Апсида готических церквей
Последовательные варианты плана. — В XII в., как правило, боковые нефы, идущие вдоль центрального, продолжаются и на закруглении хора. Если вдоль центрального нефа идет один только боковой неф, то один же неф идет и по закруглению хора; такой случай наблюдается в Нуайоне и в церкви Сен-Жермен де Прэ. Если вдоль центрального нефа идут два боковых, то оба они продолжаются на закруглении и продолжают абсиду; такой случай представляют соборы Парижа и Буржа.
В конце XII в., когда отказываются от пятинефного плана для основного корпуса здания, в хоре еще сохраняются пять нефов, благодаря чему хор приобретает более значительный и величественный вид. Так, Шартрский собор имеет две боковые галереи, начинающиеся у хора и окружающие абсиду.
Мы уже перечисляли главные комбинации, позволявшие перекрывать сводами закругляющиеся галереи. Перекрытие сводами второй галереи не обходится без осложнений; и, несмотря на гибкость конструкций на нервюрах, вторая галерея всегда имеет более или менее неуклюжий вид. Поэтому с XIII в. она исчезает; в прямой части святилища сохраняются оба боковых нефа, но на закруглении остается только один из них. Чтобы проследить его постепенное изменение, достаточно обратиться к планам, приведенным на рис. 284 и 285: в Р и В (XII в.) две боковые галереи обходят хор, в А (XIII в.) две галереи заменяются на закруглении одной.
Один из самых ранних примеров этого упрощения мы видим в церкви Сен-Реми в Реймсе; начиная же с XIII в., оно применяется повсеместно: мы встречаем его в соборах Реймса, Амьена, Тура и даже в немногих пятинефных церквах — в Труа, Кёльне и Милане.
Из семи нефов Антверпенского собора только один продолжается на закруглении абсиды. В Брэне, где абсида не имеет обхода (рис. 311), переход от широкого пространства ветвей креста к узкому пространству хора достигнут при помощи двух капелл, очень удачно поставленных наискось. Это изящное решение было повторено в рейнских областях (собор Богоматери в Трире *), в Баварии (церковь в Ксантене); подражания встречаются вплоть до Венгрии (церковь св. Елизаветы в Кашау).
Примечание: Церковь центрального типа, начата постройкой около 1242 г. и окончена около 1250 г. Образцом се французские ученые считали неоднократно упоминаемый Шуази храм в Брэне, что опровергается немецкими исследователями (см. Gаll и Сlasen). Снаружи Трирская церковь не имеет аркбутанов и вообще, хотя бы по своему центральному плану, должна рассматривался как исключение.
В первый период готического искусства стена абсиды возводилась по круглому плану; это была цилиндрическая стена, все проемы которой перекрывались перемычками сложной кладки. Этот план являлся пережитком романской архитектуры, в которой абсида перекрывалась полукуполом. Такая форма держалась еще долго после того, как вышел из употребления сферический свод, которым только и оправдывалось ее применение.
Лишь во второй трети XIII в. окончательно отказываются от круглого плана и переходят к плану многоугольному. Инициатива этого упрощения принадлежит архитектурной школе Шампании: в начале XIII в. во многих церквах Шампани абсиды уже многоугольны. В церкви Богоматери в Шалоне абсида, сохраняя круглый вид снаружи, внутри уже многоугольна, что в значительной мере избавляет от трудностей кладки перемычек и от проистекающей отсюда неустойчивости. В Реймском соборе капеллы хора, законченные около 1220 г., начаты на круглом фундаменте и закончены по многоугольному плану. В обоих этих зданиях чувствуется приближение к решению, которое кажется вполне естественным, но принято было с таким запозданием.
В английской архитектуре завершение в виде абсиды применяется редко, — центральный неф заканчивается прямой стеной с широкими цветными витражами. Это решение, простое и очень эффектное, во Франции применялось редко. Оно было использовано в Доле — вероятно, под английским влиянием. В Лаоне оно появилось после переделки основного плана, по которому абсида должна была быть полукруглой (рис. 285, L). В очень многих церквах хор расположен под значительным углом к оси нефа.
Исходя из мысли, что план церкви имеет символическое значение, не только усматривали символику в изображении креста, но даже ухитрялись находить в плане склоненную голову умирающего Христа. В действительности же это искривление плана наблюдается только в тех церквах, которые сооружались в два приема. В тех случаях, когда план не переделывался, как, например, в Реймсе и в Амьене, эта неправильность никогда не встречается; если же она имеется, ее надо рассматривать как результат плохого выравнивания оси.
Точно продолжить ось вообще не так легко. В соборе св. Петра в Риме, из-за ошибки при равнении по оси, неф чуть было не пошел вкось от святилища, как это наблюдается в большей части готических памятников. В этих церквах ось отклоняется то вправо, то влево, и ее искривление является не больше, как результатом ошибок, допущенных при разбивке плана на участке.
Рис. 312 |
Устройство верхних частей алтаря. — Рис. 312 показывает расположение святилища первых времен готики — в церкви Сен-Жермен де Прэ, окончание которой совпадает с началом работ в соборе Парижской Богоматери. Один исторический факт связывает обе эти даты: в 1163 г. папа Александр III, искавший убежища во Франции во время борьбы за инвеституру, освятил этот храм и заложил первый камень хора собора Парижской Богоматери. Левая сторона рисунка показывает здание в его первоначальном виде, правая сторона — в том виде, как оно дошло до нас.
Нервюры алтарной части здания поддерживаются радиальными аркбутанами и сходятся все в одной общей вершине, где их распор взаимно уравновешивается. При взгляде на рисунок можно судить о влиянии, которое оказывает круглая форма абсиды на кладку, устойчивость аркад и проемов.
Архивольты представляют собою кривые двойной кривизны, а замки как бы выжимаются арками наружу. Эти неудобства уменьшаются сужением секций в том месте, где начинается закругление. Вследствие сжимания секций, устои абсиды оказываются менее нагруженными, чем устои прямой части нефа; поэтому они не требуют таких больших сечений. Какова бы ни была форма и толщина обычного устоя, устои закругления всегда имеют вид цилиндрического ствола с очень небольшим диаметром.
В трифории церкви Сен-Жермен де Прэ первоначально по всей его длине шла аркатура стрельчатой формы, сохранившаяся только в первой секции; крыша же над боковым нефом и капеллами имела более крутой скат, чем современная крыша. Это изменение было произведено в течение XIII в. В то время как поднимали верхние части окон в Сансе и опускали подоконники в соборе Парижской Богоматери, в церкви Сен-Жермен де Прэ также были опущены подоконники; а это привело, как показано в правой части рис. 312, к замене стрельчатых арок трифория архитравами, какие мы видим и теперь. За исключением этой переделки, памятник сохранил свой прежний вид. Его легкие, но сдержанные формы хорошо характеризуют первоначальную стадию развития готического искусства.
Доказательства первичности плана здесь точно те же, что и в соборе Парижской Богоматери: секции в основаниях башен, — их не решились переделывать, и они сохраняют прежний рисунок трифория; базы колонок, декорирующих окна снаружи и показывающих тот уровень, от которого когда-то начиналась крыша.
Примеры, приведенные на рис. 313, дают представление об усовершенствованиях, достигнутых в XIII столетии. Один пример заимствован из церкви Богоматери в Дижоне, второй— из собора в Семюре (в Оксуа); первый относится к середине XIII в., другой — ко второй половине его.
В обоих случаях — план многоугольный; в абсиде нет больше ни аркад, ни проемов, выполненных сложной кладкой; кладка упрощена, и этим достигнута большая устойчивость.
Абсида в Дижоне (рис. 313, В) не имеет обхода: распор воспринимается непосредственно контрфорсами. Трифорий, расположение которого вдоль главного нефа оправдывается наличием бокового нефа, продолжает сохраняться здесь только в силу соблюдения традиции; он имеет вид галереи, в задней стене которой прорезаны круглые окна. Замените круглые окна трифория в Дижоне стрельчатыми проемами, и вы получите общий план абсиды без обхода, применявшийся повсюду, начиная с 1250 г.: в церкви Сен-Сюльпис де Фавьер (департамент Сены и Уазы), в церкви Сент-Аман (департамент Марны) и т. д.
Семюр (рис. 313, А) — это возврат к святилищу с кольцевой галереей. Смелость конструкции достигает здесь крайнего предела. Стволы устоев, сведенные к монолитным стержням, поддерживают на очень значительных консолях основания колонок, поднимающихся до самых сводов. Верхние же части устоев, прорезанные на двух различных уровнях обслуживающими галереями, представляют собою целые сложные сооружения.
Рис. 313 |
Чтобы достигнуть такой легкости, нужны были и чрезвычайно большой сопротивляемости камень, и исключительная уверенность в строительных приемах; прекрасная сохранность здания доказывает, что эта уверенность вполне себя оправдала. В соборе в Бовэ, по времени почти совпадающем с собором в Семюре, произошли неприятные осложнения, которые, быть может, были вызваны лишь плохим качеством материалов; можно допустить, что если бы в распоряжении архитектора в Бовэ был такой же известняк, как и в Бургундии, то его сооружение осталось бы в полной сохранности.
Глава «Готические церкви. Апсида» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий