Архитектура Ренессанса. Огюст Шуази

История готической архитектуры кончается в XV в. Это история наиболее поразительной логической последовательности в области искусства. От возникновения до последнего момента своего существования готика преследовала одну цель — облегчить массы. Она начала с того, что и в инертном теле сводов выделила рабочий каркас. Когда же завершилось развитие готической архитектуры, здание представляло собой настоящий каркас с заполнением. Пределы легкости были достигнуты, все выводы исчерпаны; надо было или остановиться на этом или ввести какой-нибудь новый принцип. Сложность достигла пределов возможного, — обновить искусство мог только возврат к простым формам.

Примечание: Шуази дает одностороннее объяснение смены архитектурных стилей. На самом деле основной причиной возникновения и быстрого расцвета зодчества Возрождения послужили развитие буржуазии в эпоху первоначального накопления и новая идеология флорентийской буржуазии конца XIV и начала XV в., сменившая собой идеологию городских ремесленников-купцов предыдущего периода и идеологию феодалов.

Ренессанс начинает именно с этого возврата к простым формам. А так как новые типы архитектуры не рождаются сразу, ренессанс заимствует основные архитектурные элементы у античности: античные ордера становятся обязательной темой новой архитектуры.

Примечание: В современном искусствознании этот вопрос решается иначе. Главное отличие архитектуры раннего ренессанса от зодчества Древнего Рима заключается в том, что архитектура ренессанса оперирует главным образом внутренними пространствами, прекрасно расчлененными и оформленными, в то время как древнеримская архитектура пластична и оформляет главным образом массивные части зданий, которые, даже в таких больших помещениях, как Пантеон в Риме, господствуют над внутренним пространством. Пространственность архитектуры ренессанса строится на достижениях готической архитектуры. Одной из лучших новейших работ по архитектуре ренессанса является книга Н . Wi11iсh и P. Zucker, Die Baukunst der Renaissance in Italien, I и II (из серии «Handbuch der Kunstwissenschaft», под ред. F. Burger и A. Brinckmann), где сопоставлены основные выводы новых исследований и приведена литература. Очень ясное и принципиальное изложение истории архитектуры ренессанса дает P. FrankI, Die Architektur der Renaissance (из серии «Aus Natur und Geisteswelt»). Cp. чисто фактический и внешний обзор — М.Фарбман, Архитектура итальянского ренессанса, Петербург 1914. Очень ценный историко-культурный материал содержит работа К. Frey, Gotik und Renaissance, 1930. Ср. I. Huizinga, Das Problem der Renaissance в его сборнике «Wege der Kulturgeschichte», 1931.

Франция, которая все еще была проникнута идеями готического искусства, сначала увидела в ордерах только декоративные мотивы более правильного стиля, и их она пытается наилучшим образом применить к постройкам еще готическим. Традиции готической конструкции затрудняют во Франции применение классических пропорций. Но в Италии, где готика так и не привилась, не знали этих препятствий: ренессанс в Италии завершился в своем развитии ранее середины XV в., во Франции он едва начинается в XVI в.


Главы раздела «Ренессанс» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г. Перевод с французского, дополнения и комментарии В.Д. Блаватского, Б.П. Денике, В.В. Павлова, А.С. Стрелкова под общей редакцией проф. А.А. Сидорова.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)