Цоколь и база готической колонны

Ствол готической колонны, а тем более романской, никогда не был ни коническим, ни выпуклым, это — правильный цилиндр. Давление, производимое им, должно распределиться по широкой опорной поверхности, а это приводит к тому, что между стволом колонны и поддерживающим его фундаментом вводятся ряды кладки, образующие расширенное основание. Рис. 248 показывает нам общие формы такого опорного массива.

Цоколь и база готической колонны. хор в Шартре. собор Парижской Богоматери
Рис. 248

В самых ранних зданиях он имеет квадратный план; но для того, чтобы этот массив возможно меньше мешал, его углы срезают, как показано на рис. 248, С (хор в Шартре), или же снимают вертикальное ребро целиком, как это показано на рис. 248, А (собор Парижской Богоматери).

В Шартрском и Реймском соборах (рис. 248, В) устои нефа фланкированы колонками: каждая колонка имеет свой цоколь, а под всем устоем помещается восьмиугольная платформа. Когда же количество колонок увеличивается (рис. 249), то сохраняют отдельные цоколи, но общую платформу уничтожают.

И в том и в другом случаях приходится создать переход к резкому уширению в том месте, где находится цоколь. Элементом перехода служит база: своим круглым профилем она связывается со стволом, а при помощи квадратной плиты, с которой она составляет единое целое, связана и с цоколем.

 

Цоколь и база готической колонны Цоколь и база готической колонны. Профиль  базы
Рис. 249  Рис. 250

 

Профиль  базы

Общие очертания базы определяются первоначальной отеской каменной глыбы в форме двух поставленных друг на друга цилиндров (рис. 250); каждый цилиндр, слегка отесанный, превращается в вал, а между двумя валами прорезается скоция.

Это те же элементы, из которых состоит античная база, но несколько видоизмененные в силу практических требований, а именно:
 
1. Античный ствол (рис. 251, С) переходил в базу посредством выкружки с полочкой. Эта полочка, которая легко обламывалась и вызывала излишнюю трату камня, была уничтожена, и ствол колонны резко обрывался в плоскости X.

2. Выступ античной базы и ее высота определялись модулем колонны; размер готической базы определяется так же, как и капитель, — высотой обрабатываемой каменной глыбы: от этой высоты берут такую часть, которой достаточно для солидного плинта, а остальная часть идет на профилировку.

Это правило соблюдается настолько откровенно, что в соборе Парижской Богоматери, где в распоряжении строителей были камни неодинаковой толщины, профиль базы имеет различную высоту почти в каждой колонне: для баз, как и для капителей, единообразие размеров перестает быть обязательным.

Цоколь и база готической колонны. Последовательные видоизменения профиля базы
Рис. 251

 

Последовательные видоизменения профиля базы

XII век и начало XIII века. — Профиль А (рис. 251) почти классический; скоция, врезающаяся еще умеренно, образует между двумя валами разделяющий пояс, который вскоре уже покажется недостаточным.

С конца XII в. стремятся усилить впечатление, разделяя валы линией, создаваемой тенью; скоция углубляется (профили В и R) настолько, что это начинает угрожать прочности колонны. Одно время настолько сильно увлекались этим новым вариантом, что его стали применять даже во внешней отделке здания, рискуя тем, что вода сможет скопляться в углублениях, разъедать камень и при малейшем заморозке разрушить его.

Конец XIII века и XIV век. — В середине XIII в. отказываются от чрезмерного углубления скоции, но впадают в противоположную крайность: часто валы сближают почти до соприкосновения (профиль S).

XV век. — В XV в. этот дефект еще усиливается, скоция уничтожается, и валы нагромождаются один на другой.

 

Связь  между  профилями  базы  и  плинта

До XIII в. собственно база профилированное кольцо, окаймляющее основание колонны — точно вписывается в прямоугольный периметр плинта и никогда не переходит за его границы. Таким образом, на четырех углах плинта остаются четыре свободных промежутка.

