Готические церкви
Эпоха формирования готического искусства — это время глубокого преобразования, охватившего одновременно церковное и светское общество. В духовенстве епископы берут перевес над аббатами, в светском строе зарождается муниципальная жизнь *.
Примечание: Муниципальная жизнь в готическую эпоху, начиная именно с XII в., отмечена рядом завоеваний городами прав самоуправления («коммуны») или льгот (в так над. «городах буржуазии»); начиная с 1076 г. (коммуна Камбрэ) вплоть до XV в. готическое строительство связано с развитием этих муниципальных «свобод». Капетингскими королями за XI—XII вв. издано 236 «ордонансов», предоставлявших различные права горожанам. См. «Социальная история средневековья», под ред. Е. А, Косминского, т. И, М.-Л. 1927- 1932.
Эта двойная революция наложила свою печать на новые здания. В романскую эпоху большие церкви принадлежали аббатствам, грандиозные готические церкви — по большей части епископальные, кафедральные соборы. Романская церковь строила аббатство для потребностей культа; кафедральный собор в одно и то же время — и символ религиозных верований и городское сооружение; первые готические соборы, воздвигнутые только что добившимися свободы городскими общинами, предназначаются и для общественных собраний и для религиозных церемоний.
Отсюда проистекает смешанный характер здании, в одно и то же время и церковных и муниципальных. Иногда получает преобладание светское влияние, иногда — влияние духовенства; это чередование и поясняет всю историю последовательно сменяющихся планов.
ПЛАНЫ
Кафедральные соборы
Романская церковь была приспособлена и к роли монастыря и к роли храма, обслуживавшего паломников, которые стекались на поклонение хранившейся там святыне. Монастырю был необходим закрытый хор с длинным трансептом; для паломников достаточен был проход в боковых нефах, ведущий в крипту, а перед ней — место для ожидания, нартекс.
Готическая церковь прежде всего строится для народных масс, и поэтому здесь уже нет никаких промежуточных звеньев между улицей и святилищем; нартекс отсутствует, открыт прямой доступ в церковь, внутренность храма сводится к открытому со всех сторон залу с центральным алтарем.
Ядром романской церкви служила крипта, в готической она исчезает: реликвии выставляются открыто около алтаря; если же крипта сохраняется, как в соборах Шартра и Буржа, она превращается в подземную церковь, совершенно независимую от самого собора. Часто простые абсиды небольшого размера заменяют венец капелл, окружавших романское святилище.
Поперечный неф, предназначавшийся для монахов, утрачивает свое значение и постепенно исчезает, с тем, однако, чтобы впоследствии появиться вновь. На рис. 284 и 285 мы приводим ряд примеров, иллюстрирующих эти последовательные изменения.
Рис. 284 |
План N (Нуайон, рис. 284) относится приблизительно к 1140 г.; он заимствует у романской архитектуры продолговатый трансепт в форме поперечной ветви креста, и в нем сохраняется воспоминание о нартексе.
Лаон (рис. 285, L) имеет также крестовый план с очень длинными концами. Собор Парижской Богоматери (рис. 284, Р), начатый в 1163 г., имеет слабо выступающий трансепт; поперечный неф сохранен, но он едва выступает за очертания главного нефа.
В Бурже (рис. 284, В) поперечный неф совершенно отсутствует; церковь сводится к прямоугольному залу, который заканчивается абсидой.
Вплоть до 1200 г. в больших кафедральных соборах (планы Р и В) имеется по пяти параллельных нефов, а главные нефы имеют по два этажа. Но вскоре на верхний боковой неф начинают смотреть, как на излишество, и его упраздняют. Находят, что между боковыми нефами и центральным расположено слишком много опорных столбов; и со времени собора в Бурже верхний этаж боковых нефов уничтожается. Начиная с XIII в., число нефов ограничивается тремя; пятичастный неф остается только в святилище.
Рис. 285 |
Реймский собор, основанный в 1212 г., Амьенский собор (рис. 285, А), заложенный в 1215 г., задуманы по новому плану; начиная с этого времени, лишь очень немногие церкви сооружаются по плану с пятью нефами на всем протяжении (Трир, Кёльн, Милан). Исчезновение пятинефного плана совпадает с возобновлением плана в виде креста; но.этот план никогда не получает вновь того значения, какое он имел в романскую эпоху. Амьенский и Реймский соборы подтверждают этот возврат к освященному традицией типу. Это восстановление крестообразного плана отнюдь не представляет собой явление случайное, единичное.
