Детали и видоизменения капители в готической архитектуре

В ряде видоизменений устоя мы видели, как образуется, атрофируется и совершенно исчезает капитель; теперь нужно рассмотреть более детально все ее последовательные изменения. Высоты готической капители, подобно романской, определяются сооружениями, совершенно не зависящими от высоты колонны.

Как только начинают делать устои в виде пучка колонок, становится невозможным установить соотношение между высотой ствола и размерами его завершения: высота капители определяется толщиной того камня, из которого она вытесывается. Иногда мы наблюдаем различную высоту корзин и абак в разных колоннах одного и того же ордера; это зависит от толщины глыб, полученных из каменоломни.

Рассмотрим сначала капитель, лишенную всякой скульптурной орнаментики и сведенную к корзине и абаке (рис. 241).

 

Кладка

В течение XII в. обычная кладка (рис. 241, А) заключается в том, что специальный ряд ее отводится на корзину, а другой па абаку. Это разграничение, никогда, впрочем, не проводившееся   без   изъятии,   понемногу   устраняется   к   концу XII в.

В XIII в. абака утончается и сводится к профилю, высеченному в том же самом ряде кладки, что и корзина (рис. 241, А'). В тех случаях, когда рельеф капители очень значителен, она составляется из двух рядов кладки, наложенных один на другой (рис. 241, В).

Детали и видоизменения капители в готической архитектуре. капитель без скульптурной орнаментики - корзина и абака
Рис. 241

К XIV в. благодаря слитности опорных частей пяты нервюр образуют лишь слабый выступ. Для их поддержки достаточно лишь слабо выступающей абаки, а следовательно, и корзины незначительной высоты; в таких случаях капитель выполняется из тонкой каменной глыбы и имеет вид, показанный на рис. 241, С. Капители последнего периода готики сводятся к простому валу.

 

Абака

Первоначально абака имеет квадратную форму, как романская и античная. Поскольку профиль нервюр вписывается в прямоугольник, эта квадратная форма абаки хорошо согласуется с формой нервюрных пят; но как только сечение этих пят вписывается в треугольный массив (рис. 241, S), часть X становится бесполезной, — ее отбивают и квадратную форму заменяют многоугольной,  как А',  или даже простым треугольником. Это стремление привести контур абаки в соответствие с сечением нервюрных пят особенно заметно в массивных колоннах нефов.

Сравним (рис. 238) абаку t собора Парижской Богоматери с абакой t ' Реймского или Амьенского соборов. В соборе Парижской Богоматери на плоскости квадратной абаки t остаются широкие незаполненные пространства; в Реймском соборе абака t' сжимает насколько возможно контуры и поддерживаемых ею частей и тех, которые она завершает. Готическое искусство Нормандии менее гибко, в нем преобладают геометрические формы; когда нормандцы отказываются от квадратной абаки, они почти всегда заменяют ее простым круглым диском.

 

Корзинка и скульптурное убранство

Профиль корзинки, показанный на рис. 241, представляет собой простую выкружку, а скульптурная орнаментика, облекающая ее, составляется уже не из барельефов с человеческими фигурами, как в некоторых романских капителях, но исключительно из листьев.

Листья размещаются поясами: сколько рядов кладки, столько же поясов листьев. Будучи высечены до укладки, они никогда не выходят из того ряда кладки, который они покрывают; таким образом, общий прием орнаментации определяется кладкой и является ее отражением.

В романскую эпоху листья капителей копировались с рисунков восточных тканей или же воспроизводили условный контур галло-романского аканта (рис. 242, А); только одна клюнийская школа сделала некоторые попытки порвать с условностями, стараясь найти мотивы в самой природе.

Детали и видоизменения капители в готической архитектуре
Рис. 242

Обновление, начатое клюнийской школой, завершила готика. В тот момент, когда новая архитектура вступает на путь подъема, исчезают всякие влияния как азиатской орнаментики, так и римских шаблонов. Скульптор ищет сюжетов непосредственно   в   местной  природе  и  впредь  будет  руководствоваться только ею.

XII век.Рис. 242, В изображает деталь, а рис. 243, С — общий вид капители, относящейся к XII в. Чувствуется, что здесь живо схвачены очертания настоящих растений. Листья тонких резных очертаний контрастировали бы с суровым видом первых готических сооружений; поэтому скульптор XII в. обращается преимущественно к формам еще не созревшей растительности. Эти свернутые лепестки, эти сочные листья напоминают первые побеги растения. Едва распускающиеся почки обладают ясной простотой контура, вполне гармонировавшей с самой этой архитектурой. Листья водяных растений (рис. 242, В) имеют такой же характер: они приближаются по своему виду к нераспустившимся почкам.

Детали и видоизменения капители в готической архитектуре. Общий вид капители, относящейся к XII в.
Рис. 243

Начало XIII века. — Начиная с XIII в., тот контраст, которого опасались первые орнаментисты, исчезает: линии становятся стройными, формы — достаточно легкими и изящными, благодаря чему начинают допускать более сложные и менее строгие украшения.

Теперь уже больше не встречаются почки, еще реже за образец берутся листья водяных растений, но зато моделью служат распустившиеся листья крупных растений с их тонкими стебельками и изрезанными контурами; эти листья распластываются на поверхности корзинки и загибаются под  углы абаки (рис. 243, D и 244). Скульптура приобретает гибкость, невиданное ранее разнообразие деталей, что не лишает, однако, массы их четкости. С трудом можно назвать несколько зданий (например Суассонский собор), в которых один и тот же скульптурный мотив повторяется во всех колоннах. Такое холодное повторение, такое единообразие не соответствуют духу средневековья, — обычно каждая капитель имеет свой скульптурный мотив.

Постепенное изменение характера капители можно проследить по рис. 242— 244. Фрагмент В (рис. 242) и капитель С (рис. 243) относятся к концу XII в. Первый заимствован из церкви св. Жюльена Бедного, второй — из Лаонского собора. Скульптуры, изображенные на рис. 243, D и 244, такого свободного и еще правильного рисунка, датируются 1230— 1240 гг. Завиток (рис. 244) заимствован из Реймского собора, капитель D (рис. 243) — из трапезной церкви Сен-Мартэн де Шан.

Конец XIII века; последний период. — Как для декоративной скульптуры, так и для архитектуры эпохою расцвета была первая половина XIII в. За гранью этой эпохи контур утрачивает свою чистоту; убранство капители стремится выйти за пределы своих естественных рамок и все более и более выступает из-за абаки. До  этого  времени  художник  стремился  лишь  к  передаче правдивой простоты, теперь он начинает увлекаться натурализмом: он передает прихотливые изгибы ветвей, даже неправильности их роста, линия теряется в излишних подробностях, впечатление становится менее ясным, общий вид — менее монументальным.

Эта чрезмерная изысканность начинается около 1240 г. Дату ее возникновения дает нам Реймский собор: ансамбль нефа, построенного ранее 1230 г., еще свободен от этой новой изысканности; через несколько лет к нефу пристраивают две дополнительных секции, и там недостаток этот уже проявляется.

Детали и видоизменения капители в готической архитектуре
Рис. 244 - 245

В XIV в. происходит реакция против излишества в скульптурной орнаментации: ее применяют умеренно, но орнамент имеет еще более свободный характер, а нередко и лишен правильности.

XV в. стремится передать изрезанный контур чертополоха и растений с завивающимися листьями (рис. 245). В эту эпоху в убранство церковных капителей вводятся геральдические щиты, чего ранее не допускало более тонкое чутье художников. По мере того как приближается XVI в., все больше и больше отводится места гротескным изображениям — этому последнему средству искусства, уже исчерпавшего все возможности непосредственной выразительности *.

Примечание: Изображения гротеск имеют в готической декоративной пластике несравненно более широкое распространение, нежели считает Шуази. В них зачастую находит выражение сатирическая установка городской буржуазии по отношению к феодальной и церковной верхушке общества. См. Lastеуrie, Epoque gothique, t. II.

 

Особенности колонок в различные эпохи

Рис. 246 и 247 показывают последовательные видоизменения готической капители в ее простейшем применении к одной колонке. На чертеже А (XII в.) над капителью помещена квадратная абака, несущая арку, профиль которой вписывается в прямоугольный массив. На чертеже С (XIII в.) абака моделирована по профилю арки заостренно — в том случае, когда профиль вписывается в треугольный контур, и многогранно или даже округло — когда профиль арки имеет форму вала. В представляет собою нормандский вариант абаки в форме диска.

Скульптурная орнаментация также имеет три различных вида:

а) распускающиеся листья, загибающиеся под углы абаки;
б) выступающие завитки распустившихся листьев:
в) простые ветви, брошенные на поверхность корзинки.

Первый тип господствует до 1230 г., второй — от 1230 г. до 1250 г., третий — после 1250 г. Только в это время начинают смотреть на колонну, как на вертикальное продолжение арки: абаку считают бесполезной, капитель сводят к астрагалу, отмечающему ее начало, и к пучку из листьев на том месте, где должна была находиться корзина (рис. 247, D). В XIV в. часто даже уничтожают этот пучок листьев, и от капители остается один астрагал (Е). В конце XV в. полностью исчезает вся капитель (F). 

Детали и видоизменения капители в готической архитектуре
Рис. 246 - 247

Глава «Детали и видоизменения капители» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер