Сооружения Аттики и Средней Греции IV в. до н.э.

Арсенал в Пирее. Портик Филона в Элевсине. Театр Диониса в Афинах. Памятник Лисикрата


Архитектура Древней Греции. Пирей. Арсенал, 346—328 гг. до н.э. Реконструкция плана (фрагмент) и фасада по Шуази
30. Пирей. Арсенал, 346—328 гг. до н.э. Реконструкция плана (фрагмент) и фасада по Шуази

Арсенал в Пирее. Выше указывалось, что Пелопоннесская война обусловила резкое сокращение строительной деятельности в Афинах. Лишь около середины IV в. до н. э. намечается некоторое оживление в монументальном зодчестве Аттики. В 346—328 гг. до н. э. построен арсенал в Пирее (рис. 30). Это здание было разрушено в 86 г. до н.э. во время войны Суллы с Митридатом, и остатки его до сего времени обнаружить не удалось. Об этом здании нам известно только по письменным свидетельствам древних авторов и надписям, в которых подробно изложены условия подряда. Арсенал предназначался для хранения корабельных снастей. Строили его Евтидом, сын Деметрия из Мелиты, и Филон, сын Эксекеста из Элевсина. Постройка была возведена из актейского камня, некоторые части — из мрамора: она имела четыре плефра (131,2 м в длину и около 18 м в ширину). У этого длинного и узкого здания на торцовых сторонах были двойные двери. Внутреннее пространство разделялось на три нефа двумя рядами столбов, по тридцати пяти в каждом ряду. Столбы отличались стройными пропорциями, высота их почти равнялась 11 D. Средний неф служил для прохода, а в боковых нефах хранились корабельные снасти.

Над цоколем располагались орфостаты, выше поднималась квадровая кладка, увенчанная дорическим триглифнометопным фризом и карнизом. Высота стены, включая триглифный фриз, равнялась 9,82 м. Внутрь здания свет проникал через окна; на торцовых сторонах их было по три, а на продольных они были расположены по одному на каждый интерколумний. Высота окон была 0,98 м, ширина 0,66 м. Окна имели медные рамы: двери арсенала снаружи были окованы медью.

Портик Филона в Элевсине. Довольно оживленная строительная деятельность развивалась в середине 2-й половины IV в. до н.э. в другом аттическом городе — Элевсине. Здесь в середине IV в. до н.э. были выстроены великолепные пропилеи и позднее — храм Плутона.

Один из архитекторов Пирейского арсенала Филон приблизительно в 311 г. до н.э. пристроил к элевсинскому Телестериону Иктина двенадцатиколонный портик дорического ордера. Портиком Филона украшался главный, юго-восточный фасад здания (противоположной, северо-западной стороной Телестерион примыкал к скале). Приподнятый на четырехступенчатом основании портик имел в длину около 56 м и 11,5 м в ширину. По фасаду стояло двенадцать колонн; за ними, во втором ряду, две колонны обрамляли с боков вытянутое пространство портика. От углов здания в сторону двух последних колонн выдвигались небольшие выступы — анты.

Портик Филона своей длиной и глубиной несколько отличался от храмовых и других портиков классической эпохи. В нем намечались черты нового архитектурного типа, полное развитие которого мы встретим лишь в многоколонных зданиях эпохи эллинизма.

Архитектура Древней Греции. Афины. Театр Диониса, начат в конце V в. до н. э., закончен в 338—326 гг. до н.э., перестраивался в римскую эпоху. Почетные кресла Архитектура Древней Греции. Афины. Театр Диониса. Вид руин в современном состоянии

31. Афины. Театр Диониса, начат в конце V в. до н. э., закончен в 338—326 гг. до н.э., перестраивался в римскую эпоху. Почетные кресла

32. Афины. Театр Диониса. План. Вид руин в современном состоянии

Архитектура Древней Греции. Афины. Театр Диониса. План

Театр Диониса в Афинах возник еще в IV в. до н.э., но получил монументальное оформление лишь в IV в. до н. э. Расположенный на неровных скалах южного склона Акрополя театрон, вмещавший около 17 тыс. человек, имел неправильную общую форму плана, хотя ряды зрителей — всего 78 рядов — были расположены по окружности (рис. 31, 32). Театрон имел два кольцевых прохода, верхний из которых находился на 22,5 м выше уровня орхестры. Высота ступенчатых мест для зрителей была невелика — всего 0,33 м, поскольку сиденья были рассчитаны на укладку подушек. В подступенке имелось углубление для ног. Ширина каждого уступа составляла 0,85 м. Ступени лестниц имели общую высоту, равную высоте сидений 0,33 м, но проступям придавался небольшой наклон, так что у наружного края ступени имели в высоту всего 0,22 м.

Первый ряд мест, предназначавшийся для почетный граждан, состоял из мраморных кресел. В центре их выделялось богато украшенное кресло жреца Диониса Элевтерия, располагавшееся напротив алтаря, помещавшегося в центре орхестры. Диаметр орхестры составлял 19,61 м. За нею помещалась скена. В эпоху Ликурга ее длина была 46,5 м, а ширина 6,4 м; пол лишь на одну ступень возвышался над уровнем орхестры.

Возможно, одновременно с театром в IV в. до н.э. была сооружена и примыкавшая к нему позади скены стоя, обращенная портиком к святилищу Диониса и служившая также в качестве фойе для зрителей.

Театр Диониса, особенно его сценическая часть, был сильно переделан в эллинистическую и римскую эпохи.

Архитектура Древней Греции. Афины. Памятник Лисикрата. Ордер Архитектура Древней Греции. Афины. Памятник Лисикрата, 334 г. до н.э. Общий вид

33. Афины. Памятник Лисикрата, 334 г. до н.э. Общий вид, планы (детальный и схематический), фасад, разрез

34. Афины. Памятник Лисикрата. Ордер

Архитектура Древней Греции. Афины. Памятник Лисикрата, 334 г. до н.э. Планы (детальный и схематический), фасад, разрез

Памятник Лисикрата сооружен одним из богатых афинских граждан в память победы на дионисийских празднествах 335—334 гг. до н.э. хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорегические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу (рис. 33, 34).

Памятник трактован как монументальная постройка высотой 11 м, хотя, по существу, это лишь постамент под полученный в виде приза треножник. Постройка состоит из квадратного в плане цоколя и украшенного шестью коринфскими полуколоннами цилиндра. Слегка конусообразная, покрытая черепицей и украшенная антефиксами кровля была увенчана пышным акротерием, на котором был водружен треножник. Капители и все венчание памятника разработаны чрезвычайно богато. Антаблемент трехчастный и совмещает скульптурный фриз с зубчиками под карнизной плитой.

Конструкция этого маленького сооружения чрезвычайно своеобразна: его цилиндр, полый внутри, образован колоннами, несущими перекрытие (капители колонн с внутренней стороны не разработаны), и заполнением, представляющим самостоятельную, лишь притесанную к колоннам кладку. Вся крыша памятника вместе с карнизом состоит из одного большого камня, обработанного изнутри в виде свода.

К числу хорегических монументов относится также памятник Фрасила, представляющий собой архитектурно обработанный грот в южной скале Акрополя, находящийся как раз над верхними рядами мест театра Диониса (рис. 35).

Архитектура Древней Греции. Афины. Памятник Фрасила, 2-я половина IV в. до н.э. Фасад, планы, угол антаблемента (заштрихован профиль основания статуи)
35. Афины. Памятник Фрасила, 2-я половина IV в. до н.э. Фасад, планы, угол антаблемента (заштрихован профиль основания статуи)

Глава «Сооружения Аттики и Средней Греции» подраздела «Архитектура Древней Греции IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)