Амфитеатры, театры и цирки Древнего Рима

Надо сказать к чести эллинства, что греки никогда не знали кровавых игр, воспоминания о которых живут в римском амфитеатре. Мы едва можем назвать несколько греческих городов, которые имели бы амфитеатр; таковы Кизик, Коринф, Сиракузы, Катана, совершенно подпавшие под влияние римских нравов. В римском Египте нет ни одного амфитеатра.

 

Амфитеатры

Если судить по этрусской живописи, то бои в римских амфитеатрах ведут свое начало от погребальных обрядов Этрурии. Однако амфитеатр получает соответственное архитектурное оформление только в сравнительно позднюю эпоху. Во времена Витрувия бои гладиаторов происходили на форуме, причем эстрадой служили портики. Нет никаких доказательств глубокой древности, приписываемой так называемым этрусским амфитеатрам, например в Сутри и Ферренто, а древнейший каменный амфитеатр Статилия Тавра построен не раньше, чем за 25 лет до н. э.

Примечание: Амфитеатр Статилия Тавра был построен в 30 г. до н. э. (С. Thierry. Amphitheatrum. Dictionnaire des antiquites. Paris, 1877, I, p. 241).

Почти все амфитеатры имеют вытянутую в длину арену с выходами по обоим концам. Ось арены направляет движения бойцов и вносит известный порядок в сражение; только в этом мы видим основание, оправдывающее конструктивную сложность, с которой связана овальная форма арены.

Под аренами Колоссея (Колизей) и амфитеатров в Пуццолах и Капуе имеются подвалы, и в подземных галереях, соответствующих помещениям под сценами современных театров, сохранились еще подпятники валов для перемещения декораций. Почти повсюду имелся водопровод, позволявший затопить арену и превратить ее в бассейн для наумахий (боев гладиаторов на кораблях); Колоссей (Колизей) занимает место наумахий Нерона и мог одинаково исполнять роль как наумахий, так и амфитеатра.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами (рисунок 341), причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.

Архитектура Древнего Рима. Колизей. Разрез
Рис. 341

План составлен так, что толпа зрителей самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства, распределяется по амфитеатру, не создавая беспорядка. Аркады, равномерно распределенные по наружному периметру, открывают доступ на лестницы, из которых каждая заграждается барьером.

Толпа, скопившаяся в галереях первого яруса, естественно расходится по их окружности; когда же поднимаются барьеры, то она, не разбираясь, направляется на открывающиеся лестницы. Эти лестницы разветвляются и постепенно сужаются по мере уменьшения людского потока, принуждая его равномерно распределяться по всему обслуживаемому сектору.

На этажах под ярусами проходят галереи, служащие убежищем на случай грозы. Общая площадь этих внутренних галерей не меньше площади ярусов, так что в них могут укрыться все зрители. Амфитеатры никогда не имели другого перекрытия, кроме тента; на рисунке 342 дается изображение такого тента, восстановленного по данным, почерпнутым в Нимском амфитеатре.

Архитектура Древнего Рима. Амфитеатр в Ниме
Рис. 342

Колоссей (Колизей), вмещавший около шестидесяти тысяч зрителей, является типичным амфитеатром древности. Амфитеатры Вероны, Арля и Нима (рисунок 343, А) воспроизводят с некоторыми упрощениями его основные черты. Для размещения ярусов нередко пользовались естественной ложбиной с откосами, выравненной подсыпкой.

Ряды мест амфитеатра в Поле опирались на подмоет, а в некоторых второстепенных городах, как например в Ламбезе (Алжир), ряды мест полностью устанавливались на насыпях. В Шенневьере они расположены только по одной стороне арены.

Архитектура Древнего Рима. План типичного амфитеатра
Рис. 343

Парижская арена представляет собой сочетание амфитеатра и театра: ярусы охватывают, так же как и в Шенневьере, только половину периметра, другая же половина занята сценой, предназначенной для театрального действия. Было обращено самое тщательное внимание на отвод дождевой воды. Под маршами лестниц большинства театров имеются отверстия, сообщающиеся с канализационной сетью, устроенные для отвода отбросов человеческой толпы, скученной в стенах здания.  По-видимому, существовали также и каналы для благовонных эссенций. В Амфитеатре Полы, имевшем деревянные места, по гребню ограждающей стены проходил водопровод; он питался водами плато, расположенного над городом, и являлся надежной гарантией против опасности пожара.

 

Театры

Говоря о театрах Греции, мы уже отметили, чем они отличались от римских. Поэтому мы не будем останавливаться на деталях и ограничимся только приведением главных примеров.

Мы знакомы с театром Помпея — первым каменным театром Рима — по древнему плану Капитолия. Против сцены находился храм, господствовавший над ярусами как бы для того, чтобы подчеркнуть священный характер драматического действия.

Одним из древнейших, дошедших до нас театров является театр Марцелла, внешнее декоративное оформление которого описывалось выше (рисунок 334, А). Далее следуют театры в Помпеях, Геркулануме и Тоармине; театр Ирода Аттика в Греции, театры Сагунта и Ронды в Испании; в Африке — театры Филиппополя, Тимгада и Тебессы; во Франции — театры в Оранже, Арле, Лильбоне, Шамплие; в Азии — театры в Айзани, Лаодикее, Перге, Джераке.

Примечание: Замечание Шуази о том, что театр Марцелла древнее театров Помпеи, не соответствует действительности. Театр Марцелла был построен в 11 г. до н. э. (М. Bieber. Die Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, S. 58), а театры в Помпеях: большой — около 200 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 52), малый — около 80 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 54).

Упомянем в заключение о двойном театре, описанном Плинием: обе его половины, исполненные из дерева и стоявшие на колесах, могли соединяться по диаметру, образуя амфитеатр.

 
Цирки

На рисунке 344 изображен план римского цирка Максенция, наиболее сохранившегося до наших дней. Для уравнения шансов состязующихся последние отправляются с разных точек дуги круга, имеющей центрам точку О. Так как колесницы, постепенно обгоняющие друг друга, занимают по мере приближения к цели все более и более узкую часть ристалища, то средняя продольная стенка поставлена наискось, и свободное пространство непрерывно сужается от А к В и от В к А'.

Архитектура Древнего Рима. План римского цирка Максенция
Рис. 344

Средняя стенка цирков украшалась необычайно пышно; оттуда происходят все обелиски, возвышающиеся в наши дни на площадях Рима. Главными цирками в Риме были: Большой цирк, восходящей к временам царей; цирк Нерона — на площади, занятой теперь собором св. Петра; цирк Максенция — недалеко от Аппиевой дороги; в Константинополе — Гипподром, построенный Александром Севером и так громко прославившийся при византийских императорах; в Галлии — цирки в Оранже и в Виенне.

Мы не знаем подлинных примеров римских гимнасиев. Гимнасий, описанный Витрувием, состоял, как и в Греции, из дворов, окруженных портиком и гимнастическими залами. Самостоятельное существование таких зданий, по-видимому, прекратилось, когда термы поглотили вместе с общественными купальнями и все другие спортивные учреждения города.


Главы «Амфитеатры», «Театры» и «Цирки» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)