Строительные приёмы и формы итальянского ренессанса
Мы проследили от самого начала до последнего этапа то движение возврата к античным формам, которое и представляет собой ренессанс. Мы разовьем этот обзор последовательным анализом отдельных элементов зданий.
Примечание: Сущность ренессанса заключалась вовсе не в возврате к античным формам, а в приспособлении их к новым потребностям. Наиболее существенен совершенно не затронутый Шуази вопрос о том, как архитекторы ренессанса пользовались античными формами.
Строительные приёмы
Стены
Итальянское средневековье, как мы уже говорили, сначала строило, а потом уже декорировало. Это отличительная черта, глубоко противоречившая практике французского средневековья, держалась в Италии как традиция, шедшая от римской античности. Рис. 380 и 381 поясняют, каким образом Италия проводила эту традицию в жизнь.
Рис. 380 | |
Рис. 381 |
А — основная кладка стены. Из нее выступают кирпичи, обеспечивающие перевязь с облицовкой стены, снаружи отделанной мраморными плитами. Таким способом возведены фасады итальянских средневековых церквей; так же строились и венецианские дворцы.
При другом способе оставляют на виду всю кирпичную кладку, образующую массив стены. В таком случае поступают так, как указано на рис. 381, В. В местах, обрамляющих проемы, оставляют гнезда, в которые, после того как произошла осадка здания, укрепляют наличники, имеющие форму S, но эти декоративные элементы не составляют единого целого с телом кладки и не имеют с ним никакой связи.
На месте Т (рис. 381), где должен помещаться декоративный пояс, оставляют горизонтальную выемку, верх которой поддерживается столбиками из кирпичей; после кладки инкрустируют пояс В, постепенно выбивая столбики.
Среди многих примеров оставшийся незаконченным дворец в Пьяченце позволяет нам проследить все фазы этих любопытных приемов. Большая часть флорентийских и сиенских дворцов облицована камнем, глыбы которого кажутся колоссальными. В большинстве случаев это только внешность: массив стены выложен из кирпича или из мелкого камня, а тесаный камень образует только облицовку, причем самая эта облицовка выполняется в два приема. Сначала выкладывают облицовку, включая разгрузочные арки и плоские перемычки над проемами, а затем уже в эти рамки вставляют наличники и оконные переплеты.
Так построены палаццо Питти, Строцци и др. Так же построен и дворец Канчеллариа (рис. 381, М). Здесь облицовка выложена из известковой породы, и в этот камень вставлены косяки и оконные рамы из мрамора.
Это обстоятельство объясняет, почему нигде наличники не связываются штрабой с остальной кладкой. Установленные таким способом наличники могли быть только прямоугольными рамами, укрепленными в проемы, форму которых они неизбежно должны были повторять.
Своды
Итальянцы очень поздно переняли систему готических сводов — распалубки на нервюрном каркасе. В культовых зданиях, построенных в XIV и XV вв., в соборах Флоренции и Болоньи, в Чертозе в Павии, они пытаются установить гармонию между этим типом свода и простыми формами готической архитектуры.
С наступлением ренессанса нервюрный свод был сразу оставлен; с трудом можно назвать отдельные случаи его применения, как, например, в церкви Сант-Аугустино в Риме и в соборе в Пиенце, где личный вкус папы Пия II повлиял на выбор плана и строительных приемов, заимствованных у Северной Европы.
Цилиндрические и крестовые своды. — На кружалах радиальной кладкой возводили арки и своды только там, где требовалась большая несущая способность; римское обыкновение возводить здания в виде монолитов оказало влияние на способ выполнения этих сводов: в соборе св. Петра арки, поддерживающие купол, были выложены на кружалах с кессонами, что давало одновременно и общую форму цилиндрического свода и декоративные впадины на его поверхности.
Своды, перекрывающие залы, по большей части — монастырские (рис. 382, В). Их выкладывают из кирпичей, уложенных плашмя, и, в силу традиции, живущей с античных времен до наших дней, римские каменщики возводят своды без всяких вспомогательных подмостей, даже при очень больших пролетах; посредством превосходного раствора они постепенно скрепляют кирпичи один с другим.
Рис. 382 |
Получаемая таким образом оболочка в древности служила только облицовкой массива; теперешние же строители ограничиваются тем, что забучивают ее камнями неправильной формы или даже щебнем, который насыпают в пазухи свода, чем усиливают его жесткость.
Второй способ придания жесткости своду заключается в том, что на уровне пазух свода проделываются проемы в виде люнет (рис. 382, А); эти проемы, кроме того, уменьшают массу забутовки и служат нишами для окон. Но даже и тогда, когда в пазухи свода врезаются люнеты, итальянцы возводят конструкцию лишь при помощи высококачественных растворов.
Среди многих случаев применения монастырского свода с люнетами назовем Сикстинскую капеллу и большой зал в палаццо Фарнезе. Иногда довольствуются ложным сводом, т. е. оштукатуренным каркасом из деревянных кружал с подшивкой; по обычаю, идущему от эпохи Витрувия, элементы этого каркаса просто подвешиваются на веревках или железных прутьях к стропилам здания. В генуэзских дворцах можно найти множество примеров сводчатых потолков, построенных и подвешенных таким способом.
В крайнем случае довольствуются устройством перекрытий, сплетенных из длинных тростниковых прутьев наподобие корзинного плетения, на которых хорошо держится раствор; так строили в Помпеях. Таким образом, повсюду мы встречаемся с римскими традициями.
Купола. — Вслед за монастырским сводом наибольшим применением пользуется сферическая скуфья на парусах, которая также может возводиться без кружала; мы встречаем ее еще в самый ранний период ренессанса в капелле Пацци, в церкви Сан-Лоренцо и т. д.
Рис. 383 |
Баптистерии Флоренции и Кремоны, построенные до начала ренессанса, представляют интересный вариант купола: последний имеет повышенный профиль стрельчатой формы (рис. 374) и образован двумя оболочками, которые соединены отдельными связями. На рис. 383 показано, как Брунеллеско применил этот вид купола во Флорентийском соборе.
Диаметр его, достигающий 43 м, может быть сопоставлен с куполами Пантеона и св. Софии и даже превышает купол собора св. Петра. Купол, выложенный из кирпича, покоится на восьмиугольном основании без посредства парусов; он имеет стрельчатый профиль, а связи, соединяющие обе оболочки, распределены по одной на каждом углу и по две на каждой грани.
Благодаря пустотелости, свод довольно легок, а вследствие взаимной связи обеих оболочек он обладает почти такою же жесткостью, как сплошной массив: материал сосредоточен у стенок, т. е. именно там, где он работает. Самая форма повышенного профиля как нельзя более соответствовала условиям конструкции без кружал. Известно, с каким удивлением взирали современники на этот грандиозный купол, вздымающийся над пустым пространством.
Рис. 384 |
Надо отметить необычайное расположение кирпичей (рис. 384): кладка радиальными рядами прерывается спиралеобразной кладкой из кирпичей, поставленных на ребро, которая проходит через всю массу купола. Эта особенность, по-видимому, отвечала требованиям возведения свода без кружал; вот как, по нашему мнению, можно объяснить ее.
Чтобы строить без кружал, приходилось руководствоваться специальными шнурами, или воробами, которые указывают одновременно и наклон рядов кладки и их толщину. Эти воробы, требующие умелого обращения, не могли быть предоставлены в распоряжение любого мастера; надо было указывать рабочим, как работать, а для этого именно и оказывались пригодными выступающие грани кирпичей, поставленных на ребро: они-то и служили указателями. Специальная группа рабочих устанавливала при помощи воробы эти направляющие грани, а рядовые каменщики заполняли кирпичами промежутки между ними. Таким образом достигались и уверенность в правильности работы и методическое распределение труда.
Купол собора св. Петра, появившийся на целое столетие позже флорентийского купола, не представляет никакого прогресса, по крайней мере в отношении конструкции.
Овальный профиль гораздо труднее было возвести без кружал, чем флорентийскую форму; поэтому свод приходилось возводить на кружалах, детали устройства которых передал нам Карло Фонтана.
Примечание: В противовес Шуази, следует отметить огромный путь в развитии архитектурного образа, проделанный итальянской архитектурой за время между куполом Брунеллеско (нач. XV в.) и куполом Микельанджело и Джакомо делла Порта (XVI в.).
Но все же в силу римских традиций, которые постоянно были живы в Италии, были приняты тщательные меры, чтобы не вся тяжесть свода передавалась на кружала. Свод был разделен на нервюры и на заполнение (рис. 383, N). На кружала опирались лишь нервюры, а заполнение, выложенное из кирпича в елку, было выполнено уже впоследствии, не требовало особых кружал и не нагружало кружальные фермы. Такими приемами были возведены два самых больших купола современности, и они дают нам представление о тех строительных возможностях, которыми располагала эпоха Ренессанса. Прежде чем перейти к декоративным приемам, остановимся кратко на итальянских плотничьих работах.
Крыши
Большая часть итальянских средневековых зданий была покрыта простыми крышами; собор в Орвието, построенный в XIII в., был перекрыт крышей с открытыми стропилами. В Италии никогда не применялась очень покатая крыша, свойственная местностям со значительными снеговыми осадками. Даже в Миланском соборе, несмотря на готический характер его архитектуры, крыши имели очень слабый уклон. Такого рода крыши употреблялись на всем протяжении ренессанса.
Терраса, слабо защищающая от дождя, получает широкое распространение только в середине XVI в. При этом стараются сохранить ее форму, но избежать присущих ей неудобств: почти все итальянские террасы представляют собою, в сущности, крыши с малым уклоном, скрытые за балюстрадой.
Одновременно с типом двускатной крыши в больших залах муниципальных дворцов XV в. в Падуе и Виченце, а также во многих венецианских и генуэзских зданиях, встречаются цилиндрические крыши, которые французы связывают с именем Филибера Делорма; это стропильные конструкции, фермы которых сводятся к кружалам из толстых досок, сплоченных между собой.
По странному совпадению эти фермы изобретались в самые различные эпохи архитектурными школами, между которыми нельзя даже заподозрить никакой связи или взаимного подражания: Филибер Делорм, вероятно, не знал базилики в Падуе, и, конечно, падуанцы XV в. даже не предполагали, что их система принадлежит к самым старым традициям Индии.
Глава «Детали строительных приёмов и форм» раздела «Ренессанс» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий