частях церкви, здесь же ограничимся указанием на ценный «Путеводитель по живописи», который служил и продолжает служить руководством для афонских живописцев.
Примечание: В позднейшей, наиболее полной редакции Дионисия Фурноаграриота текст издан Дидроном; см. D i d г о n, Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine, Paris 1845. Русский перевод см. в «Трудах Киевской духовной академии», 1868, № 2, 3, 6 и 12. См. также Покровский, Очерки памятников христианской иконографии и искусства, СПБ. 1900.
Церковные пристройки
Нартекс. — Нартекс, или притвор, представляет собою обычно двухэтажную галерею, расположенную вдоль главного фасада; в монастырских церквах Афона верхний этаж служит библиотекой.
Примечание: Очень часто нартекс имеет лишь один этаж.
Нартекс, мало выраженный в древних церквах, получает все возрастающее значение. К XIV в. вводится обычай украшать его повышенными куполами, возвышающимися, подобно башням, по углам фасада; это расположение мы наблюдаем в церкви св. Апостолов в Салониках, в церкви Богородицы в Константинополе и т. д.
Примечание: Церковь Богородицы (Теотокос), иначе — Килиссе-Джами, или Молли-Гюрани, относится к X в. (ср. примечание 59), но ее нартекс, действительно, XIV в.
В армянской архитектурной школе и вышедшей из нее славянской школе нартекс отсутствует совершенно или существует в виде внешней галереи (Узунлар).
Атриум. — В Армении передний двор с портиками также отсутствует. Перед св. Софией в Константинополе еще можно различить остатки портика, окружавшего внешний двор.
В Иерусалиме подъем к платформе, на которой возвышалась юстиниановская церковь Богоматери, представлял собой настоящие пропилеи; рис. 52 (Золотые врата) дает представление об их виде и стиле.
Рис. 52 |
Фонтан для омовения, занимавший центральное положение в переднем дворе, сохранился в афонских традициях. Там перед церковью почти всегда имеется колодец, перекрытый эдикулой в виде купола. Воспоминание об этом фонтане сохранилось в наших церквах в виде кропильницы.
Башни. — Во многих сирийских церквах по бокам портала возвышаются башни, как чисто декоративный аксессуар (Кальб-Лузех, Турманин). Св. София в Константинополе, св. София в Салониках сохраняют следы башен, предназначавшихся, если верить преданиям, для хранения деревянных бил, звучавших от удара и заменявших у греков наши колокола.
Колокола, по существу, принадлежат латинской церкви. По-видимому, они появляются только в VII в.: все башни, построенные для них, датируются более поздним временем (св. Аполлинарий в Старой гавани в Равенне; св. Пуденциана и Санта Мариа ин Космедин в Риме).
Крещальня. — Никогда крестильная купель не помещалась в самой церкви: допущению в церковь должно было предшествовать крещение. А так как вплоть до VIII в. только один епископ обладал «благодатью», чтобы совершать крещение, крещальня помещалась по соседству с епископальной церковью. Это была простая часовня, первоначально без престола, многоугольная в плане, с широким бассейном посредине, в котором крещение совершалось погружением. Главными примерами могут служить: крещальня в Латеране, два баптистерия — арианский и православный — в Равенне, ротонда в Ночере; в Сирии — Деир-Сета, Мушелеха, Калат-Семан; во Франции — св. Иоанн в Пуатье.
Глава «Внутреннее устройство церквей» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий