Внутреннее устройство церквей

Мы описали церковь, теперь нам остается указать ее обстановку; попробуем установить место и вид алтарей и кафедр, расположенных в ней, и украшающих ее символических орнаментов. Прежде всего, определим специальное назначение частей здания.

Принадлежности культа

В первых церквах алтарь был один, и располагался он всегда в центре завершающей неф абсиды. В глубине абсиды стоял трон епископа; кресла других священнослужителей были расположены по полукружию. Певчие помещались в халцидике и в большом нефе. Верующие занимали боковые нефы: мужчины — с одной стороны, женщины — с другой. В церквах с двухэтажными боковыми нефами, как в св. Софии, для женщин отводился обычно верхний этаж. Кающиеся и лица, не получившие еще крещения, удалялись в притвор, или нартекс, или даже в передний двор. В центре этого двора находился источник для омовения.

Вначале существовал обычай в одной и той же церкви служить обедню только один раз в день, и этот обычай удержался в восточной обрядности; он объясняет и малые размеры восточных церквей и их многочисленность.

Примечание:  Подлинное  объяснение  кроется  в  своеобразии  восточноевропейского феодализма и в существе его культуры.

Престол. — Понятие престола различно на Востоке и на Западе. Для греков и армян престол — это только жертвенник; латиняне же понимают его как гробницу, над которой они совершают литургию; и если алтарь не является усыпальницей святого, то, по большей части, воздвигается над криптой, где покоятся его останки.

Примечание:  Литургия в восточной церкви не может совершаться иначе, как на лежащем на престоле антиминее, т. е. куске материи, в который зашиты «мощи» (останки святого), что приравнивает престол к крипте. Собственно жертвенником называется малый северный престол, на котором лишь подготовляется совершение литургии.

Киворий и иконостас. — Латинский престол стоит изолированно при входе в святилище и закрыт простым балдахином, киворием, снабженным занавесом, который опускается в момент освящения «святых даров». Византийский или армянский алтарь отделен от нефа перегородкой, иконостасом. Престол едва виден через двери, порога которых не переступают светские люди.

Примечание:  Иконостас только в России XV в. получил характер непроницаемой стены.

Столы, для священных книг и предметов. — Близ престола находятся всегда еще два стола, расположенные в трансепте или в маленьких абсидах, которыми заканчиваются боковые нефы. На одном столе хранились священные книги, на другом — священные сосуды и предметы богослужения. У латинян эти столы позднее превратились также в престолы. Но в первоначальной церкви, как и теперь в греческой, они никогда не играли такой роли. Священники одевали облачение в трансепте или в маленьких абсидах. В ризницах тогда надобности не было, и они появляются только в тот момент, когда концы креста латинской церкви превратились в капеллы.

Амвон. — В центральном нефе, перед святилищем, возвышаются две кафедры, или амвоны: один — для чтения евангелия, другой — для чтения посланий и проповедей.

Ансамбль.Рис. 50, на котором воспроизведено и поныне существующее расположение церкви св. Климента в Риме, знакомит нас с видом латинского хора. Здание было перестроено в IX в., но все его детали, по-видимому, соответствуют древнейшим христианским традициям. Мы видим здесь престол, покрытый киворием, в глубине — трон епископа и скамьи священников; на переднем плане — ограду хора и два амвона.

Церковная архитектура IV - X веков. Внутреннее устройство церквей. Расположение церкви св. Климента в Риме
Рис. 50

Иконостас — перегородка, отделяющая алтарь — чужд латинским базиликам. Самое большое, что мы встречаем, — это упоминание о занавеси в церкви св. Павла «за стенами», протянутой под аркой, замыкающей неф.

В качестве примера расположения византийской церкви мы приводим (рис. 51) план храма св. Софии, восстановленный по указаниям Павла Силенциария.

Примечание:  Павел Силенциарий посвятил Софии Константинопольской стихотворение, написанное им античным гекзаметром в 562 г., по случаю восстановления храма после падения купола в 558 г. Прокопий описывает храм до падения купола, после его постройки в 537 г. (см. Wulff, Altchr. u. byzant. Kunst).

Церковная архитектура IV - X веков. Внутреннее устройство церквей. План храма св. Софии
Рис. 51

Мы видим иконостас N, разделяющий здание на две части — неф и алтарь. За иконостасом — престол А и два стола Т. По эту сторону иконостаса — солея S, обнесенная балюстрадой, где стоят певчие. Наконец, под куполом — амвон а, на котором производится пение Священного Писания, а также и коронование императоров. Собор св. Марка в своем полугреческом, полулатинском святилище сохранил много черт этого расположения.

Ориентация церкви и символические украшения

Первоначальные базилики, в особенности римские, не имеют определенной ориентации; св. София ориентирована только приблизительно. Идея обращать святилище к «святым местам» не восходит ранее X в.; по-видимому, она возникла в ту эпоху, когда великое паломничество направило взоры всех на Иерусалим. В наших странах принято восточное направление. В языческих храмах на восток была обращена статуя божества, а не собрание молящихся, так что ориентация христианских церквей противоположна ориентации языческих храмов; и когда языческий храм превращался в церковь, алтарь неизменно воздвигался на месте пронаоса.

Что касается символического и фигурного украшения храма, то мы уже говорили, что иконоборческий дух запрещал статуи; даже в латинской церкви священные символы изображаются почти исключительно путем живописи. Иконостас, как уже ясно видно из самого названия, украшен рядом изображений святых. Тимпаны аркад и поверхности цилиндрических сводов нефов, особенно в афонской школе, заполнены библейскими сценами, прямоугольные окаймления которых образуют правильные квадраты на стенах и потолках. Между окнами купола стоят громадные фигуры святых. Глубина абсид отведена изображениям Христа, Богородицы или святых, поднимающих руку для благословения, причем масштаб этих фигур не согласован с пропорциями здания. Эти фигуры сверхчеловеческого роста напоминают колоссов античных храмов, и мы встречаем здесь, вероятно, воздействие древних греков: именно так выглядел Зевс Олимпийский в глубине своей целлы.

Примечание:  Иконоборчество было направлено не против статуй, а против изображений святых вообще, в том числе и живописных. Дело идет о спецификуме идеологии, отрицательно относившейся к чувственной пластике.

В настоящее время уже нельзя делать особое ударение на афонских росписях,  представляющих  в  значительной  мере  угасание  византийского искусства.

При обзоре готической архитектуры мы еще вернемся к сюжетам росписей в различных частях церкви, здесь же ограничимся указанием на ценный «Путеводитель по живописи», который служил и продолжает служить руководством для афонских живописцев.

Примечание:   В позднейшей, наиболее полной редакции Дионисия Фурноаграриота текст издан Дидроном; см. D i d г о n, Manuel d'iconographie chretienne grecque et latine, Paris 1845. Русский перевод см. в «Трудах Киевской духовной академии», 1868, № 2, 3, 6 и 12. См. также Покровский, Очерки памятников христианской иконографии и искусства, СПБ. 1900.

Церковные пристройки

Нартекс. — Нартекс, или притвор, представляет собою обычно двухэтажную галерею, расположенную вдоль главного фасада; в монастырских церквах Афона верхний этаж служит библиотекой.

Примечание:   Очень часто нартекс имеет лишь один этаж.

Нартекс, мало выраженный в древних церквах, получает все возрастающее значение. К XIV в. вводится обычай украшать его повышенными куполами, возвышающимися, подобно башням, по углам фасада; это расположение мы наблюдаем в церкви св. Апостолов в Салониках, в церкви Богородицы в Константинополе и т. д.

Примечание:  Церковь Богородицы (Теотокос), иначе — Килиссе-Джами, или Молли-Гюрани, относится к X в. (ср. примечание 59), но ее нартекс, действительно, XIV в.

В армянской архитектурной школе и вышедшей из нее славянской школе нартекс отсутствует совершенно или существует в виде внешней галереи (Узунлар).

Атриум. — В Армении передний двор с портиками также отсутствует. Перед св. Софией в Константинополе еще можно различить остатки портика, окружавшего внешний двор.

В Иерусалиме подъем к платформе, на которой возвышалась юстиниановская церковь Богоматери, представлял собой настоящие  пропилеи;  рис. 52  (Золотые  врата)  дает представление об их виде и стиле.

Церковная архитектура IV - X веков. Внутреннее устройство церквей. Атриум
Рис. 52

Фонтан для омовения, занимавший центральное положение в переднем дворе, сохранился в афонских традициях. Там перед церковью почти всегда имеется колодец, перекрытый эдикулой в виде купола. Воспоминание об этом фонтане сохранилось в наших церквах в виде кропильницы.

Башни. — Во многих сирийских церквах по бокам портала возвышаются башни, как чисто декоративный аксессуар (Кальб-Лузех, Турманин). Св. София в Константинополе, св. София в Салониках сохраняют следы башен, предназначавшихся, если верить преданиям, для хранения деревянных бил, звучавших от удара и заменявших у греков наши колокола.

Колокола, по существу, принадлежат латинской церкви. По-видимому, они появляются только в VII в.: все башни, построенные для них, датируются более поздним временем (св. Аполлинарий в Старой гавани в Равенне; св. Пуденциана и Санта Мариа ин Космедин в Риме).

Крещальня. — Никогда крестильная купель не помещалась в самой церкви: допущению в церковь должно было предшествовать крещение. А так как вплоть до VIII в. только один епископ обладал «благодатью», чтобы совершать крещение, крещальня помещалась по соседству с епископальной церковью. Это была простая часовня, первоначально без престола, многоугольная в плане, с широким бассейном посредине, в котором крещение совершалось погружением. Главными примерами могут служить: крещальня в Латеране, два баптистерия — арианский и православный — в Равенне, ротонда в Ночере; в Сирии — Деир-Сета, Мушелеха, Калат-Семан; во Франции — св. Иоанн в Пуатье.


Глава «Внутреннее устройство церквей» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)