Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332—30 гг. до н. э.)
В 332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».
В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.
Большое строительство велось в Египте и после смерти Александра, при его преемниках — царях македонской династии Птолемеях.
Стремясь к укреплению своей власти на покоренной территории, Птолемеи (323—30 гг. до н. э.) всемерно поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. В архитектуре этих храмов возрождались традиции древнего искусства Египта.
Наиболее прославленный храм эллинистического Египта — храм Гора в Эдфу (рис. 119).
Строительство храма было начато в 237 г. до н. э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора — пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни — расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Сооружение основной части храма — святилища и гипостильного зала — закончилось при Птолемее IV в 212 г. до н. э. Дальнейшее строительство было временно прекращено, и до 147 г. до н. э. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями, покрывшими все его наружные и внутренние стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. до н. э. Его преемники, Птолемеи X, XI и XII, окружили храм внешней стеной, закрыв при этом его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, закончились последние отделочные работы. Несмотря на долгий срок строительства, храм Гора обладает цельностью композиции.
Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м при ширине 76 м. Боковые стены пилона слегка наклонны, что еще сильнее подчеркивает устойчивость и массивность сооружения. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, соединенных друг с другом широким карнизом, проходящим над входом. В центре карниза помещен солнечный диск, фланкированный с двух сторон изображениями змей. Справа и слева от входа находятся по две прямоугольных в сечении ниши со специальными креплениями для мачт и флагов. Рельефы, покрывающие всю поверхность пилона, расположены симметрично, причем рельефы правой башни повторяют рельефы левой. В нижнем ряду обеих башен изображены фараон Птолемей XIII, занесший меч над поверженными врагами, бог Гор и богиня Гатор. Над ними помещены сцены приношения даров. Рельефы храма Гора, подобно древнеегипетским рельефам, сохраняют разномасштабность. Фигуры фараонов и богов во много раз превосходят по величине все остальные персонажи.
Уже со времени Нового царства поверхность пилонов покрывалась гигантского размера композициями, выполненными в технике углубленного рельефа. В эпоху эллинизма эти рельефы приобретают еще большую сочность, контуры становятся глубже и, тем самым, усиливается пластичность. Этой особенностью отличаются все эллинистические рельефы. Пластичность поражает нас в композициях храма Гора в Эдфу и в особенности в прекрасном храме Исиды на острове Филе.
За пилоном тянется двор, обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 32 колонн (рис. 120). Колонны эти не были одинаковы по своему внешнему виду. Почти все капители колонн двора храма в Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных, симметричных половинах двора. В глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя самого бога Гора в образе величественного сокола.
За двором расположен входной зал, архитектуре которого было уделено особое внимание. По сравнению с храмами Нового царства во входном зале храма Гора увеличилось число рядов колонн. Вместо обычных для предшествующего периода одного - двух рядов колонн здесь их три ряда. Выходящий во двор фасад входного зала разработан очень богато. Он трактован как пилон, на оси которого находится вход в зал. Стены пилона, имеющие боковой наклон, обведены тонким валиком. 18 колонн входного зала имеют гладкие круглые стволы и капители в виде открытой чашечки цветка.
На противоположной входу стене входного зала создан путем незначительного утолщения стены декоративный пилон. За расположенным в центре пилона входом находится гипостильный зал. Этот зал гораздо скромнее предшествующего ему входного зала. У него всего 12 колонн, более низких, чем колонны входного и переднего залов; колонны размещены в три ряда. Как входной зал, так и гипостильный освещались верхним светом через отверстие в крыше.
Проход, расположенный в центре гипостильного зала, вел в святилище (рис. 121). Оно состояло из центрального прямоугольного в плане помещения и окружавших его с трех сторон небольших комнат, служивших святилищами дружественным Гору богам. Возле задней стены центрального помещения стоит высеченный из темно-серого базальта наос со статуей божества. Крышу наоса увеличивала небольшая пирамидка.
Различные архитектурные формы, утратив свое первоначальное значение, получили в храме эллинистического Египта чисто декоративное применение.
Наиболее характерная особенность храма Гора в Эдфу, отличающая его от храмов Нового царства, — наличие стены, возведенной вокруг храма параллельно стене, окружающей помещения входного и гипостильного залов и святилища. Вторая стена скрывала от посетителей рельефы, расположенные на наружной стене храма, и делала храм еще более недоступным для большинства посетителей.
Храм Гора в Эдфу известен очень важной надписью, высеченной на внутренней стороне ограды храма. В ней сообщается, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую сочинил жрец Имхотеп Великий — «Великий сын бога Пта». Эта надпись свидетельствует о том, что существовали, как полагают, специальные письменные руководства для зодчих, передаваемые из поколения в поколение. Изучая эти руководства, мастер осваивал основные традиции и принципы египетского искусства. Характерно при этом, что подобные правила писались, в большинстве случаев, в эпоху эллинизма, т. е. в то позднее время, когда многие традиции уже забылись и мастеру требовалось постоянно обращаться к их изучению.
122. Дендера. Храм Гатор. Фасад входного зала (реконструкция), фрагмент потолка интерьера входного зала, план: а — входной зал; б — гипостильный зал; в — святилище | |
123. Дендера. Храм Гатор. Венчающий карниз фасада, орнаментация ствола колонны входного зала |
Искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.—I в. н э.; рис. 122).
В основу храма Гатор, как явствует из строительной надписи, высеченной на стене храма, положен храм Хеопса.
Хотя строительство храма велось очень долго, он остался незавершенным: двор и пилон не были построены. Входной зал храма имеет 24 колонны, увенчанные капителями с изображением головы Гатор. Гаторическая капитель ведет свое происхождение от архитектуры Среднего царства. От этого времени сохранились пилястры, увенчанные изображением женской головы с ушами коровы. В Новом царстве, в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, были применены колонны, на капителях которых с двух противоположных сторон была высечена голова Гатор. Гаторические капители в Дендере украшены головой Гатор с четырех сторон, что придает им законченный вид. Голову богини венчает музыкальный инструмент — систр; богиня Гатор считалась покровительницей музыки и игры на систре.
Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров — мягкие и плавные (рис. 123).
К входному залу примыкает гипостильный зал, колонны которого украшены пальмовидными, лотосовидными и гаторическими капителями. За гипостильным залом размещаются святилище богини и молельни.
Крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий: сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой.
Храм Гатор в Дендере — одно из самых замечательных сооружений эллинистического Египта, получившее широкую известность.
Важное место в архитектуре эллинистического Египта занимает храм в Ком-Омбо, строительство которого было осуществлено во II и I вв. до н. э. (рис. 124). Его особенность заключается в совмещении в одном храме двух культов, в соответствии с чем храм разделен на две параллельные части: южная (правая) часть посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) — богу Гору. Каждому культу соответствует свое святилище, к которому ведет проход от двух входов, расположенных на главном портале храма. В результате вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет два параллельных прохода, расположенных по сторонам от нее.
Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу передний двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину. Середину двора занимал алтарь.
Высокий входной зал имеет три ряда колонн с богато украшенными капителями. Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями (рис. 125). Как и другие помещения, входной зал имеет два входных портала; на оси фасада стоит колонна.
Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом поперечном ряду. Средние пролеты между колоннами, соответствующие каждому из входов, подобно тому, как это имело место в храмах с одним входом, шире крайних. За гипостильным залом следуют три неглубоких зала и, наконец, два стоящих рядом святилища, вокруг которых расположены небольшие помещения.
Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, возросло здесь по сравнению с храмом в Эдфу.
Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; в них заметны черты эллинистической архитектуры (рис. 126).
Храм в Эснэ, посвященный богу Хнуму, который изображался с бараньей головой, был построен в птолемеевское время (рис. 127). На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филопатора, II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размерами 3 x 15 м) с проемом в середине; на фасаде шесть колонн поддерживают архитрав с обычным египетским карнизом.
Входной зал с 24 колоннами, богато украшенными капителями, занимает площадь 16,5 x 38 м. Колонны достигают высоты в 11,3 м.
Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересный элемент архитектуры храма — сложные капители, похожие на капители храма в Ком-Омбо.
Появление новых принципов в зодчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Очень разнообразные по своему оформлению капители значительно отличаются от капителей Древнего Египта. В эллинистической архитектуре сохраняются все типы ранних капителей — папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные, но формы их все более усложняются. Разные типы сливаются между собой, комбинируются в различных сочетаниях. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образуют пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминавшие прежде гигантские венчики колокольчика, теперь расчленяются пучками бутонов и листьев. Богатство капителей еще более подчеркивается пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета умело используются и создают гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.
127. Эснэ. Храм Хнума. Фрагмент фасада храма, рельеф на стенке между колоннами входного зала, капители колонн входного зала | 128. Остров Филе. Общий вид, пилон храма Исиды, композитная капитель, план «Дома рождения», киоск |
Наиболее прославленный памятник эллинистического Египта — храм Исиды на острове Филе (южная граница Египта; рис. 128). В яркой зелени пальмовой рощи, окруженное водами великой реки, стоит прекрасное здание, сложенное из точно пригнанных каменных квадров и украшенное стройными колоннами с резными капителями, нависающими карнизами и сочными, живописными рельефами. Необычайной красотой отличаются рельефы на пилонах храма Исиды, в особенности фигуры самой богини на внутренних плоскостях пилонов, обращенных во двор. Эти изысканные, полные грации фигуры свидетельствуют о позднем этапе развития искусства, проникнутом большой утонченностью, и в то же время они несут в себе традиции древнего искусства, но по-новому осмысленные.
За пилонами располагается двор. По сторонам его размещаются самостоятельные постройки, среди которых слева от входа находится «Дом рождения» Исиды — изящное помещение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен. Перед большим пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, обусловленная изгибом реки. Некоторые части комплекса симметричны и имеют правильную форму, общая компоновка их живописна.
Остров Филе играл в эллинистическом римском Египте ту же роль, которую в свое время играл Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на: этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Помимо основного комплекса — храма Исиды — представляют интерес незаконченная часовня, построенная императором Августом, и ряд малых храмов.
Глава «Архитектура Египта. Архитектура эллинистического периода (332—30 гг. до н. э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Комментарии
MadisonSnalk
Втр, 09/20/2022 - 07:50
Permalink
Размещение текстов, заметок, релизов в социальных закладках
Добавить комментарий