Архитектура Мидии

Глава «Архитектура Мидии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: И.Ф. Бородина; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Северном Иране появились ираноязычные племена, которые в IX в. до н. э. под названием мидян упоминаются в ассирийских надписях. С начала I тысячелетия часть племен начинает оседать в районах к востоку от гор Загра. В VIII в. до н. э. один из вождей Дейок объединил племена в союз, но Мидия и после этого представляла собой множество мелких территорий во главе с царьками. В VIII в. до н. э. она была покорена Ассирией, но в начале VII в. до н.э. обрела свободу, а в правление Киаксара (625—585 гг. до н. э.) превратилась в рабовладельческое государство со столицей Экбатаны (ныне Хамадан). В 615—605 гг. до н. э. Мидия уничтожила Ассирию, покорила Ману, Урарту, персидские племена, населявшие южную часть Ирана. Но она была рыхлым конгломератом различных областей и племен, в котором племенная аристократия всячески препятствовала централизации власти.

В 553 г. до н. э. персы, во главе с царем Киром II (558—529 гг.) из рода Ахеменидов, подняли восстание, закончившееся в 550 г. до н. э. полной их победой. Мидия подчинилась образовавшемуся государству с правящей династией Ахеменидов.

Из сооружений Мидии до наших дней сохранились лишь гробницы, вырубленные в скалах, по которым представляется возможным судить и о жилых постройках того времени.

Карта Мидии и ахеменидского Ирана
Карта Мидии и ахеменидского Ирана

К сожалению, мидийских городов, в частности Экбатан, не коснулись еще археологические раскопки. Поэтому сведения о характере городов и гражданской архитектуре приходится черпать из исторических источников и изображений на ассирийских рельефах. И все же этот немногочисленный материал дает возможность составить представление об основных типах сооружений Мидии — оборонительных, жилых и культовых, о градостроительстве, о материалах и конструкциях. В жилой архитектуре преимущественно использовались сырцовый кирпич и дерево, которым страна была богата; широко применялись деревянные перекрытия на колоннах; очевидно, в декор дворцов вводился цвет. В крепостных сооружениях большую роль играл камень.

Из письменных источников известно, что мидийцы жили в хорошо укрепленных населенных пунктах, где при дворцах и жилых домах имелись хозяйственные постройки — амбары для хранения зерна и корма для скота, конюшни и загоны для лошадей. В поселениях было множество садов и виноградников, которые искусственно орошались с помощью канав, подводивших воду из больших каналов.

В летописях Саргона содержится восторженное описание таких городов, окруженных одной или двойными стенами с башнями и глубоким рвом перед ними, с казематами внутри. Толщина стен достигала 7—8 м, а высота 20—25 м.

Общее представление о характере укреплений дают ассирийские рельефы из Хорсабада с изображением взятия двух мидийских крепостей. Укрепления состояли из нескольких концентрических поясов стен с расположенными через равные промежутки высокими прямоугольными выступами-башнями. И стены, и башни завершались зубцами и имели ярусы бойниц.

Изображения на ассирийских рельефах: а — Крепость Кишессу, VII в. до н. э.; б — город Хархар
1. Изображения на ассирийских рельефах: а — Крепость Кишессу, VII в. до н. э.; б — город Хархар

Одна из изображенных крепостей — Кишессу (рис. 1, а) была взята Мидией у Ассирии в 680 г. до н. э. Крепость окружена тройными стенами с башнями, имела хорошо укрепленные въездные ворота с полуциркульными проемами; такой же формы ворота были и во внутренних стенах. Перед крепостью располагался пригород и несколько башнеподобных домов.

На другом изображении — город Хархар (рис. 1, б). Он стоял у реки выше прибрежной полосы на платформе и имел одну крепостную стену. Внутри города на холме расположены дома, сады и какая-то крупная постройка с пилястрами на фасаде. К склону холма примыкала терраса из каменных блоков с большим храмом или дворцом наверху.

Столица Мидии — Экбатаны — была расположена в плодородной долине, где сходились дороги из Вавилонии и районов восточного Ирана. Описания города, имеющиеся у Геродота и Полибия, разноречивы. По свидетельству первого, Экбатаны окружали семь постепенно повышающихся стен. Зубцы пяти стен были окрашены в белый, черный, пурпурный, голубой, оранжевый цвет, а двух — покрыты серебром и золотом. Геродот отождествил с Экбатанами иранскую легенду о мифическом городе. По описанию Полибия Экбатаны не были целиком окружены стенами, а имели сильно укрепленную цитадель, под защитой которой находились расположенные ниже ее дворцы (площадь их достигала 1 км в окружности).

В рабовладельческой Мидийской державе было развито и монументальное гражданское строительство. Дворцы Экбатаны, обширные и роскошные, возводились в основном из дерева. Они имели высокие колонны и перекрытия из кипариса и кедра, которые украшались серебряными и золотыми пластинами. О характере жилых построек дают представление сохранившиеся скальные гробницы Мидии. Они воспроизводят тип жилого дома с крытой террасой вдоль всего фасада. Вероятно, дома строились из сырцового кирпича, а перекрытие и колонны террасы-портика были деревянными. Подобные жилые дома сохраняются до настоящего времени в селениях Ирана и других странах Среднего Востока. Кроме того, строились дома, очевидно, загородного типа в виде высоких квадратных в плане башен (они видны на изображении крепости Кишессу, см. рис. 1). Дома служили, как считает Херцфельд, образцом для подобного вида гробниц. Они строились из лёссовых блоков, 2—3-этажными, с очень пологой четырехскатной кровлей, деревянными наличниками окон и дверей.

Сакавенд. Гробница. Поперечный разрез, общий вид
2. Сакавенд. Гробница. Поперечный разрез, общий вид
Гробницы: а — Фахрика, VII в. до н. э.; план, разрез, фасад; б — Сехне; план, разрез, фасад
3. Гробницы: а — Фахрика, VII в. до н. э.; план, разрез, фасад; б — Сехне; план, разрез, фасад

От зодчества Мидии сохранились лишь гробницы, высеченные в скалах. Они обнаружены в нескольких местах. Самые ранние, как считает И.М. Дьяконов, находятся около Сакавенда к югу от Кирманшаха (рис. 2). Они представляют собой простые прямоугольные ниши, вырубленные в скале, над одной из них находится рельефное изображение большой и малой человеческих фигур по сторонам двух алтарей.

Остальные усыпальницы, повторяя тип жилого дома, состоят из портика на фасаде и расположенных за ним одного или нескольких помещений. Самая северная гробница — Фахрика — находится южнее озера Урмия на территории древней Маны и датируется И.М. Дьяконовым не ранее VII в. до н. э. (рис. 3). В отличие от других в ней у внутреннего помещения нет фасадной стены. Портик превращен в большой вестибюль, который имеет две колонны в фасадной части и еще две в глубине, отделяющие его от погребальной камеры. В полу вырублены три углубления для захоронений, раньше закрытые каменными плитами. Колонны массивные типа дорических, форма капителей плохо читается из-за разрушения камня.

Очень близкий по внешнему виду фасад имеет гробница Сехне между Кирманшахом и Хамаданом. По верху внутренних стен двухколонного портика шириной 6 м и глубиной 1,5 м протянут двойной антаблемент, воспроизводящий деревянное перекрытие. Над дверью, расположенной в середине торцовой стены и ведущей внутрь гробницы, находится рельефное изображение крылатого солнечного диска, широко распространенное на Древнем Востоке.

От остальных подобных гробниц эта отличается сложной внутренней планировкой. За входом расположена небольшая камера с нишами по бокам, в которых устроено по погребальному углублению, а в средней части — лестница, ведущая вниз к двери в главную погребальную камеру с одним захоронением.

Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход
4. Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид 5. Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход, фасад, план, деталь потолка
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Фасад, план, деталь потолка

Наиболее монументальная из гробниц — Дукан-и-Дауд близ Сарпула (по дороге из Хамадана в Вавилонию) построена, по предположению И.М. Дьяконова, после 612 г. до н. э. для Астиага — последнего правителя Мидии (рис. 4). Высоко на искусственно сглаженной поверхности скалы вырублен глубокий портик; раньше он был с двумя колоннами, от которых сохранились только остатки баз и капителей. Обрамление портика имитирует деревянную обшивку из трех балок. Дверь в середине задней стены ведет в просторную камеру с одним погребением. На сглаженной поверхности скалы ниже портика изображена фигура человека в эламской одежде, но в иранском головном уборе и с пучком священных веток в руке — реквизитом иранского культа.

Кроме Дукан-и-Дауд найдены еще две поздние скальные мидийские гробницы, построенные на бывшей ассирийской территории после 612 г. в долине Шехризора у деревни Сурдаш, недалеко от г. Сулеймания — Кызкапан и Курх-у-Кич. Первая, как и Дукан-и-Дауд, царская, очевидно могила Киаксара. У нее глубокий портик, в котором колонны стоят не свободно, а только на 3/4 выступают из плоскости торцовой стены. Сзади портика находятся три маленькие камеры с погребениями (рис. 5). Потолок портика тщательно имитирует в резном камне деревянное перекрытие. По три круглых балки, расположенных под прямым углом к торцовой стене, «опираются» через небольшую подбалку на колонны, на них «уложен» в продольном направлении настил из более тонких балок. Овальный карниз завершает стены. По этим изображениям с документальной точностью восстанавливается характер перекрытий жилых домов. На стенах между капителями колонн высечены три рельефных диска с четырехкрылой фигурой, полумесяцем, фигурой женщины и сложной 16-конечной звездой. Кроме того, над дверью находится рельефное изображение двух мужчин, одетых в мидийские одежды и стоящих по бокам алтаря огня. По стилю и технике изображение перекликается с рельефом из гробницы Дукан-и-Дауд и, несомненно, относится к предахеменидскому периоду.

В Курх-у-Кич колонны портика стоят свободно, но очень близко от стены. Очевидно, мастера постепенно отодвинули вглубь свободно стоящие у самого края портика колонны, так как они не выдерживали тяжести скал и разрушались, как, например, в Дукан-и-Дауд, а затем заменили их полуколоннами.

Архитектура Мидии оказала существенное влияние на зодчество ахеменидского Ирана. Персы заимствовали мидийские градостроительные традиции, тип скальных гробниц, их технику строительства, планировку, а также оформление фасадов портиками.


Глава «Архитектура Мидии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: И.Ф. Бородина; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)