Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)
Зодчество Эфиопии, одно из самых монументальных и своеобразных в мире, зародилось в глубокой древности. Первые памятники строительной деятельности человека — дольмены и менгиры — в большом числе рассеяны по окрестностям Сидамо.
Между 1000 и 400 г. до н. э. в северо-восточную Африку хлынули племена из Южной Аравии, где в то время процветали Сабейское и Минейское царства. Слияние их с местными племенами тигре и амхара заложило основы культурного развития Эфиопии. Пришельцы из Аравии принесли свою письменность, религию, искусство и архитектуру. Возникали многочисленные города и села, торговые пути соединяли порты Красного моря и внутренние пункты страны. Главный город Аксум, расположенный на обширном плато, был связан с портом Адулис (ныне Зула).
Карта Аксумского царства |
Местные тотемистические верования сменялись сабейскими культами, почитанием лунного (Алмаках) и солнечного (Дзат Бадан) божества. Этим богам посвящались храмы и алтари. Руины одного из древних святилищ сохранились в Иеха (рис. 1).
Это была строгая, прямоугольная в плане постройка 15,02 x 18,66 м, типичный образец сабейской строительной техники. Кладка стен выведена из тесаного камня насухо, причем по внешней и внутренней поверхности уложены плиты высотой 22—28 см, достигающие в длину 3,1 м. Их связывают местами тычковые камни. О сабейских постройках можно сказать, что если их наполнить водой, то ни одна капля не прольется, настолько плотно пригнаны тесаные блоки. Покрытие опиралось на четыре квадратных в сечении каменных столба. Найденные фрагменты деталей из мягкого известняка — фриз с рубчатой резьбой, венчающая стеновая плита с полочкой и сухариками, алтарь для благовоний — также чисто сабейского характера. Вокруг храма стоит несколько гладких каменных с закругленной вершиной стел, соединенных с горизонтальной квадратной плитой, на которой кольцевым валиком отмечено место для жертвоприношений. Как и в Южной Аравии, детали архитектуры — фризы, алтари — заключали фигурку или голову горного козла, олицетворявшего божество Алмаках (см. рис. 1).
1. Каменный фриз; Йеха. Сабейский храм. Общий вид (реконструкция) |
2. Кладка с ростверком. Подпорная стена в Кохаито |
Африканские владения сабейцев с течением времени отпали от метрополии. Самостоятельное с I—II в. н. э. государство Аксум, господствуя на Красном море, подчинило себе Нубию и Аравию; его правители, получившие титул царей Аксума, Саба, Химьяра и т. д., чеканили собственную монету и вели морскую торговлю с дальними странами (Иран, Индия). Своего апогея политическая мощь Аксума достигла в IV в. В стране устанавливается самостоятельная, очень своеобразная культура. Складывается местный язык и письменность — гезе.
В строительном искусстве аксумиты превзошли своих учителей сабейцев. Они возводили дворцы и храмы, сооружали плотины и водохранилища, ставили монолитные мемориальные стелы и вотивные троны из тесаного камня. Рельеф стел точно воспроизводит особую технику кладки стен — вид ростверка, где ряды камня пронизаны вдоль и поперек деревянными связями. Закругленные концы поперечных связей выступают на неоштукатуренной поверхности фасада, как шляпки огромных гвоздей. Цоколи зданий, подпорные стены и облицовка водохранилищ выводились регулярной кладкой насухо из тесаного камня (рис. 2).
Древняя столица Аксум (рис. 3), ныне небольшой городок, полна воспоминаниями прошлого. Границы древнего Аксума не установлены. Величавые здания разрушены, тут и там среди современных построек выступают из-под земли массивные каменные плиты, остатки ступеней, базы колонн.
В юго-западной части города сохранились фундаменты пяти дворцовых построек с симметричным планом. Устная традиция называет по имени три из них. Самый крупный дворец — Такха Мариам площадью 85 x 120 м — имел внутренние дворы и сотни залов (рис. 4). Близ входа стояла огромная каменная статуя втрое больше натуральной величины (сохранился постамент со следами ступней). Два других дворца — Енда-Семон и Енда-Микаэль — квадратные в плане, без двора, значительно уступали первому по размерам (Енда-Микаэль — около 30 x 30 м). Для построек Аксума характерно ступенчатое очертание стен, расчлененных выступами и лопатками, раскреповка углов наподобие башен, квадратное или фигурное сечение колонн. Многоэтажные дворцы едва ли уступали в роскоши убранства аравийскому Гумдану.
Самое замечательное в Аксуме — монолитные каменные стелы, которыми усеяны древние некрополи города и его окрестностей. Сохранились лишь некоторые, не самые высокие из них, но и они поражают воображение. Стелы группируются в трех районах города. Самый значительный некрополь начинается севернее священного квартала Дабтара и тянется цепочкой к северо-востоку; другая, менее значительная группа расположена к юго-западу от города; стелы третьей немногочисленной группы сосредоточены у входа в город со стороны Адуи.
Гладкие или орнаментированные стелы достигали значительной высоты. Привлекает внимание тип стел, имитирующих облик многоэтажной башни: внизу углублена дверь, выше чередуются ярусы обрамленных деревянными связями окон и ряды кружков, передающие черты характерной кладки ростверком. Полукруглое навершие отмечено эмблемой Луны, — здесь закреплялись некогда бронзовые символические орнаменты. Стел этого типа насчитывается семь (все в первом некрополе). Но лишь одна поднимается невредимая на высоту своих 23 м. Другая вывезена в Рим и установлена перед аркой Константина. Третья, 12-ярусная 37-метровой высоты лежит разбитая на куски (рис. 5). В таком же состоянии еще три стелы. От седьмой сохранились лишь два фрагмента. Сечение этих монументов прямоугольное (основание гигантской стелы 2,35 x 3,84 м). Они устанавливались на каменную плиту со ступенями; у их подножия размещался жертвенный алтарь. Главные стелы высились на широких террасах, обрез которых укреплялся кладкой из тесаного известняка.
Обелиски Древнего Египта далеко уступают по высоте стелам Аксума.
5. Аксум. Гигантская стела (реконструкция) | 6. Аксум. Церковь Абба Панталеона. Каменная решетка окна |
На восточном краю города, у подножия холма Бьет Гиоргис, выделен кольцом ограды священный округ, посреди которого стоял некогда языческий храм. Внутри ограды близ входа четкой линией выстроились троны судей, а несколько далее — царский и епископский троны. Всего их здесь было 15. Вытесанные из плит известняка, они подняты на постаментах со ступенями. Каждый из этих памятников содержал перечень побед того или иного правителя, отмеченных высеченными в камне надписями. После особенно значительных побед цари посвящали трон божеству. Некоторые были накрыты балдахинами на каменных столбах (см. рис. 4). К юго-востоку от города, вдоль дороги на Адую, стоят остатки других десяти тронов.
В 40-х годах IV в., намного раньше, чем в императорском Риме, Аксум принял в качестве государственной религии христианство. Языческие храмы разрушали и воздвигали над ними церкви. Так появился среди священной ограды Аксума собор Марии Сионской. В современном виде это — трехнефная базилика XVII в., но первоначально постройка была, по-видимому, пятинефной. Собор высится на древней платформе; от старого здания найдены фрагменты резного по камню растительного орнамента и зооморфных водосливов. В окна церкви были вставлены каменные решетки (остатки подобной решетки с рисунком креста сохранились в окне церкви Абба Панталеона близ Аксума; рис. 6).
В северном конце города, у подножия холма, высечена в скале цистерна, куда собиралась дождевая вода со склонов. Этот водоем обеспечивал город водой.
В труднодоступных местах, на островах озера Тана и на скальных возвышенностях возникали монастыри.
Монастырь Дебра Дамо лежит на одиноком обрывистом плато, куда можно подняться только по веревке. Благодаря этому и сохранился интереснейший памятник раннего средневековья — монастырская церковь (рис. 7 и 8). Постройка находится в западной части плато, по которому рассеяны кельи монахов, жилище настоятеля, школа и выбитые в скале цистерны.
7. Дебра Дамо. Монастырская церковь. Внутренняя стена нартекса; продольный и поперечный разрезы |
8. Дебра Дамо. Монастырская церковь: резные филенки потолка |
Конструкции церкви роднят архитектуру Дебра Дамо с древним зодчеством Аксума. Стены, сложенные беспорядочно из мелкого рваного камня на глине, укреплены через 50—60 см внутри и снаружи продольными деревянными связями, составляющими вместе с поперечными ригелями кладку-ростверк. Закругленные концы ригелей выступают примерно через полметра. Эта деталь получила в литературе образное название «обезьяньих голов». Коробки дверных и оконных проемов также образуют клетку с ригелями, дополняемую по оси стены более узкой рамой. Двери вращаются на шипах, укрепленных в гнездах порога или специального бруса позади порога. Части нехитрой конструкции — обвязка, снабженная простейшим орнаментом (насечкой и валиком), незатейливые козырьки с имитацией сухариков, выпуклые головки ригелей, напоминающие шляпки огромных гвоздей,— сообщают архитектуре пластичность и скульптурную выразительность. Углы здания сложены из тесаных плит, фундамент из дикого камня заложен на глубину около 1,5 м (вплоть до скального основания).
Если мысленно отбросить пристроенные с востока и севера явно более поздние части, то мы получим здание с четким планом, где ясно читаются нартекс, трехнефный зал с двумя рядами квадратных в сечении каменных столбов и на востоке прямоугольное алтарное помещение с двумя приделами по сторонам. Принцип такой планировки с разбивкой алтарной части на три прямоугольные камеры тот же, что в христианских церквах сасанидского Ирана. Выделенная в западной части лестница вела на хоры, связанные с помещениями 2-го этажа над алтарной частью. Двойному парадному входу отвечает такая же дверь среднего нефа. По обеим сторонам входа на фасад выходили оконца с вырезанными из дерева парными арочками, разделенными импостом. Алтарное помещение открывается в зал деревянной, слегка подковообразной аркой. Каменные столбы зала несут деревянные архитравы и фриз, разделенный стойками и ригелями на квадратные кассеты с несложным орнаментом. Архитектура Аксума не знала конструктивных арок и сводов, но они имитировались из дерева; потолок среднего нефа, подшитый к деревянным стропилам, опирается на деревянные арки. Земляная кровля слегка наклонена на два ската.
Композиция здания проста и ясна, детали целесообразны, архитектура в целом глубоко самобытна. Самое замечательное в церкви — деревянный потолок нартекса, разбитый на резные кассеты с геометрическим и растительным узором, изображениями зверей и птиц в геральдической трактовке. В рисунке и тематике резьбы заметны коптское влияние, связи с кругом античных и древневосточных (особенно сасанидских) представлений.
Ветхая церковь в Асмаре, несмотря на позднейшие дополнения и разрушения алтарной части, планом, размерами и конструкциями напоминает церковь Дебра Дамо. Но колонны зала — круглые в сечении (единственный известный образец в архитектуре Аксума); они стоят в два ряда по шести так тесно, что интерколумний равен всего полутора диаметрам, капители заменяют деревянные подушки. Оштукатуренная верхняя часть стен над проемами была покрыта живописью на библейские темы, а над вестибюлем переброшена арка с остатками росписи красно-желтых тонов, изображавшей заключенные в круг фигуры животных. Деревянные капители несущих арку пилястр имеют вид широких консолей с резьбой растительного узора, близкого по стилю к некоторым филенкам потолка в Дебра Дамо (рис. 9).
9. Асмара. Старая церковь. Деревянная капитель пилястры и деталь южной стены |
Эти два памятника могут быть отнесены по стилистическим данным к VI—VII вв. Устная традиция связывает церковь Дебра Дамо с именем одного из последних аксумских царей — Калеба. В позднем Аксуме появились и скальные церкви, которыми впоследствии прославилась Лалибела. Тому же Калебу приписываются две церкви в районе Билбала. Две другие — Йекка Микаэль и Адад Мариам — находятся к югу от Аддис-Абебы.
Имя Калеба упоминается также в связи с одной из руин Аксума. На западной окраине города видны остатки двух стоящих на платформе базиликальных святилищ, под которыми были укрыты склепы с саркофагами. Симметричный и величавый ансамбль составлял некогда лишь входную часть, как бы пропилеи, какого-то огромного комплекса. В народе эти руины известны под названием гробницы Калеба и Габра Маскаль.
После Калеба начался упадок Аксума. Первый удар был нанесен сасанидом Хосровом, отторгнувшим южную Аравию. Губительными были распространение ислама и захват Египта и Судана арабами, вызвавшие изоляцию Аксума. Пути в Индию были перекрыты. Политическая и экономическая слабость государства вызвала его внутренний распад. Еще не ясны обстоятельства, при которых были разрушены дворцы и храмы Аксума, казалось бы, построенные на века. Но даже остатки некогда мощных и своеобразных сооружений заставляют преклоняться перед своеобразием мышления и мастерством аксумских зодчих.
Глава «Архитектура Эфиопии (Аксумское царство)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: В.Л. Воронина; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Добавить комментарий