Греция 480—400 гг. до н.э.
Рассматриваемый период, который в истории греческой культуры и искусств обычно называют классическим, ознаменовался вначале борьбой объединившихся греческих полисов с внешними врагами, угрожавшими их независимости (могучая персидская держава — на Востоке, Карфаген — на западном Средиземноморье), а затем соперничеством двух наиболее противоположных по развитию и общественному строю городов-государств — передовых Афин и отсталой земледельческой Спарты.
До конца VI в. до н.э. Спарта была главной политической силой в Греции. Здесь сравнительно рано сложилось рабовладельческое государство, которое долго сохраняло пережитки общинного быта: во-первых, равноправие всех спартанцев, которые совместно владели общинной собственностью — землей и обрабатывавшими ее илотами, местным населением, порабощенным спартанцами; во-вторых, военную организацию его господствующего класса, обусловленную необходимостью постоянной борьбы с илотами.
С начала V в. до н.э. рядом со Спартой выступает новое мощное и передовое государство — Афины. Это произошло благодаря быстрому развитию ремесел и обширным торговым связям с другими государствами Средиземноморья. Афинское демократическое государство складывалось в постоянной борьбе с теми греческими полисами, в которых еще господствовала старая землевладельческая военная аристократия и которые находились под гегемонией Спарты, входя в так называемый Пелопоннесский союз.
Проведенные еще в начале VI в. до н.э. реформы Солона и Клисфена, возглавившего демократическую партию в конце того же века, завершили борьбу с пережитками родового строя, окончательно установили формы демократического государства в Афинах и обеспечили его быстрый рост в V в. до н.э. В Аттике расцветают ремесла, в частности художественная промышленность; развивается торговля. Афины успешно конкурируют с дорическим Коринфом и в большой мере наследуют торговые пути ионического Милета, разрушенного персами в 494 г. до н.э.
В первой четверти V в. до н.э. могучая персидская держава, под властью которой находились вся Передняя Азия и Египет, стремясь к господству на Эгейском море, неоднократно обрушивалась на Грецию. Особенно грозными для Афин были наступления персов в 490 и 480—479 гг. до н.э. Эти войны, подробно описанные историком Геродотом, были успешно выиграны эллинами. Наиболее трудной была вторая война, когда одновременно с вторжением персидских войск в Среднюю Грецию греческие колонии в Сицилии подвергались нападению карфагенян. В 480 г. до н.э. Афины были захвачены и разрушены персами; однако, несмотря на разрушение своего города, афиняне, обладавшие большим флотом, продолжали деятельно участвовать в войне. В ходе войны Афинам удалось возглавить силы морских греческих государств. Это объединение получило название Афинского морского союза.
Результатом греко-персидских войн было освобождение малоазиатских эллинов от персидского владычества, что не могло не отразиться на жизни крупных малоазиатских центров (Милета, Эфеса, Галикарнаса и др.), в которых греческая культура все же сохранила ряд местных традиций.
Победа греков над персами знаменовала торжество более передовых рабовладельческих республик Греции над более отсталой персидской монархией. Вместе с тем эта победа обеспечила дальнейшее развитие рабовладельческого хозяйства в Греции вообще, а в Афинах особенно. Возглавлявшие морской союз Афины получили возможность бесконтрольно распоряжаться огромными взносами союзников, что позволяло им содержать большой военный флот и развивать интенсивную строительную деятельность.
Подъем Афинского рабовладельческого государства происходил в условиях острой политической борьбы между двумя партиями— аристократической и демократической. Противоречия между этими группами возникали в связи с дальнейшей демократизацией Афинского государства и других греческих государств — членов Афинского морского союза. Опираясь на поддержку народа, Эфиальт добился лишения политических прав оплота аристократии — ареопага. Убийство Эфиальта не остановило дальнейшего роста демократии, во главе которой стал Перикл.
Время Перикла — середина сороковых и тридцатые годы V в. до н.э. — знаменует собой, по словам Маркса, высочайший внутренний расцвет Греции.
Расцвет ремесел и торговли, приток больших денежных сумм и огромных масс рабов сильнейшим образом способствовали обогащению государства. В эпоху Перикла к участию в управлении государством привлекались широкие слои свободных граждан, получавших за это определенное вознаграждение.
Развитие рабовладельческой демократии создало исключительно благоприятные условия для культурного расцвета Афин. Огромные средства тратились на украшение Афин, которые стали «школой всей Эллады».
В 431 г. до н. э. произошло столкновение Афинского морского союза с находившимся под гегемонией Спарты Пелопоннесским союзом. Эта война, продолжавшаяся с перерывами до 404 г. до н.э., известна под названием Пелопоннесской. Война охватила почти всю Грецию. Помимо политических противоречий между аристократической Спартой и демократическими Афинами, в основе конфликта лежали экономические противоречия: борьба за рынки в Пелопоннесе, Южной Италии и Черноморье.
Пелопоннесская война не была удачной для Афин. Понеся ряд поражений, афиняне потеряли часть союзников, отпавших от них. Большим ударом было также организованное бегство к спартанцам в Декелею 20 ООО афинских рабов, занятых главным образом в ремесленном производстве. Все эти неудачи настолько ослабили Афины, что в 404 г. до н.э. они принуждены были сдаться, признав гегемонию Спарты. Поражению Афин способствовала жестокая социальная борьба, которая шла внутри Афинского государства между демократическими слоями свободного населения (ремесленниками, земледельцами, лишившимися своей земли) и реакционными элементами (аристократией, крупными торговцами и зажиточным крестьянством).
Параллельно борьбе за демократизацию общественного строя в передовых полисах развивалась и острая борьба между новыми исканиями и устоявшимися традициями. Примечательно, что в консервативной Спарте с ее неизменным государственным устройством в течение V и IV вв. до н.э. не было никаких исканий и борьбы, а вместе с тем и каких-либо достижений в области духовной культуры.
Греческая идеология эпохи расцвета характерна борьбой двух мировоззрений. Одно, идеалистическое, коренилось в господствовавших религиозных представлениях, в V и IV вв. до н.э. содержавших в себе переплетение старой антропоморфной религии с ее сложной мифологической системой, так ярко отраженной в поэмах Гомера и Гесиода, и народных верований догероического (догомеровского) времени. Идеалистическое мировоззрение лежало в основе философских систем многих софистов, Сократа, а главным образом Платона и его последователей.
Другое мировоззрение, материалистическое, выраженное еще в учениях милетских философов (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена) и эфесского стихийного материалиста-диалектика Гераклита, было воплощено в V в. до н.э. в учениях Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа, Демокрита и их многочисленных последователей. Маркс и Энгельс отмечают у древних греческих философов наличие наивного, но по существу правильного взгляда на мир.
Энгельс указывает, что так как греки не дошли до расчленения, до анализа природы, она у них рассматривается еще как одно целое. Всеобщая связь явлений в мире не доказывается в подробностях; для греков она является результатом непосредственного созерцания.
В IV в. до н.э. Аристотель, метавшийся в страстных поисках истины между материализмом и метафизикой, развил целую систему энциклопедических знаний, в которой нашла себе место и эстетика, выразившая основные требования господствовавшего класса к искусству и являвшаяся первой, не всегда последовательной, но чрезвычайно важной попыткой обосновать реализм в искусстве.
Стихийная диалектика материалистической философии древних греков получила свое выражение буквально во всех отраслях искусств, определив реализм, значительность и гармоническую целостность классических образов греческой драмы, скульптуры и архитектуры.
Греческая литература этой эпохи богата и разнообразна. Наиболее значительным явлением в ней была античная драма, расцвет которой относится к V в. до н.э.
Возникнув из народных обрядовых хороводов и песен, посвященных богу Дионису, драма к началу V в. до н.э. приобрела установившуюся форму театрального действия, в котором участвовали два-три актера и хор. Исполнение драмы во время периодических празднеств со временем превратилось из религиозного обряда в общественное зрелище, ставшее неотъемлемой частью культурной жизни древнегреческого полиса.
С первых же шагов в развитии греческого театра наметились основные жанры: трагедия и комедия. Последняя обычно получала злободневный политический характер.
По-новому разрабатывая традиционные сюжеты и переосмысливая образы героев, заимствованные из героического эпоса, великие трагики V в. до н.э. — Эсхил, Софокл, Еврипид — ставили и разрешали самые острые и актуальные для своего времени проблемы, достигая при этом величайшего художественного совершенства в построении действия и в характеристике героев.
В творчестве этих трех драматургов, а также Аристофана, отразились последовательные этапы и различные направления в развитии греческого мировоззрения этой эпохи. Трагедии Эсхила посвящены гражданским патриотическим настроениям того времени; Софокл и Еврипид в своих трагедиях раскрыли внутренние переживания человека; в ярких комедиях Аристофана отразились политическая борьба и нравы афинского общества на рубеже V и IV вв. до н.э.
Расцвету художественной прозы немало способствовали греческие историки V в. до н.э. Геродот и Фукидид.
В скульптуре примитивные, условно стилизованные, словно оцепеневшие архаические статуи сменяются более свободными изваяниями. Образцы классической скульптуры более правдивы и убедительны, фигуры представлены свободно двигающимися в пространстве.
Тематика в основном остается прежняя. Сюжетами скульптур являются изображения божеств и героев, а также «прекрасных и доблестных» граждан-атлетов — победителей на состязаниях. Однако художественные образы получают большую глубину содержания в соответствии с богатством и разнообразием философских, религиозных и художественных идей нового времени.
Частное и случайное мало привлекает внимание ваятелей классического времени. Статуи обычно лишены портретных черт: типически обобщенные, они представляют собой идеализованные изображения человека.
Как и в эпоху архаики, скульптура классики в значительной мере связана с архитектурой. В наружное убранство храма входили статуарные (реже рельефные) фронтонные группы, горельефные метопы, барельефные фризы. На крыше, по углам фронтонов, ставились акротерии, иногда представлявшие собой скульптуры из мрамора, терракоты или бронзы.
Особая роль принадлежала стоявшим в глубине целлы культовым статуям, нередко имевшим колоссальные размеры. Оживленные богатой расцветкой, исполненные часто из различных ценных материалов (золото и слоновая кость, мрамор и позолоченное дерево), эти скульптуры создавали впечатление торжественного великолепия.
Большое количество статуй и скульптурных групп входило в ансамбли греческих святилищ; они также ставились на площадях и украшали акрополи.
Рельефы и посвятительные надписи украшали балюстрады и надгробия. Многочисленные надгробные памятники, главным образом рельефы, реже статуи, возвышались на греческих некрополях (кладбищах). Особым своеобразием отличались высокие мраморные вазы, имевшие форму лекифов — узкогорлых сосудов для хранения масла, с рельефными изображениями умершего и нередко с надписью, указывающей его имя.
В сикионо-аргосской школе скульптуры, крупнейшим представителем которой в это время был Агелад, разрабатывается мотив спокойно стоящей фигуры нагого атлета. Слегка повернутая голова, согнутые в суставах члены оживляют эти фигуры. «Передняя поверхность» в статуях Агелада сильно подчеркнута, глубина построения отсутствует.
Иной характер имело искусство ионических мастеров, также стремившихся к преодолению архаической условности. Ионяне охотно изображают фигуру в живом движении. Нереиды известного надгробного памятника в Ксанфе представлены бегущими. Еще большей новизной замысла отличается статуя богини победы Ники, исполненная Пэонием и поставленная в Олимпии (копия в Дельфах). Скульптор смело решил задачу изображения богини летящей.
В скульптуре V века выдвигается ряд ярких художественных индивидуальностей. В числе их видное место принадлежит Мирону из Элевфер. Как показывает статуя «Дискобол», Мирон ставил и замечательно разрешал труднейшую задачу передачи движения во всей сложности перехода от одного положения тела к другому.
Совершенно иным характером отличается творчество пелопоннесского скульптора Поликлета. Исполнявший преимущественно бронзовые статуи атлетов-победителей, Поликлет являлся ярким выразителем художественных идеалов эллинской общины, отвечавших представлениям своего времени о «прекрасном и доблестном» гражданине.
Могучие тела победителей в состязаниях строились Поликлетом на основе определенных, установленных им пропорций. Спокойно стоящие фигуры Поликлета оживлялись так называемым хиастическим построением (перекрестным сочетанием поднятых и опущенных плеч и бедер). Глубина в скульптурах Поликлета достигалась отставленной назад ногой и отчасти выдвинутой вперед рукой. Прославленными произведениями Поликлета были статуи копьеносца — Дорифора и раненой амазонки; статуя Дорифора получила первенство на конкурсе, в котором принимали участие лучшие мастера Эллады, в том числе Фидий. Поликлет написал трактат («Канон»), в котором он утверждает, что красота заключается в соразмерности частей и что совершенство художественного произведения зависит от многих числовых отношений. Возможно, что теория Поликлета была связана с учением пифагорийцев о числовых отношениях.
Фидий, величайший из аттических скульпторов, создавал монументальные, величавые образы богов, более глубокие по содержанию, чем изваяния его предшественников. Широкой известностью пользовались колоссальные статуи, исполнявшиеся Фидием из золота и слоновой кости, в особенности Зевса в Олимпии и Афины Девы в Парфеноне.
Фидий был одним из сотрудников Перикла, ему было поручено руководство всеми художественными работами на Акрополе. По его замыслам были исполнены многочисленные скульптуры Парфенона, а в основу композиции знаменитого фриза был положен эскиз Фидия.
Эпоха классики — время расцвета греческой монументальной и станковой живописи, о которой, однако, мы можем судить лишь по литературным источникам и отчасти по росписям на вазах. Во второй четверти V в. до н.э., при Кимоне, работал крупнейший из эллинских живописцев — Полигнот с острова Фасоса. Он украсил фресками различные здания: «Пеструю стою» в Афинах, лесху книдян в Дельфах и др. Полигнот писал большие многофигурные композиции мифологического или исторического содержания. Картины Полигнота являлись в сущности монументальными произведениями графики: изображения очерчивались линиями контуров и окрашивались в локальный тон. Сложная гамма переходных полутонов, столь характерная для последующей живописи, им не применялась. Палитра Полигнота основывалась на четырех красках: белой, желтой, красной, черной, употреблявшихся в вазописи.
Созданное Полигнотом направление господствовало в эллинской живописи до конца V в. до н.э., когда Аполлодор из Афин — творец станковой живописи — впервые стал применять перспективу, полутона и передавать светотень, положив тем самым начало живописи в современном смысле этого слова. Созданное Аполлодором новое направление в живописи получило широкое распространение в IV в. до н.э. Последователями этого направления были Зевксис и Паррасий.
В художественном ремесле классической эпохи почетное место занимали расписные вазы. Они преимущественно выполнялись в краснофигурной технике, которая появилась в Афинах еще в конце VI в. до н.э., но полное развитие получила только в V в. до н.э.
Наряду с традиционными мифологическими сюжетами в вазовой живописи начала V в. до н.э. появляются и разнообразные бытовые темы. Благодаря наличию подписных ваз мы знаем о ряде мастеров (Евфроний, Дурис и др.) и об их стилистических особенностях. Главным центром этого вида художественной промышленности в эту эпоху становятся Афины. Живописцам удавалось достичь исключительно удачных композиционных решений, с большим мастерством связанных с формой декорируемого сосуда. В середине и в третьей четверти V в. до н.э. появляются росписи так называемого свободного стиля: фигуры приобретают более объемный характер и изображаются в непринужденном и легком движении, причем композиции сохраняют спокойный, монументальный характер.
В последние десятилетия V в. до н.э. на смену свободному стилю приходит другой, характеризуемый резко двигающимися фигурами, развевающимися одеждами с богатыми орнаментальными мотивами.
Глава «Греция 480—400 гг. до н.э» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480—400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий