Сооружения Пелопоннесса IV в. до н.э.
Ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре. Храм Асклепия. Фимела. Катагогий. Театр в Эпидавре. Ферсилион в Мегалополе. Театр в Мегалополе. Храм Афины Алей в Тегее. Храм Зевса в Немее. Храм «Матери богов» в Олимпии. Филиппейон в Олимпии. Храм Аполлона в Дельфах
Эллинское зодчество, интенсивно развивавшееся в Пелопоннесе в 1-й половине и в середине IV в. до н. э., отмечено разнообразием архитектурных типов. В Аркадии основан и отстроен большой город — Мегалополь с грандиозным театром и обширным залом для собраний — Ферсилионом (рис. 4); в Мессении восстановлена Мессена; в Тегее сооружен храм Афины Алеи; в Олимпии построены храм «Матери богов» — Метроон, подворье для прибывающих в святилище паломников — Леонидайон и круглое здание — Филиппейон, воздвигнутое македонским царем Филиппом в память его победы над греками, при Херонее. В Эпидавре был создан один из самых замечательных и своеобразных ансамблей — святилище Асклепия, по соседству с которым находится один из лучших в Греции театров, гимнасий, стадион и другие сооружения.
4. Мегалополь. Театр, около 350 г. до н. э., и Ферсилион, 370—360 гг. до н.э. План |
Поскольку общественные интересы, занимавшие важное место в сознании гражданина эллинского полиса в предшествующее время, начали утрачивать в IV в. до н.э. свое значение и в противовес им стали выдвигаться интересы личные, индивидуальные, старые культы богов не могли теперь в полной мере отвечать настроениям общества. Зато усилилось значение других культов, в частности культа Асклепия — бога, врачевателя телесных и душевных недугов.
5. Эпидавр. Панорама святилища Асклепия с юга, 380—330 гг. до н.э. (реконструкция) |
6. Эпидавр. Портик в святилище Асклепия (Абатон). Фрагмент фасада в месте перепада в уровнях земли и поперечный разрез |
В 380—330 гг. до н.э. в Эпидавре вырастает замечательный ансамбль святилища Асклепия, где согласно мифу был рожден и жил этот сын светозарного Аполлона (рис. 5).
Расположенное в живописной долине, окруженной невысокими горами, святилище Асклепия в Эпидавре значительно отличалось от важнейших эллинских святилищ Олимпии или Дельф. Там, как уже отмечалось, доминировал главный храм божества, которому были подчинены остальные постройки, входившие в архитектурный комплекс. В свободно скомпонованном ансамбле святилища Эпидавра, здания которого разбросаны среди зелени, храм главного божества, Асклепия, занимал сравнительно скромное место. Более значительно выделялась Фимела — круглое здание дорического ордера, возможно, служившее залом для музыкальных действий. В ансамбль входили помимо того алтарь Асклепия, небольшой храмик Артемиды (ионическая колонна восстановлена у стены эпидаврского музея) и целый ряд других сооружений: подворье для паломников, портики, пропилеи, палестра, гимнасий, стадион и уже упомянутый театр.
С севера главную часть эпидаврского ансамбля замыкал двухнефный ионический портик, общая длина которого составляла около 70 м. Западная часть портика имела дополнительный этаж ниже общего уровня земли в святилище. В него спускались по наружной лестнице, ограниченной подпорными стенками. Возможно, что этот портик является упоминаемым в античных источниках «Абатоном» (или «Энкойметерионом»), где больные проводили ночь в надежде на исцеление (рис. 6). На восточном конце портика находился священный источник, служивший для омовения больных.
7. Эпидавр. Храм Асклепия, около 380 г. до н.э., арх. Феодот. Фасад, план (реконструкция), генеральный план святилища: а — Фимела; б — стоя для больных (Абатон); в — храм Асклепия; г — храм Артемиды; д — пропилеи; е — гимнасий (во дворе Одеон римского времени); ж — стадион; з — водохранилище; и — подворье для паломников (катагогий); к — театр |
Храм Асклепия был сооружен около 380 г. до н.э. архитектором Феодотом. Стилобат его возведен из известняка, само здание — из пороса (туфа), сима была мраморная. Размер по стилобату 23 X 11,9 ж. Храм представлял собой дорический периптер. При шести колоннах на торцовых сторонах на продольных было только 11, опистодом отсутствовал (рис. 7).
Храм богато украшен скульптурой из пентелийского мрамора. На фронтонах помещались статуарные группы. На одном из них представлена борьба лапифов с кентаврами, на другом — битва эллинов с амазонками. Акротериями служили мраморные фигуры богини победы — Ники и морских богинь — нереид, сидящих на конях. В храме стояла статуя Асклепия, исполненная из золота и слоновой кости Фрасимедом Паросским.
8. Эпидавр. Фимела, около 360—330 гг. до н. э., Поликлет Младший. Фасад, разрез, план (фрагментарный и схема) | |
9. Эпидавр. Фимела. Капитель, фрагмент антаблемента, фрагмент потолка | |
Фимела (или фолос), построенная аргосским архитектором и скульптором Поликлетом Младшим примерно в 360—330 гг. до н. э., круглое в плане здание диаметром 21,82 м по верху трехступенчатого основания, окруженное двадцатью шестью колоннами дорического ордера (рис. 8). Внутри стояли четырнадцать колонн коринфского ордера.
Метопы наружного, дорического ордера были украшены рельефными розетками, а не скульптурными фигурами, как обычно в архитектуре архаики и ранней классики (рис. 9). Сима, увенчивавшая наружный карниз, богато орнаментирована росписью и порезкой и снабжена водометами с львиными головами. Капители коринфских колонн внутреннего ордера имеют исключительно тонкий и изящный рисунок. Лежавший над ними антаблемент с обильной порезкой около 1 м высотой имел фриз в форме очень плоского гуська и довольно высокий карниз (0,29 м), равный по высоте фризу.
Фимела была сооружена отчасти из пентелийского, отчасти из паросского мрамора. Пол внутреннего помещения имел очень сложный рисунок, образованный мраморными плитами светлых и темных тонов. Внутри Фимелы была живопись. Известно, что здесь находилась исполненная энкаустикой картина сикионского мастера Павсия, изображавшая женщину, пьющую из прозрачной чаши; при этом сквозь чашу просвечивало лицо женщины.
Фимела дошла до нас в очень плохой сохранности: на месте находятся лишь остатки нижних частей ее стены с субструкцией. Но собранные в музее Эпидавра фрагменты ордеров, отличающиеся изяществом профилей, порезки и тщательностью работы, позволяют судить о красоте прославленного в древние времена сооружения.
Субструкциями пола Фимелы Поликлета послужила, по-видимому, более древняя культовая постройка. Также круглая в плане, она была около 7 м в диаметре и представляла собой лабиринт. Вероятно, эта постройка была засыпана при перепланировке данного участка.
Исключительно интересны общественные здания эпидаврского ансамбля, которые были предназначены не только для паломников, но также для прибывавших на атлетические соревнования, проводившиеся здесь, как и олимпийские игры, раз в четыре года, и на соревнования рапсодов, читавших в театре эпические произведения, главным образом Гомера. Сохранившиеся фундаменты, нижние части стен и отдельные детали этих сооружений позволяют составить полное представление о их планировке.
Катагогий, представлявший собой подворье или гостиницу, состоял из четырех перистильных дворов, окруженных отдельными маленькими комнатами. К зданию по керамическим трубам была подведена вода; в одном из углов каждого двора находились латрины (уборные). Гимнасий — также квадратное здание — имел в центре обширный двор, окруженный портиками и помещениями для атлетов, в состав которых входили по крайней мере три больших двухнефных зала для занятия физической культурой. Главный вход был выделен портиком довольно необычной композиции, имевшим шесть колонн по фронту и четыре в глубину. От палестры и бань мало что сохранилось, и их композиция менее определенна.
Сооружения эпидаврского ансамбля многократно дополнялись и видоизменялись в римское время: так, например, во дворе гимнасия был построен Одейон, почти на территории святилища Асклепия появились жилые дома и термы.
10. Эпидавр. Театр, середина IV в. до н.э., Поликлет Младший. Места зрителей у входа, разрез и фасад проскения, вход в театр (парод) | 11. Эпидавр. Театр. Общий вид, план, разрез |
Театр в Эпидавре был построен в середине IV в. до н. э. (или несколько позднее) архитектором Поликлетом Младшим, автором Фимелы, находившейся в святилище (рис. 10, 11).
Об этом сооружении Павсаний (II, 27, 5) пишет следующее: «На участке святилища эпидаврийцы имеют также и театр, который мне кажется достойным осмотра: римские театры превосходят все другие театры в мире своим великолепием; своей величиной выделяется театр в Мегалополе у аркадцев, что же касается гармонии и красоты, то какой архитектор в достойной степени и достойным образом мог бы соперничать с Поликлетом? Ведь это Поликлет был строителем и этого театра и этого здания...»
Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Это касается не только общих свойств его композиции, но и отдельных деталей обработки скены, ордера проскения, пародов и театрона. Последний в настоящее время полностью восстановлен, как и ворота, помещавшиеся по бокам скены, от которой остались лишь фундаменты. Орхестра, как во всех театрах классической эпохи, представляла собой полную окружность; ее поверхность была земляной.
Ферсилион в Мегалополе, названный так по имени строителя, сооружен в 370—360 гг. до н.э. Он представлял большой, прямоугольный в плане зал размером 66x52 м, предназначенный для заседаний совета десяти тысяч аркадян — членов Аркадского союза, заложившего город в качестве своего главного центра (см. рис. 4).
Потолок зала поддерживали 65 колонн, расположенных лучеобразно от трибуны, сдвинутой немного от центра к главному входу. Лучеобразное расположение колонн позволяло с любого места хорошо видеть трибуну. Этим Ферсилион отличался от предшествовавшего ему элевсинского Телестериона с его простой схемой расстановки колонн на равных интервалах, что значительно ухудшало видимость.
Места для членов совета располагались в Ферсилионе с трех сторон уступами, возвышавшимися над трибуной. Отметка верхнего места равнялась 2,5 м над нижним уровнем. В зал вели шесть входов на верхние и три на нижние места.
Наружный портик Ферсилиона 32 м длиной и 6 м шириной состоял из четырнадцати расположенных в ряд дорических колонн. Колонны отличались стройными пропорциями (высота около 6,5 D). Материалом послужил твердый известняк. Внутренние колонны были также сделаны из камня.
Ферсилион был задуман как единый ансамбль с театром: колонный портик Ферсилиона служил вместе с тем скеной театра. Однако сооружение этих обеих построек, возможно, не было одновременным.
Театр в Мегалополе, вероятно, был сооружен около 350 г. до н.э. Он имел в поперечнике приблизительно 145 м и вмещал, по свидетельству некоторых античных авторов, до 44 тыс. зрителей *. Материалом послужил известняк и конгломерат. Места для зрителей делились концентрическими проходами на три яруса: в нижнем и среднем было по 20 рядов, в верхнем — 17. Ряды рассекались восемью лестницами; кроме того, две лестницы фланкировали театр с боков. Внизу располагались кресла для почетных посетителей (проэдрии).
* Расчет, основанный на реальных размерах койлона, показывает, что вместимость театра не могла превышать 1700 человек.
Первоначальная форма орхестры неизвестна вследствие позднейших переделок, вероятно, она была круглой, как в Эпидавре. Размер существующей орхестры — 30,16 м в поперечнике. Орхестра не имела вымостки, поверхность ее была хорошо утрамбована. Сохранился стилобат проскения (6—7 м шириной и 3,5—3,75 м высотой), выстроенного, видимо, в более позднее время. Архитектура проскения не поддается реконструкции из-за скудности фрагментов.
12. Тегея. Храм Афины Алей, 1-я половина IV в. до н. э., Скопас. Планы (детальный и схематический), фасад | 14. Тегея. Храм Афины Алей. Профили а — профиль капители колонны птерона; б — то же, пронаоса; в — каннелюра колонны птерона (у основания); г — то же (под шейкой капители); д — каннелюра колонны пронаоса (под шейкой капители); слева — профиль базы коринфского ордера |
13. Тегея. Храм Афины Алей. Разрез | |
15. Тегея. Храм Афины Алей. Фрагмент мраморной скульптуры фронтона, капитель и база интерьера, фрагмент декора карниза интерьера 16. Тегея. Храм Афины Алей. Фрагмент симы |
Храм Афины Алей в Тегее, заменивший старый храм, сгоревший в 395 г. до н.э., самый замечательный из периптеральных храмов IV в. до н.э. (рис. 12, 13). По словам Павсания, он считался самым красивым в Пелопоннесе. Строителем его был знаменитый скульптор Скопас; им же были выполнены и фронтонные скульптурные группы и скульптурные украшения храма.
Сохранившиеся фрагменты скульптур исполнены патетической выразительности и прекрасно характеризуют стиль мастера. Бее сооружение выполнено из мрамора. Перед храмом был большой алтарь, от которого сохранились только богато декорированные фрагменты.
Храм в Тегее, являющийся характернейшим примером культового зодчества своего- времени, свидетельствует о существенных переменах во вкусах. Прежде всего заметно стремление обогатить интерьер; примечательно также применение ордера в архитектурной обработке стены. Это был периптер несколько вытянутых пропорций: он имел 6X14 колонн и стилобат размером 19,16Х X 47,52 м. Дорические колонны птерона высотой около 9,5 м были необычно стройны: нижний их диаметр укладывался в высоте шесть с лишним раз. Профиль эхинов утерял обычную ранее плавную кривизну, став почти прямолинейным. Украшенная свободной, изысканной по рисунку порезкой сима увенчивала карниз (рис. 14). Внешний облик тегейского храма, по-видимому, контрастировал своей суховатой подтянутостью со скульптурой фронтонов и богатством интерьера.
Целла имела много общего с целлой храма Аполлона в Бассах, архитектура которого, несомненно, повлияла на строителя тегейского храма. Идеи, заложенные в композиции первого сооружения, получили здесь дальнейшее развитие, свободное от слепого подражания и отвечающее новым интересам эпохи. Так, коринфские полуколонны внутри целлы, напоминающие ионический ордер фигалийского храма, были здесь непосредственно связаны с продольными стенами целлы, являясь, таким образом, следующей ступенью в развитии условного применения ордера и в усложнении выразительного языка греческого зодчества. Благодаря отсутствию поперечных стенок целла должна была производить более просторное и импозантное впечатление, вместе с тем повышая значение культовой статуи в композиции интерьера. База этой статуи занимала всю свободную ширину наоса. Кроме главной фигуры Афины на одном с ней пьедестале помещались изваяния Асклепия и Гигиеи также работы Скопаса. Как и в Бассах, целла имела дополнительный вход на этот раз с северной стороны. Сходные черты встречаются и в другом аркадийском храме — в Лycax, который, возможно, является подражанием храмам в Бассах и Тегее. Наконец, как и в Бассах, в тегейском святилище были, по-видимому, применены все три ордера: близ храма найдены фрагменты ионических капителей, возможно принадлежавших четырем свободно стоявшим колоннам, базы которых были обнаружены снаружи, у углов здания. Наличие в композиции трех ордеров было отмечено еще Павсанием (VIII, 45,3), хотя его описание тегейского храма не вполне совпадает с данными новейших раскопок.
Развитая пластика внутреннего ордера позволяет угадать в авторе крупного скульптора. Изысканная база ионического характера, покрытая прекрасной резьбой (рис. 15), огибала полуколонны, угловые пилястры и продольные стены целлы; сочные капители во многом определили установившийся позже тип, хотя отличались своеобразием пропорций и рядом индивидуальных особенностей. Так, колокол капители покрыт внизу двумя рядами акантовых листьев, а угловые волюты выходят из-под них, одетые в каннелированную оболочку, подобно позднейшим, развитым образцам. Но расстояние между угловыми волютами необычно велико и занято не центральными завитками и пальметтой, а одним большим акантовым листом, достигающим абаки.
Храм Зевса в Немее, близкий к тегейскому храму по характеру своей архитектуры,, был построен, вероятно, около 330 г. до н.э. Храм не имел опистодома. Число наружных колонн 6x12. Дорические колонны птерона, три из которых до сих пор стоят на своих местах, еще стройнее, чем в тегейском храме. Их диаметр — 1,5—1,56 м, а высота — 10,33 м. Размеры храма по стилобату — 20X42,5 м. На полу целлы сохранились следы внутренней колоннады, вероятно двухъярусной, которая замыкала целлу двумя дополнительными колоннами так, что за ними оставалось довольно широкое пространство. Найденные фрагменты внутренних колонн позволяют предположить, что они были коринфскими. Весь храм, за исключением си- мы, был выполнен из известняка. Блоки скреплялись железными скобами и сохранили следы тонкого (1 мм) слоя прекрасной штукатурки. Единственная мраморная часть — сима — обнаруживает необычайное сходство как по материалу, так по форме и порезке с симой тегейского храма (рис. 16). Это обстоятельство, а также сходство ряда других профилей и пропорций храмов дали повод некоторым авторам предполагать, что храм в Немее построен также Скопасом.
Храм «Матери богов» в Олимпии. Менее значительной была строительная деятельность в IV в. до н.э. в Олимпии, но и там в начале столетия построили Метроон — храм «Матери богов». Это периптер дорического ордера с количеством колонн 6X11, подобно эпидаврскому храму Асклепия.
17. Олимпия. Филиппейон, после 338 г. до н.э. Планы (детальный и схематический) фасад |
Филиппейон в Олимпии завершает зодчество Пелопоннеса классической эпохи. Он сооружен македонским царем Филиппом II в ознаменование победы, одержанной им при Херонее, в 338 г. до н.э., над афинянами и беотянами (рис. 17). Этот монумент, воздвигнутый в знак торжества македонской монархии, знаменует наступление конца политической самостоятельности эллинских полисов и их ограниченно-демократического государственного строя. Филиппейон представлял собой круглое в плане здание, стоявшее на трехступенном основании и обрамленное 18 колоннами ионического ордера. Диаметр стилобата Филиппейона был около 14 м. Ионические колонны наружного ордера имели базы и капители аттико-ионического типа и стволы, украшенные 24 каннелюрами. Каждая из колонн состояла из пяти или шести барабанов. Пропорции колонн были стройные: высота их равнялась 9,67 D. Интерколумнии превышали 2,50 D. Высота антаблемента относилась к высоте колонны, как 1 : 5. Архитрав, расчлененный по горизонтали на две фасции (части), был высечен вместе с фризом из одного блока.
Круглая целла обрамлялась стеной, поднимавшейся, возможно, значительно выше карниза наружной колоннады и перекрывавшейся конусообразной крышей с черепичной кровлей.
Потолок наружной колоннады был выполнен из каменных плит, украшенных простыми по очертаниям ромбическими кассетами. Конструкция потолка совершенно необычна; он был разрезан по ширине перистазиса пополам, и каждая из двух частей его зажималась — одна в антаблементе, другая в стене внутреннего помещения. Таким образом, обе части его висели, как консоли.
Стены Филиппейона внутри украшались полуколоннами коринфского ордера, расположенными в два яруса.
Здание было сооружено из мелкозернистого известняка. Лишь ступени стилобата, цоколь стен внутреннего помещения, а также сима с антефиксами и львиными головами были высечены из паросского мрамора. Стены покрывала раскрашенная штукатурка.
Внутри здания стояли исполненные аттическим скульптором Леохаром хризоэлефантинные статуи представителей македонского царского дома. В предшествующий период статуи, исполненные из золота и слоновой кости, изображали только главнейших богов — покровителей полиса. Постановка подобных статуй в Филиппейонег равно как и самое сооружение Филиппейона на священном храмовом участке Олимпии, говорило о желании македонских царей окружить себя ореолом божественного величия и поднять авторитет своей власти в глазах покоренных Македонией эллинов.
18. Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н.э.). Вид руин, фасад (реконструкция), колонна |
Одним из немногих сооружений того же времени, сохранявших традиционные архитектурные черты, характерные для периода героической независимости греческих полисов, является храм Аполлона, построенный не в Пелопоннесе, а в Средней Греции, отделенной от Пелопоннеса Коринфским заливом, а именно в Дельфах (рис. 18). Большое значение имело то обстоятельство, что после разрушения алкмеонидовского храма землетрясением 373 г. до н. э., новый VI храм, законченный лишь около 330 г. до н.э. был возведен на старых фундаментах и на основе предшествующей планировки.
Глава «Сооружения Пелопоннесса» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий