Церкви латинского Запада
Языческие здания, приспособленные к христианскому культу. — Влияние христианства на римскую архитектуру отнюдь не проявляется в виде резкого и систематического протеста против типов языческой архитектуры; почти все храмы, сохранившиеся до нашего времени, были спасены благодаря тому, что их приспособили для нужд нового культа. Христиане не только присвоили их себе, но позаботились также и о том, чтобы переделать на христианский лад и языческие легенды, связанные с этими храмами. Так, храмы языческой девы Минервы превратились в церкви св. Девы; храмы Солнца (Гелиоса) были посвящены св. Гелию (Илье); в середине VII в. храм всех богов, языческий Пантеон, превратился в храм Всех святых.
Примечание: Лишь очень немногие из языческих храмов на первых порах были приспособлены для нового культа. Множество было разрушено совершенно бессмысленно; многие были разобраны на материал для постройки церквей; особенно растаскивались античные колонны для христианских базилик.
В общем, эти святилища, предназначенные служить местом хранения идолов, а не местом собраний, оказывались слишком тесными для христианских празднеств; нужны были залы для собраний, т. е. церкви. Гражданские здания эпохи язычества были лучше приспособлены для собраний, и, несомненно, большое количество их было превращено в церкви. Приведем один достоверный пример: в Сирии базилика Шегга сохранила следы своего первоначального назначения; а высеченные на ней эмблемы свидетельствуют об ее языческом происхождении.
Общий план христианской церкви. — Все требования христианской религии отчетливо отражены в плане базилики: длинные нефы, в которых могут развертываться торжественные процессии; в конце их — трибуна, на которой возвышается алтарь; между, этой трибуной и нефами — халцидика, которая превратится впоследствии в хор. Халцидика прорезает нефы в поперечном направлении и придает церкви форму креста, которой вскоре будет придано символическое значение. Базилика кажется задуманной специально для новой религии, и христианские архитекторы не могли бы изобрести ничего лучшего.
Если они и не полностью позаимствовали базилику у язычества, они взяли ее за образец. Наиболее разительным примером этого подражания является церковь св. Павла «за стенами», воспроизводящая базилику Ульпия не только своими общими размерами, но даже и количеством колонн.
Во всяком случае, прежде чем остановиться на плане базилики, как на типе, узаконенном церковью, христианское искусство переживает период колебаний, в течение которого план с центральным алтарем встречается наряду с планом с удлиненными нефами.
Рассмотрим, как применялись оба эти типа в главных архитектурных школах.
Как мы уже говорили, на Западе введение христианства совпадает с эпохой вторжения варваров в Римскую империю; поэтому Запад, постоянно находящийся под угрозой и совершенно оскудевший, воздвигает церкви исключительно с деревянным перекрытием.
Церковь в форме базилики
Рис. 28 воспроизводит характерные черты латинского плана с параллельными нефами: план А соответствует трехнефной базилике, лишенной халцидики (Санта Мариа Маджоре); план В показывает пятинефную базилику с халцидикой или трансептом (древняя базилика св. Петра). Обычно храму предшествует двор, окруженный портиками, — атриум.
Рис. 28 |
Рис. 29 (церковь св. Павла «за стенами») показывает общий вид базилики с рядом аркад и расположение перекрытий. Надо отметить полную независимость друг от друга перекрытий обоих перекрещивающихся нефов; никакой связи, — простое сопоставление. Для поддержания поперечного перекрытия через большой неф переброшена монументальная арка, торжественно указывающая вход в святилище.
Рис. 29 |
Для характеристики разнообразия внутреннего распределения пространства мы приводим на рис. 30 разрез базилики с боковым одноэтажным нефом (А) и разрез базилики с боковым нефом, имеющим хоры (S). В обоих случаях центральный неф освещается окнами, расположенными над крышей присоединенных к нему боковых нефов. К этому общему типу принадлежат почти все церкви, построенные в Италии с IV по XI в.
Рис. 30 |
В Риме — базилики св. Петра и св. Иоанна Латеранского, основанные Константином; св. Агнесы (рис. 30, В), перестроенная в VII в., но по расположению частей восходящая к константиновской эпохе; св. Пуденцианы (рис. 30, А), в основном принадлежащая к IV в.; Санта Мариа Маджоре и св. Павла «за стенами», основанные Гонорием около 400 г.; св. Лаврентия, построенная императрицей Плакидой в начале V в., затем, с VIII по X в., — св. Климента, Санта Мариа ин Космедин, где колонны чередуются с устоями; св. Параскевы, где фермы через каждые две заменяются арками; в XII в. — Санта Мариа ин Транстевере.
Примечание: Базилика Климента относится к IV — XII вв., а Марии в Космедине — к VI — XII вв.
В Равенне — обе церкви св. Аполлинария, из которых одна относится к эпохе арианской ереси при Теодорихе.
Под Флоренцией — церковь Сан-Миниато (XI в.), перекрытие которой покоится на арках, чередующихся с фермами (рис. 31). В Модене — собор, имеющий ту же особенность.
Рис. 31 |
В Меровингской Галлии план базилики встречается, судя по описаниям Григория Турского, в церкви св. Мартина в Туре.
В Рейнской области он существует в Трире и в Рейхенау.
Церковь Сен-Реми в Реймсе, построенная в X в., задумана по плану римской базилики.
Церковь с центральным алтарем
В качестве латинского примера церкви с центральным алтарем можно привести ансамбль церкви Сан-Стефано Ротондо, воздвигнутой около V в. (рис. 32).
Рис. 32 |
Примечание: Церковь относится ко второй половине V в.; получила изменения в VIII в. и позднее.
Вместо удлиненного нефа, сопровождаемого боковыми нефами, мы видим круглый неф, обнесенный галереей. Алтарь, вместо того чтобы служить завершением главного нефа, занимает центр здания. Вместо атриума — дворики без крыш (С) ведут в галереи, окружающие здание. Все элементы базилики, которые мы рассмотрели, встречаются и здесь, но приспособлены к круглому плану.
Глава «Церкви латинского Запада» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий