Виды и декоративное оформление контрфорсов и аркбутанов в готической архитектуре
То, что мы сказали о назначении контрфорсов и аркбутанов, определяет и хронологию их форм; поэтому мы ограничимся здесь напоминанием о характере различных эпох.
Контрфорсы
На рис. 255 показаны для сравнения три профиля контрфорсов, относящиеся к первой половине XIII в., к XIV и к XVI вв. Контрфорсы романской эпохи, по существу, являлись подпорами, с вертикальными гранями от основания до карниза, они, так сказать, скрывались под видом пилястров или пристенных полуколонн.
От этих плоских подпор сразу переходят к контрфорсам с сильным рельефом, расположенным уступами, в несколько этажей; уступы эти увенчаны скатами и окаймлены слезниками, препятствующими дождевой воде стекать по боковым поверхностям контрфорсов.
В XII в. боковые поверхности контрфорсов почти всегда вертикальны; начиная с XIII в., и боковые грани и передняя выполняются уступами (рис. 255, А). Такие сильные уступы влекут за собой большую потерю площади вокруг здания; мало-помалу их начинают уменьшать, и во второй половине XIII в. возвращаются к вертикальному профилю. Лишь несколько чисто декоративных профилей нарушают однообразие поверхности контрфорса, который поднимается вертикально и завершается пинаклем (рис. 255, В, Каркассон).
Но, сохраняя одинаковое сечение до самой вершины, контрфорс отбрасывает тень на окна и затемняет внутренность здания. Поэтому архитекторы XV в. пытаются смягчить это неудобство, придавая венчающей части треугольную форму.
Переход от квадратной формы к треугольной скрывается шапкой, имеющей пирамидальную форму, расположение которой показано на рис. 255, С (Сен-Жервэ). И только начиная с этой эпохи угловые контрфорсы устанавливаются под углом в 45°.
Рис. 255 |
Аркбутаны
Главные варианты аркбутана хронологически располагаются в следующем порядке: До середины XIII в. аркбутаны обладают массивной структурой и состоят из арки, загруженной сплошной каменной кладкой, которая завершается наклонной плоскостью (рис. 196. A). Обыкновенно эта наклонная поверхность, доходя до контрфорса, ломается и заканчивается горизонтальной частью, которая предупреждает скольжение плит наклонной части (рис. 198, М).
К XIII в. относятся первые попытки вклинить между аркой и наклонным покрытием аркбутана (скатом) ажурную аркатуру. В течение XV в. начинают применять обратную арку (рис. 197. Е). В наиболее ранних аркбутанах (Сен-Реми в Реймсе, Сен-Жермен де Прэ) скат покрыт гладкими каменными плитами. В XIII в. эти плиты оформляются в виде профилей М и N (рис. 199). В N скат служит водостоком и в разрезе имеет вид чаши. В М, где аркбутан уже не выполняет этой дополнительной функции, верх его обработан на два ската и завершается рядом завитков, образующих гребень. В Реймсе и в Бовэ (рис. 205) отсутствие или наличие этого гребня из завитков позволяет отличить скат, служивший водостоком, от ската, не выполнявшего этой роли.
Глава «Контрфорсы. Аркбутаны» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий