Строительные приёмы и формы итальянского ренессанса

Мы проследили от самого начала до последнего этапа то движение возврата к античным формам, которое и представляет собой ренессанс. Мы разовьем этот обзор последовательным анализом отдельных элементов зданий.

Примечание: Сущность ренессанса заключалась вовсе не в возврате к античным формам, а в приспособлении их к новым потребностям. Наиболее существенен совершенно не затронутый Шуази вопрос о том, как архитекторы ренессанса пользовались античными формами.

 

Строительные приёмы

Стены

Итальянское средневековье, как мы уже говорили, сначала строило, а потом уже декорировало. Это отличительная черта, глубоко противоречившая практике французского средневековья, держалась в Италии как традиция, шедшая от римской античности. Рис. 380 и 381 поясняют, каким образом Италия проводила эту традицию в жизнь.

Строительные приёмы и формы  итальянского ренессанса
Рис. 380 
Строительные приёмы и формы  итальянского ренессанса
Рис. 381

А — основная кладка стены. Из нее выступают кирпичи, обеспечивающие перевязь с облицовкой стены, снаружи отделанной мраморными плитами. Таким способом возведены фасады итальянских средневековых церквей; так же строились и венецианские дворцы.

При другом способе оставляют на виду всю кирпичную кладку, образующую массив стены. В таком случае поступают так, как указано на рис. 381, В. В местах, обрамляющих проемы, оставляют гнезда, в которые, после того как произошла осадка здания, укрепляют наличники, имеющие форму S, но эти декоративные элементы не составляют единого целого с телом кладки и не имеют с ним никакой связи.

На месте Т (рис. 381), где должен помещаться декоративный  пояс,  оставляют горизонтальную  выемку,  верх которой поддерживается столбиками из кирпичей; после кладки инкрустируют пояс В, постепенно выбивая столбики.

Среди многих примеров оставшийся незаконченным дворец в Пьяченце позволяет нам проследить все фазы этих любопытных приемов. Большая часть флорентийских и сиенских дворцов облицована камнем, глыбы которого кажутся колоссальными. В большинстве случаев это только внешность: массив стены выложен из кирпича или из мелкого камня, а тесаный камень образует только облицовку, причем самая эта облицовка выполняется в два приема. Сначала выкладывают облицовку, включая разгрузочные арки и плоские перемычки над проемами, а затем уже в эти рамки вставляют наличники и оконные переплеты.

Так построены палаццо Питти, Строцци и др. Так же построен и дворец Канчеллариа (рис. 381, М). Здесь облицовка выложена из известковой породы, и в этот камень вставлены косяки и оконные рамы из мрамора.

Это обстоятельство объясняет, почему нигде наличники не связываются штрабой с остальной кладкой. Установленные таким способом наличники могли быть только прямоугольными рамами, укрепленными в проемы, форму которых они неизбежно должны были повторять.

 

Своды

Итальянцы очень поздно переняли систему готических сводов — распалубки на нервюрном каркасе. В культовых зданиях, построенных в XIV и XV вв., в соборах Флоренции и Болоньи, в Чертозе в Павии, они пытаются установить гармонию между этим типом свода и простыми формами готической архитектуры.

С наступлением ренессанса нервюрный свод был сразу оставлен; с трудом можно назвать отдельные случаи его применения, как, например, в церкви Сант-Аугустино в Риме и в соборе в Пиенце, где личный вкус папы Пия II повлиял на выбор плана и строительных приемов, заимствованных у Северной Европы.

Цилиндрические и крестовые своды. — На кружалах радиальной кладкой возводили арки и своды только там, где требовалась большая несущая способность; римское обыкновение возводить здания в виде монолитов оказало влияние на способ выполнения этих сводов: в соборе св. Петра арки, поддерживающие купол, были выложены на кружалах с кессонами, что давало одновременно и общую форму цилиндрического свода и декоративные впадины на его поверхности.

Своды, перекрывающие залы, по большей части — монастырские (рис. 382, В). Их выкладывают из кирпичей, уложенных плашмя, и, в силу традиции, живущей с античных времен до наших дней, римские каменщики возводят своды без всяких вспомогательных подмостей, даже при очень больших пролетах; посредством превосходного раствора они постепенно скрепляют кирпичи один с другим.

Строительные приёмы и формы  итальянского ренессанса. Цилиндрические и крестовые своды
Рис. 382

Получаемая таким образом оболочка в древности служила только облицовкой массива; теперешние же строители ограничиваются тем, что забучивают ее камнями неправильной формы или даже щебнем, который насыпают в пазухи свода, чем усиливают его жесткость.

Второй способ придания жесткости своду заключается в том, что на уровне пазух свода проделываются проемы в виде люнет (рис. 382, А); эти проемы, кроме того, уменьшают массу забутовки и служат нишами для окон. Но даже и тогда, когда в пазухи свода врезаются люнеты, итальянцы возводят конструкцию лишь при помощи высококачественных растворов.

Среди многих случаев применения монастырского свода с люнетами назовем Сикстинскую капеллу и большой зал в палаццо Фарнезе. Иногда довольствуются ложным сводом, т. е. оштукатуренным каркасом из деревянных кружал с подшивкой; по обычаю, идущему от эпохи Витрувия, элементы этого каркаса просто подвешиваются на веревках или железных прутьях к стропилам здания. В генуэзских дворцах можно найти множество примеров сводчатых потолков, построенных и подвешенных таким способом.

В крайнем случае довольствуются устройством перекрытий, сплетенных из длинных тростниковых прутьев наподобие корзинного плетения, на которых хорошо держится раствор; так строили в Помпеях. Таким образом, повсюду мы встречаемся с римскими традициями.

Купола. — Вслед за монастырским сводом наибольшим применением пользуется сферическая скуфья на парусах, которая также может возводиться без кружала; мы встречаем ее еще в самый ранний период ренессанса в капелле Пацци, в церкви Сан-Лоренцо и т. д.

Строительные приёмы и формы  итальянского ренессанса. Цилиндрические и крестовые своды. Купола. Флорентийский собор
Рис. 383

Баптистерии Флоренции и Кремоны, построенные до начала ренессанса, представляют интересный вариант купола: последний имеет повышенный профиль стрельчатой формы (рис. 374) и образован двумя оболочками, которые соединены отдельными связями. На рис. 383 показано, как Брунеллеско применил этот вид купола во Флорентийском соборе.

Диаметр его, достигающий 43 м, может быть сопоставлен с куполами Пантеона и св. Софии и даже превышает купол собора св. Петра. Купол, выложенный из кирпича, покоится на восьмиугольном основании без посредства парусов; он имеет стрельчатый профиль, а связи, соединяющие обе оболочки, распределены по одной на каждом углу и по две на каждой грани.

Благодаря пустотелости, свод довольно легок, а вследствие взаимной связи обеих оболочек он обладает почти такою же жесткостью, как сплошной массив: материал сосредоточен у стенок, т. е. именно там, где он работает. Самая форма повышенного профиля как нельзя более соответствовала условиям конструкции без кружал. Известно, с каким удивлением взирали современники на этот грандиозный купол, вздымающийся над пустым пространством.

Строительные приёмы и формы  итальянского ренессанса. Цилиндрические и крестовые своды. Купола. кладка радиальными рядами прерывается спиралеобразной кладкой из кирпичей, поставленных на ребро, которая проходит через всю массу купола
Рис. 384

Надо отметить необычайное расположение кирпичей (рис. 384): кладка радиальными рядами прерывается спиралеобразной кладкой из кирпичей, поставленных на ребро, которая проходит через всю массу купола. Эта особенность, по-видимому, отвечала требованиям возведения свода без кружал; вот как, по нашему мнению, можно объяснить ее.
 
Чтобы строить без кружал, приходилось руководствоваться специальными шнурами, или воробами, которые указывают одновременно и наклон рядов кладки и их толщину. Эти воробы, требующие умелого обращения, не могли быть предоставлены в распоряжение любого мастера; надо было указывать рабочим, как работать, а для этого именно и оказывались пригодными выступающие грани кирпичей, поставленных на ребро: они-то и служили указателями. Специальная группа рабочих устанавливала при помощи воробы эти направляющие грани, а рядовые каменщики заполняли кирпичами промежутки между ними. Таким образом достигались и уверенность в правильности работы и методическое распределение труда.

Купол собора св. Петра, появившийся на целое столетие позже флорентийского купола, не представляет никакого прогресса, по крайней мере в отношении конструкции.
Овальный профиль гораздо труднее было возвести без кружал, чем флорентийскую форму; поэтому свод приходилось возводить на кружалах, детали устройства которых передал нам Карло Фонтана.

Примечание: В противовес Шуази, следует отметить огромный путь в развитии архитектурного образа, проделанный итальянской архитектурой за время между куполом Брунеллеско (нач. XV  в.) и куполом Микельанджело и Джакомо делла Порта (XVI в.).

Но все же в силу римских традиций, которые постоянно были живы в Италии, были приняты тщательные меры, чтобы не вся тяжесть свода передавалась на кружала. Свод был разделен на нервюры и на заполнение (рис. 383, N). На кружала опирались лишь нервюры, а заполнение, выложенное из кирпича в елку, было выполнено уже впоследствии, не требовало особых кружал и не нагружало кружальные фермы. Такими приемами были возведены два самых больших купола современности, и они дают нам представление о тех строительных возможностях, которыми располагала эпоха Ренессанса. Прежде чем перейти к декоративным приемам, остановимся кратко на итальянских плотничьих работах.

 

Крыши

Большая часть итальянских средневековых зданий была покрыта простыми крышами; собор в Орвието, построенный в XIII в., был перекрыт крышей с открытыми стропилами. В Италии никогда не применялась очень покатая крыша, свойственная местностям со значительными снеговыми осадками. Даже в Миланском соборе, несмотря на готический характер его архитектуры, крыши имели очень слабый уклон. Такого рода крыши употреблялись на всем протяжении ренессанса.
 
Терраса, слабо защищающая от дождя, получает широкое распространение только в середине XVI в. При этом стараются сохранить ее форму, но избежать присущих ей неудобств: почти все итальянские террасы представляют собою, в сущности, крыши с малым уклоном, скрытые за балюстрадой.

Одновременно с типом двускатной крыши в больших залах муниципальных дворцов XV в. в Падуе и Виченце, а также во многих венецианских и генуэзских зданиях, встречаются цилиндрические крыши, которые французы связывают с именем Филибера Делорма; это стропильные конструкции, фермы которых сводятся к кружалам из толстых досок, сплоченных между собой.

По странному совпадению эти фермы изобретались в самые различные эпохи архитектурными школами, между которыми нельзя даже заподозрить никакой связи или взаимного подражания: Филибер Делорм, вероятно, не знал базилики в Падуе, и, конечно, падуанцы XV в. даже не предполагали, что их система принадлежит к самым старым традициям Индии.


Глава «Детали строительных приёмов и форм» раздела «Ренессанс» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)