Церкви латинского Запада

Языческие здания, приспособленные к христианскому культу. — Влияние христианства на римскую архитектуру отнюдь не проявляется в виде резкого и систематического протеста против типов языческой архитектуры; почти все храмы, сохранившиеся до нашего времени, были спасены благодаря тому, что их приспособили для нужд нового культа. Христиане не только присвоили их себе, но позаботились также и о том, чтобы переделать на христианский лад и языческие легенды, связанные с этими храмами. Так, храмы языческой девы Минервы превратились в церкви св. Девы; храмы Солнца (Гелиоса) были посвящены св. Гелию (Илье); в середине VII в. храм всех богов, языческий Пантеон, превратился в храм Всех святых.

Примечание: Лишь очень немногие из языческих храмов на первых порах были приспособлены для нового культа. Множество было разрушено совершенно бессмысленно; многие были разобраны на материал для постройки церквей; особенно растаскивались античные колонны для христианских базилик.

В общем, эти святилища, предназначенные служить местом хранения идолов, а не местом собраний, оказывались слишком тесными для христианских празднеств; нужны были залы для собраний, т. е. церкви. Гражданские здания эпохи язычества были лучше приспособлены для собраний, и, несомненно, большое количество их было превращено в церкви. Приведем один достоверный пример: в Сирии базилика Шегга сохранила следы своего первоначального назначения; а высеченные на ней эмблемы свидетельствуют об ее языческом происхождении.

Общий план христианской церкви. — Все требования христианской религии отчетливо отражены в плане базилики: длинные нефы, в которых могут развертываться торжественные процессии; в конце их — трибуна, на которой возвышается алтарь; между, этой трибуной и нефами — халцидика, которая превратится впоследствии в хор. Халцидика прорезает нефы в поперечном направлении и придает церкви форму креста, которой вскоре будет придано символическое значение. Базилика кажется задуманной специально для новой религии, и христианские архитекторы не могли бы изобрести ничего лучшего.

Если они и не полностью позаимствовали базилику у язычества, они взяли ее за образец. Наиболее разительным примером этого подражания является церковь св. Павла «за стенами», воспроизводящая базилику Ульпия не только своими общими размерами, но даже и количеством колонн.

Во всяком случае, прежде чем остановиться на плане базилики, как на типе, узаконенном церковью, христианское искусство переживает период колебаний, в течение которого план с центральным алтарем встречается наряду с планом с удлиненными нефами.

Рассмотрим, как применялись оба эти типа в главных архитектурных школах.

Как мы уже говорили, на Западе введение христианства совпадает с эпохой вторжения варваров в Римскую империю; поэтому Запад, постоянно находящийся под угрозой и совершенно оскудевший, воздвигает церкви исключительно с деревянным перекрытием.

 

Церковь в форме базилики

Рис. 28 воспроизводит характерные черты латинского плана с параллельными нефами: план А соответствует трехнефной базилике, лишенной халцидики (Санта Мариа Маджоре); план В показывает пятинефную базилику с халцидикой или трансептом (древняя базилика св. Петра). Обычно храму предшествует двор, окруженный портиками, — атриум.

Церкви латинского Запада. Церковь в форме базилики. Трехнефная базилика Санта Мариа Маджоре. Пятинефная базилика св. Петра
Рис. 28

Рис. 29 (церковь св. Павла «за стенами») показывает общий вид базилики с рядом аркад и расположение перекрытий. Надо отметить полную независимость друг от друга перекрытий обоих перекрещивающихся нефов; никакой связи, — простое сопоставление. Для поддержания поперечного перекрытия через большой неф переброшена монументальная арка, торжественно указывающая вход в святилище.

Церкви латинского Запада. Церковь в форме базилики. Церковь св. Павла
Рис. 29

Для характеристики разнообразия внутреннего распределения пространства мы приводим на рис. 30 разрез базилики с боковым одноэтажным нефом (А) и разрез базилики с боковым нефом, имеющим хоры (S). В обоих случаях центральный неф освещается окнами, расположенными над крышей присоединенных к нему боковых нефов. К этому общему типу принадлежат почти все церкви, построенные в Италии с IV по XI в.

Церкви латинского Запада. Церковь в форме базилики. Разрез базилики с боковым одноэтажным нефом (А) и разрез базилики с боковым нефом, имеющим хоры (S)
Рис. 30

В Риме — базилики св. Петра и св. Иоанна Латеранского, основанные Константином; св. Агнесы (рис. 30, В), перестроенная в VII в., но по расположению частей восходящая к константиновской эпохе; св. Пуденцианы (рис. 30, А), в основном принадлежащая к IV в.; Санта Мариа Маджоре и св. Павла «за стенами», основанные Гонорием около 400 г.; св. Лаврентия, построенная императрицей Плакидой в начале V в., затем, с VIII по X в., — св. Климента, Санта Мариа ин Космедин, где колонны чередуются с устоями; св. Параскевы, где фермы через каждые две заменяются арками; в XII в. — Санта Мариа ин Транстевере.

Примечание: Базилика Климента относится к IV — XII вв., а Марии в Космедине — к VI — XII вв.

В Равенне — обе церкви св. Аполлинария, из которых одна относится к эпохе арианской ереси при Теодорихе.

Под Флоренцией — церковь Сан-Миниато (XI в.), перекрытие которой покоится на арках, чередующихся с фермами (рис. 31). В Модене — собор, имеющий ту же особенность.

Церкви латинского Запада. Церковь в форме базилики. Церковь Сан-Миниато (XI в.)
Рис. 31

В Меровингской Галлии план базилики встречается, судя по описаниям Григория Турского, в церкви св. Мартина в Туре.

В Рейнской области он существует в Трире и в Рейхенау.

Церковь Сен-Реми в Реймсе, построенная в X в., задумана по плану римской базилики.

 

Церковь с центральным алтарем

В качестве латинского примера церкви с центральным алтарем можно привести ансамбль церкви Сан-Стефано Ротондо, воздвигнутой около V в. (рис. 32).

Церкви латинского Запада. Церковь в форме базилики. Церковь Сан-Стефано Ротондо
Рис. 32

Примечание: Церковь относится ко второй половине V в.; получила изменения в VIII в. и позднее.

Вместо удлиненного нефа, сопровождаемого боковыми нефами, мы видим круглый неф, обнесенный галереей.  Алтарь, вместо того чтобы служить завершением главного нефа, занимает центр здания. Вместо атриума — дворики без крыш (С) ведут в галереи, окружающие здание. Все элементы базилики, которые мы рассмотрели, встречаются и здесь, но приспособлены к круглому плану.


Глава «Церкви латинского Запада» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)