Проповедь учеников Франциска Ассизского и Доминика пробудили мистицизм и сделали распространенным, как никогда, культ святых и особенно Мадонны. Это время накладывает на соборы печать символики, какой совершенно не знала даже романская эпоха. Именно в этот период линии зданий решительно устремляются к небу. Завершающая капелла, посвященная Мадонне, с каждым днем все резче отличается от остальных окружающих ее капелл.
Культу святых отвечает растущее с каждым днем число капелл: каждый род, каждая корпорация стремятся иметь свою капеллу. Сначала их располагают в галерее, идущей вокруг хора; но затем эта галерея становится недостаточной, и в середине XIII в. приходят к мысли помещать новые капеллы между контрфорсами нефа, несмотря на то, что для этого приходилось сносить старые стены.
Первыми капеллами такого типа были, по-видимому, те, что тянутся вдоль нефов собора Парижской Богоматери; они были сооружены при достройке в 1240 г. Это нововведение явилось реальным техническим прогрессом: до сих пор пространство между контрфорсами было совершенно не использовано, теперь оно включается в здание. В силу такой перестройки контрфорс оказывается внутри здания, как это было в сводчатых залах римлян и византийцев.
Ко второй половине XIII в. относится одно видоизменение в богослужении, наложившее, в свою очередь, печать на общий вид нефов: богослужение, происходившее до сих пор на глазах у верующих, с этого времени становится скрытым от них. В полугражданских церквах раннего готического периода хор оставался открытым и свободным для доступа, теперь же он закрывается наподобие монастырского хора.
А так как реакция впадает обычно в утрировку проповедуемых ею идей, то преграда у хора (jube) превращается в настоящую стену, отделяющую святилище от остального здания; единство впечатления нарушается. Первые алтарные преграды датируются серединой XIII в.; через их ажурные отверстия с трудом можно видеть торжественные религиозные обряды. Алтарная преграда между нефом и святилищем создает такую же мистическую грань, какую у византийцев создавал иконостас.
С этого времени план принимает свою окончательную форму. Каждому из покровителей церкви отводится своя капелла, а в центре алтаря устанавливается престол. В Мане капеллы абсиды похожи на церковки, сгруппировавшиеся вокруг святилища. В XIV в. в Руане (рис. 285, R), а в XV в. в Кутансе возводятся завершающие капеллы, которые представляют собою целые пристройки. В Париже, Амьене, Ажане, в период между серединой XIII в. и концом XV в., святилище преобразуется в обнесенное стенами помещение.
В соборе Парижской Богоматери эта последовательность решений отразилась наиболее четко. На рис. 286 черной линией показано первоначальное расположение, а более светлой (штрихом) — позднейшие перестройки. Справа — первоначальный план, слева — план видоизмененный. Первое добавление заключалось в том, что вдоль нефа были размещены капеллы, для чего, как мы уже говорили, были пробиты боковые стены нефа.
Рис. 286 |
Остается невыясненным, существовали ли в первоначальном плане капеллы, примыкавшие к абсиде; но вдоль нефа их, безусловно, не было. Вследствие этой перестройки фасад капелл выдался вперед, за линию щипцов трансепта. И хотя эти щипцы были построены едва пятьдесят лет назад, их снесли, чтобы выстроить новые и таким образом выровнять линию.
Это второе видоизменение, подчеркивающее крестообразный план, относится к 1257 г. Алтарная преграда возводится во второй половине XIII в., а большие капеллы, лучеобразно окружающие святилище, в начале XIV в. К этому времени собор Парижской Богоматери претерпел все изменения, которым только мог подвергнуться готический план.
Приходские церкви
Архитектура приходских церквей, подчиненных непосредственно власти епископата, идет теми же путями, что и архитектура кафедральных соборов. Здесь готическая архитектура развивается во всей своей чистоте и умеет приспособиться к скромным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чаще всего из соображений экономии приходится отказываться от сводов над нефами, и сводом перекрывают только хор. А для того, чтобы избежать необходимости передавать распор при помощи дорогостоящих аркбутанов, хор оставляют без обхода. Эти приемы просты и четки, и здание, кроме других преимуществ, обладает тем достоинством, что не представляет собою просто миниатюрное повторение собора.