Чтобы передать давление на эти углы, их связывают с базой скульптурными грифами. Эти грифы, происхождение которых восходит к римской эпохе, входят в обычную практику в середине XII в. (Сен-Жермен де Прэ) и встречаются вплоть до XIV в. (Сен-Назэр в Каркассоне), но пора их наибольшего применения заканчивается около 1220 г. В это время приходят к мысли ограничить незанятое пространство, заставляя базу выступать над плинтом, а для того, чтобы выступающие края профиля меньше отбивались, их укрепляют маленькими консолями (рис. 252, IV).

Цоколь и база готической колонны. Связь  между  профилями  базы  и  плинта
Рис. 252

Или, наконец, заменяют квадратный плинт многоугольным (R), что делает всякое прилаживание излишним. Начиная с XIII в. (в Сент-Юрбен в Труа), база получает прихотливые очертания, соответствующие очертанию вертикальных нервюр, которыми стремятся заменить колонки. Пример, приведенный на рис. 254, А, заимствован из церкви Сен-Назэр в Каркассоне (XIV в.).

 

Профиль плинта и цоколя

Вначале плинт имеет гладкую вертикальную поверхность и помещается с небольшим отступом на кладке, образующей цоколь (рис. 253, А). Затем плинт обрабатывается профилями (В и С). Вот каким образом последовательно возникают эти видоизменения: Когда профиль базы начинает выступать на поверхность плинта (рис. 253, А), выступ края получается посредством простой отески каменного блока, производимой в вертикальном направлении.

Цоколь и база готической колонны. Профиль плинта и цоколя
Рис. 253

Но вскоре замечают, что отеску можно ограничить уровнем t, а остальную часть камня использовать для уширения основания; каблучком отмечается тот уровень, на котором должна быть прекращена отеска, и тогда получается профиль В. Вслед за тем, чувствуя, что каблучок слишком явно напоминает о линии кладки, и с целью указать, что здесь налицо только отступ, удлиняют изгиб t, и он принимает очертание t. Из этого постепенного слияния органов, первоначально существовавших раздельно, получается профиль С; его применяют почти без изменений в XIV и XV вв.

 

Слияние цоколя с базой

В то время как завершаются эти последние изменения, начинают намеренно уничтожать горизонтальные линии; упраздняются капители, остается только одна горизонтальная
линия — линия баз, и она тем сильнее бросается в глаза, что находится близко к зрителю. Эту линию пытаются прервать, и с этой целью базы колонок помещают на разных уровнях.

Представим себе (рис. 254, В) главную колонну, сопровождаемую теми нервюрами, которыми в XV в. стремились заменить колонки; и вот базу самой колонны помещают непосредственно над цоколем, а базы нервюр — несколько выше.

Цоколь и база готической колонны. Слияние цоколя с базой
Рис. 254

 На массивном устое, около которого группируются колонки различного значения, можно видеть один уровень для пят колонок подпружных арок, другой — для нервюр, третий — для колонок щековых арок. Таким образом получается каскад баз, идущих уступами; это предел последовательного осложнения форм, какого только можно достигнуть.

В XVI в., когда такое осложнение стало обычным, при обработке ствола устоя допускаются два варианта: либо нервюры сводов тянутся вдоль всего ствола, либо ствол остается гладким, а нервюры резко обрываются на уровне своих пят. Этим двум вариантам ствола соответствовали два варианта баз. Только что мы описали базу, которая соответствовала стволу с нервюрами; когда же ствол оставался гладким, база имела такой вид, какой показан на рис. 254, С.

Оба примера (В и С) заимствованы из одного и того же конструктивного ансамбля — из хора церкви Сен-Северен: архитектура XVI в. допускает одновременно оба варианта, В и С, из которых первый отличается скупыми и строгими очертаниями, второй — чрезмерным нагромождением сухих линий.


Глава «Цоколь и база готической колонны» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер