Архитектура Древнего Египта. Додинастический период (V—IV тысячелетия до н.э.)
Первым жилищем человеку периода палеолита служили ямы и пещеры; кроме того, сооружались навесы и шатры, сделанные из натянутых на шесты шкур. Из тростника плели циновки и строили простые загородки, перекрытые сверху тоже плетенками. В начертаниях иероглифов сохранился облик этих древнейших жилищ (рис. 2). Стены их были прямые, перекрытие слегка покатое, с закругленными краями. Невысокий проем в стене служил дверью.
Вера в загробную жизнь и представление о том, что человек и после смерти продолжает вести жизнь, подобную земной, способствовали тому, что могилы делали в форме жилищ.
Древнейшими погребениями служили ямы, в которые клали завернутые в шкуры или циновки тела умерших. Рядом с ними ставили сосуды, клали оружие, насыпали зерно. Поздненеолитические поселения лучше всего сохранились в Хелуане, Фаюме, Меримде Бени-Саламе.
Меримде Бени-Салам расположен в северо-западной части дельты, в 40 км от Каира. Площадь этого поселения охватывает территорию около 300 тыс. м2. Оно состояло из двух улиц, разделенных на кварталы протяженностью около 100 м. Каждый квартал включал приблизительно 13 жилищ. Жилища в плане были овальными; сооружались они из кирпича, приготовленного ручным способом и высушенного на солнце (рис. 3). Полы были глинобитные. В пол для собирания влаги обычно заделывали глиняный сосуд; вход устраивали на некотором возвышении от пола. Крышей служила циновка из тростника.
Помимо строений из глины и кирпича-сырца в это время возводились также постройки из тростника и дерева. Стены сооружались из щитов, сплетенных из ветвей и обмазанных глиной. Вход, вероятно, завешивался циновкой. Очаг устраивался около хижины.
В Фаюме сохранились большие зернохранилища, устроенные за пределами поселений; зерно, очевидно, было собственностью всей общины. Рядом с зерновыми корзинами, вкопанными в землю, располагались неглубокие круглые тока диаметром 4 м.
Поселения времени энеолита (медно-каменного века) в Египте были обнаружены на большой территории. Особенно характерны памятники, открытые в Бадари, в Верхнем Египте. Население Бадари вело оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и выращивало ячмень и полбу. Большого развития достигло ремесло: здесь умели полировать твердые породы камня, делали каменные топоры, тесла и наконечники стрел. Из слоновой кости вырезали гребни, ложки, амулеты. Из глины делали правильной формы сосуды, покрытые белой росписью. Наряду с геометрическими узорами изображали животных, сцены охоты.
2. Саккара. Иероглифы в виде древнейших жилищ |
3. Меримде Бени-Салам. Неолитическое жилище |
4. Глиняная модель жилого дома из эль-Амры |
5. Иераконполь. Роспись на гробнице. Додинастический период |
6. «Плита фараона Нармера». Шифер (высота 64 см). I династия. (Музей в Каире) |
О жилищах времени энеолита можно судить по глиняной модели дома для души умершего (по представлению древних египтян, душа после смерти человека нуждалась в жилище), найденной в могиле в эль-Амре (рис. 4). Постройка имела в плане прямоугольную форму и к основанию расширялась таким образом, что стены получали легкий наклон, придававший им большую прочность. Дверной проем, по-видимому, завешивали циновкой, которая наматывалась на деревянный вал. Этот вал как декоративный мотив сохранился и в каменной архитектуре последующего периода. На модели из эль-Амры видны деревянные брусья, перекрывающие оконные и дверные проемы. Крыши на модели из эль-Амры нет, но на основании других изображений известно, что она была плоской.
В Иераконполе была открыта гробница вождя, представлявшая собой прямоугольное в плане подземное помещение размерами 2 x 4,5 м при высоте в 1,5 м. Внутри стены гробницы обложены кирпичом и обмазаны глиной. В центре северной стены имеется выступ, делящий помещение на две части. Передняя стена выступа и южная стена гробницы были покрыты росписью, выполненной белой, черной, желтой и красной краской (рис. 5). Сюжеты росписей разнообразны: культовые обряды, охота, военные сцены. Фигуры свободно расположены на поверхности стены. Изображения людей и животных обобщены, причем различные части одной и той же фигуры переданы с разных точек зрения: голова и ноги сбоку, плечи и глаза спереди. Незнакомый с законами перспективы художник при изображении объемной фигуры на плоскости прибегает к условной передаче человеческого тела — прием, сохранившийся в египетском искусстве на всем протяжении его развития.
Сюжеты росписей Иераконполя свидетельствуют о борьбе отдельных общин друг с другом.
В связи с разложением в период энеолита родовой общины и частыми междоусобными войнами за овладение отдельными земельными участками возникла необходимость в укреплении поселений. Найденные в погребениях вырезанные из кости модели строений и рисунки этого времени свидетельствуют о наличии построек в виде высоких, суживающихся кверху сторожевых башен с круглой платформой наверху, обнесенной зубчатым парапетом. Подъем на башню был возможен только при помощи приставной лестницы.
Борьба между общинами приводила к тому, что сильные общины подавляли более слабые и включали их в состав своей территории.
Процессу объединения страны способствовал и характер земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Большие строительные работы по сооружению дамб и каналов могли осуществляться только при объединении усилий всей страны.
В результате длительной борьбы в долине Нила образовались два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта. В конце четвертого тысячелетия до н. э. царь Верхнего Египта Нармер покорил царя Нижнего Египта и создал единое централизованное государство. В ознаменование одержанной победы был создан памятник «Плита фараона Нармера» (рис. 6), на обеих сторонах которого изображены различные эпизоды борьбы между Югом и Севером.
Глава «Архитектура Египта. Архитектура додинастического периода (V—IV тысячелетия до н.э.)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Авторы: Н.Д. Флиттнер, С.И. Ходжаш; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
Комментарии
Елизавета
Сб, 07/03/2021 - 23:45
Permalink
Почему не сказано, кто
Добавить комментарий