Монастырские церкви
Бенедиктинские церкви. — В XIII в. монашество делится па две группы: одна из них руководствуется уставом Бенедикта, со всеми смягчениями, внесенными в него временем; вторая — конгрегации с суровой дисциплиной: цистерцианцы, францисканцы и др.*.
Примечание: Монашеские ордена имели для развития готики меньше значения, чем для развития более ранней архитектуры. Орден цистерцианцев в Бургундии, как и францисканцев в Италии, культивировал некую упрощенную готику, одинаково противостоящую и прежней роскоши феодально-монастырского стиля Клюни и развитию городской архитектуры больших соборов. См. Curman S., Cistercienserordens Byggnadskonst, Stockholm 1912.
Характер архитектуры каждой группы так же своеобразен, как и самый дух их уставов. Только бенедиктинцы, не принявшие реформы, восприняли готическое искусство со всей его изысканностью и пышностью; как и клюнийское искусство, новая архитектура своим блеском отвечала запросам ордена.
Преданность бенедиктинцев принципам готики подтверждается всеми воздвигаемыми ими памятниками. Церковь Сен-Дени, хоры церквей Сен-Жермен де Прэ, Сен-Реми в Реймсе, Сен-Жермэ, Везлэ — относятся к первым и самым замечательным произведениям готического искусства. Церкви аббатств в Сен-Лё д'Эссеран, Монтье ан Дэр, Музон, Брэн, как по плану, так и во всех деталях, — стрельчатые церкви.
Капелла, посвященная Мадонне, получает особеннее развитие в монастыре; иногда она даже строится в виде отдельного здания. В церкви Сен-Жермэ ее связывает с абсидой простой проход; в церкви Сен-Жермен де Прэ, вместо того чтобы входить в состав главной церкви, она пристроена рядом.
Церкви цистерцианцев. — Мы подходим к раскольничьим, если можно так выразиться, церквам, т. е. к церквам, принадлежащим реформированным или вновь основанным орденам. Цистерцианская реформа, проведенная Бернардом около 1100 г., являлась протестом против роскоши клюнийцев. Орден Бернарда запрещает украшения, но принимает клюнийские методы и умеет придать стилю ту суровость, которая позволяет отличить цистерцианскую церковь с первого взгляда (рис. 287, О — Обазин).
Рис. 287 |
Три нефа, абсида, часто заменяемая прямой стеной, простые квадратные капеллы, окаймляющие трансепт, — таков типичный план, приписываемый Вилларом де Гоннекур цистерцианским церквам, и таков же, за исключением небольших вариантов, план существующих церквей: Понтиньи, Сен-Мартэн в Лаоне, Обазин, Сильвакан, Отерив и др.
Церкви проповеднических орденов и пр. — Орден нищенствующих братьев, основанный Франциском Ассизским в 1208 г., также придерживается сурового стиля. Церковь в Ассизи — однонефная, без боковых галерей. Орден братьев-проповедников, основанный несколькими годами позже Домиником, рассматривает церковь как помещение для проповеди. Чтобы избежать сложности сводчатой постройки с тремя нефами, требующей применения аркбутанов, они довольствуются планом с двумя нефами, завершающимися абсидой (рис. 287, Т).
Этот двойной корабль освещается непосредственно широкими окнами (якобинские монастыри в Тулузе и Ажане, древняя якобинская церковь в Париже и т. д.). План Т относится к Тулузе. Орден тамплиеров, основание которого связано с крестовыми походами, воспроизводит круглую форму мечети в Иерусалиме, на месте храма, где находился центр их ордена *. Этот круглый план воспроизведен в церкви командорства тамплиеров в Париже.
Примечание: Тамплиеры — монашески-рыцарский орден, основанный в XI в.; вел самостоятельную крупную политику, в том числе финансовую; строительство его носило преимущественно светский, крепостной характер. Орден уничтожен в борьбе с королевским и папским феодализмом в начале XIV в.
Глава «Готические церкви» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий