Сооружения Малой Азии IV в. до н.э.

«Львиная гробница» в Книде. Галикарнас. Храм Артемиды в Сардах. Храм Артемиды в Эфесе. Храм Афины в Приене


Значительный подъем намечается в середине и 2-й половине IV в. до н. э. и в зодчестве Малой Азии. Пышно расцветают многочисленные города. В столице Карии, Галикарнасе, среди многочисленных построек, воздвигнутых в это время, выделяется надгробный памятник правителя Мавсола — Мавзолей, в древности причислявшийся к «семи чудесам света». С большим великолепием был отстроен заново храм Артемиды в Эфесе на месте сгоревшего в 356 г. до н. э. старого храма. Около 340 г. до н.э. сооружается храм Афины Полиады в Приене. Несколько позже, также на месте старого храма была начата постройка храма Аполлона в Дидимах под Милетом, завершение которого растянулось почти на три столетия.

Все известные нам значительные монументальные постройки, сооруженные в IV в. до н.э. в Малой Азии, были возведены в ионическом ордере, который к этому времени претерпел ряд изменений.

Ионические малоазийские капители IV в. до н.э. приобрели более высокий эхин вместо узкого эхина и шейки аттических капителей 2-й половины V в. до н.э. Теперь глазки волют расположены на продолжении образующей ствола. В целом капитель стала более собранной; балюстры имеют вид закатанной подушки, стянутой посредине широким поясом или валиком, вместо более близких к цилиндру балюстр ранних капителей этого ордера. Во 2-й половине V в. до н.э. ионический ордер разрабатывался в Аттике. Это определило известное воздействие Аттики на малоазийскую ордерную архитектуру IV в. до н.э.

Вместе с тем в малоазийской архитектуре IV в. до н.э. можно отметить некоторые черты, восходящие к ионическому зодчеству VI в. до н.э. (такова, например, большая глубина пронаоса храма Афины в Приене, унаследованная от самосского Герайона и эфесского Артемисиона). Для стен ионических храмов IV в. до н.э. характерно отсутствие утонения. Отношение толщины стен к их высоте колеблется в пределах 1 : 11,5 — 1 : 13.

Архитектура Древней Греции. Книд. «Львиная гробница», начало IV в. до н.э. Планы, фасад, разрез
19. Книд. «Львиная гробница», начало IV в. до н.э. Планы, фасад, разрез

«Львиная гробница» в Книде. К началу IV в. до н.э. относится монументальный надгробный памятник, сооруженный над могилой павших во время сражения близ Книда в 394 г. до н.э. (рис. 19). На массивном цоколе возвышалась замкнутая постройка, окруженная дорическими полуколоннами. Выше поднималась ступенчатая пирамида, увенчанная статуей лежащего льва, высеченного из пентелийского мрамора. Внутри помещалась ульевидная надгробная камера.

В этом надгробном монументе малоазийские формы сочетались с эллинскими. Статуя льва была аттической работы. «Львиную гробницу» в Книде можно рассматривать как важное звено в развитии архитектурного типа «мавзолея», связывающее Памятник нереид в Ксанфе и огромный Мавзолей в Галикарнасе в единую цепь развития.

Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей, около 353 г. до н. э. Архитекторы Пифей и Сатир, скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Реконструкции разных авторов: 1 — Коккереля (1856 г.); 2 — Петерсона (1867 г.); 3 — Бернье (1892 г.); 4 — Стивенсона (1896 г.); 5 — Ньютона и Пуллена (1862 г.): планы на уровне цоколя и колоннады
20. Галикарнас. Мавзолей, около 353 г. до н. э. Архитекторы Пифей и Сатир, скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Реконструкции разных авторов: 1 — Коккереля (1856 г.); 2 — Петерсона (1867 г.); 3 — Бернье (1892 г.); 4 — Стивенсона (1896 г.); 5 — Ньютона и Пуллена (1862 г.): планы на уровне цоколя и колоннады, фасад 22. Галикарнас. Мавзолей. Скульптура Мавсола
Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей, около 353 г. до н. э. Архитекторы Пифей и Сатир, скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар. Фасад Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей. Скульптура Мавсола
Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей. Ордер (реконструкция Ньютона и Пуллена) Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей. Капитель
21. Галикарнас. Мавзолей. Ордер (реконструкция Ньютона и Пуллена), капитель
Архитектура Древней Греции. Галикарнас. Мавзолей. Скульптурный фриз
23. Галикарнас. Мавзолей. Скульптурный фриз

Галикарнас. Интенсивное строительство было развернуто в конце 1-й половины IV в. до н.э. в Галикарнасе. Правитель Карии Мавсол сделал этот город своей резиденцией. О строительной деятельности Мавсола нам сообщает Витрувий (II, 8, 10—13). Галикарнас был расположен в котловине, по форме напоминающей вогнутый театров греческого театра. В самом низу, вдоль гавани, была устроена рыночная площадь. На середине высоты ската холмов была проложена широкая улица. 6 центре ее возвышался знаменитый памятник Мавсола. Выше, посредине верхнего края города, стоял храм Арея с колоссальной акролитной (исполненной из мрамора и позолоченного дерева) статуей бога; Вверху правой части котловины находилось святилище Афродиты и Гермеса, расположенное у источника Салмакиды. Соответственно этому святилищу на левой стороне полукружия возвышался дворец царя Мавсола. Это было великолепное здание, богато украшенное проконесским мрамором.

Стены дворца Мавсола были выведены из кирпича-сырца и покрыты штукатуркой, отличавшейся зеркально гладкой поверхностью.

Из этого дворца направо открывался великолепный вид на рыночную площадь, порт и панораму городских зданий, а налево от него, внизу, находился укрытый военно-морской порт, куда было удобно отдавать кораблям приказы правителя.

Из описания Витрувия мы можем уловить широко задуманную композицию городского ансамбля, веерообразно расположенного в котловине, по форме напоминающей полуворонку. Свободно скомпонованные разнообразные здания, наиболее значительные в этом ансамбле (Мавзолей, храм Афродиты и Гермеса, дворец Мавсола), как бы расходятся от городской площади и уравновешивают друг друга.

Среди сооружений Галикарнаса особого внимания заслуживает гробница Мавсола (Мавзолей). Постройка была начата этим правителем и завершена после его смерти вдовой — Артемисией (около 353 г. до н.э., рис. 20). Строителями Мавзолея были архитекторы Пифей (или Пифий) и Сатир. Богатые скульптурные украшения исполнили лучшие скульпторы того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар.

Галикарнасский Мавзолей представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66X77,5 м. Первый, цокольный этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка скорее всего увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз, Мавзолей имел три таких фриза, но их располо-жение точно не установлено.

Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Число колонн на различных реконструкциях не совпадает. Обычно принято считать, что на коротких сторонах было по девяти, а на более длинных — по одиннадцати колонн ионического ордера. Форма капителей этих колонн повторяет старую ионическую форму, но пропорции их изменены: вынос волют значительно меньше, а глазки их лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители более компактный и сжатый вид (рис. 21).

В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. Карниз имел ряд зубчиков. Если принять наличие в антаблементе фриза наряду с зубчиками, то это означает удвоение равнозначного элемента ордера, отвечавшего триглифнометопному фризу дорики (т.е. концам балок потолочного перекрытия). Такое удвоение, не встречающееся в ранних образцах ионического ордера, свидетельствует о некоторой утрате зодчим чувства тектоники и вместе с тем указывает на усиление интереса к декоративному эффекту, стремление придать зданию пышный, парадный вид. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Ее очертания реконструируются по-разному. Между колоннами были расположены статуи львов, вверху находились колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней (рис. 22).

У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников. Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и выразительной передачей бурного пафоса борьбы (рис. 23). За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей.

Потолок внутреннего помещения нижнего яруса, вероятно, поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического стиля. В помещении второго яруса потолок, возможно, опирался также на пятнадцать коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, как и столбы первого этажа. Так, в Мавзолее, как и в ряде других построек IV в. до н. э., совмещались элементы всех трех ордеров. Более того, помимо чисто эллинских форм ионической колоннады зодчие Мавзолея ввели ступенчатую пирамиду, свойственную архитектуре древнего Востока, а также высокий цокольный этаж, характерный для надгробных сооружений Малой Азии.

Развивая ту же композиционную схему, что книдская «Львиная гробница», Галикарнасский Мавзолей превосходит последнюю в несколько раз своими размерами и далеко оставляет позади богатством и сложностью своей архитектуры. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура и т. д.), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий. Если монументальное эллинское зодчество имело основной задачей сооружение общественных зданий, удовлетворявших потребности граждан республиканского полиса, то Мавзолей, предназначенный служить не только надгробным памятником, но и местом заупокойного культа обожествленного правителя, в -своем идейном содержании и художественном образе отражает переход от рабовладельческой демократии предшествующего периода к рабовладельческим монархиям восточного типа — переход, получивший свое завершение в последующий, эллинистический период греческой истории.

Мавзолей, стоявший еще во всем великолепии в XII в., был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV в. В настоящее время мы располагаем лишь фрагментами архитектурных и скульптурных частей монумента Мавсола, которые недостаточны для исчерпывающей и не вызывающей сомнений реконструкции.

Среди ионических построек IV в. до н. э. в Малой Азии, как и в предшествовавшем столетии, важное место занимали огромные храмы, диптеры, строительство которых растягивалось на многие десятилетия. К числу таких сооружений относится храм в Сардах.

Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды, V и IV вв. до н. э. План

24. Сарды. Храм Артемиды, V и IV вв. до н. э. План

25. Сарды. Храм Артемиды. Капитель и база колонны IV в. до н.э., руины храма

Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды. Капитель и база колонны IV в. до н.э. Архитектура Древней Греции. Сарды. Храм Артемиды. Руины храма

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера. Его размеры по стилобату составляют 48,5X104 м (рис. 24). При перестройке храма около 325 г. до н.э. после пожара была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V в. до н.э. В римскую эпоху, во II в., целла была поделена пополам. Храм имел 8 X 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасадам. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего на один интерколумний.

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия. Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (рис. 25). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы.

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени позволил некоторым исследователям предположить, что наружные колоннады были добавлены в начале II в. до н.э. при Евмене II, возможно под влиянием Гермогена, строившего в Магнесии на Меандре.

Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. План (реконструкция) Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды. Реконструкция
Архитектура Древней Греции. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. Фрагмент нижней части колонны

26. Эфес. Храм Артемиды, после 356 г. до н. э. План (реконструкция), фрагмент нижней части колонны

27. Эфес. Храм Артемиды. Реконструкция

Храм Артемиды в Эфесе. Вскоре после пожара в 356 г. до н.э. архаического храма Артемиды в Эфесе началась постройка нового храма. Сооруженный с не меньшим великолепием, чем прежний, он считался, подобно Мавзолею, одним из «семи чудес света». Строителем нового Артемисиона, представлявшего собой грандиозный диптер, был архитектор Хейрократ.

При постройке был в основном сохранен прежний план, но стилобат поднят еще на несколько ступеней. Число и расположение колонн (за исключением восьмиколонного главного фасада) точно не установлены, Приводимая реконструкция (рис. 26, 27) сделана на основе описания храма Плинием, но исходит из предположения, что указанное в этом описании число колонн является ошибкой переписчика (следует считать CXVII вместо CXXVII?).

Пьедесталы колонн, покрытые рельефами, повторяют архаические; возможно, что указанное Плинием число их — тридцать шесть — относится именно к новому храму.

От Артемисиона IV в. до н.э. дошли фрагменты мраморной (а не черепичной, как ранее) кровли над птероном, сима которого украшена теперь аканфом вместо фигурного рельефа, примененного в архаическом храме.

Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады. Сохранившиеся фрагменты ордера

28. Приена. Святилище Афины Полиады. Сохранившиеся фрагменты ордера

29. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. Реконструкция общего вида и алтаря, ордер храма Афины, план святилища: 1 — пропилон; 2 — алтарь; 3 — храм Афины; 4 — сокровищница; 5 — стены более поздних домов

Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. Реконструкция общего вида и алтаря, ордер храма Афины
Архитектура Древней Греции. Приена. Святилище Афины Полиады, около 335 г. до н. э., арх. Пифей. План святилища

Храм Афины в Приене. Значительно более скромный по размерам храм Афины в Приене был построен до 334 г. до н.э., как это видно из посвятительной надписи Александра Македонского, сохранившейся на южном анте пронаоса. Построил храм архитектор Пифей, соорудивший также и Мавзолей в Галикарнасе.

Длина храма 37,2 м, ширина 19,55 м. Он был построен из мрамора и представлял собой ионический периптер, имевший на торцовых сторонам по шести, а на продольных — по одиннадцати колонн (рис. 28, 29).

План Приенского храма Афины очень прост. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, однонефной целлы и опистодома. Пронаос, так же как и опистодом, был двухколонный, обрамленный с боков антами. Но глубина пронаоса была больше, чем опистодома, и превышала половину глубины целлы. Такой глубокий пронаос, вытянувшийся почти на три боковых интерколумния, сближает приенский храм с ионическими диптерами VI в. до н. э.


Глава «Сооружения Малой Азии» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)