Композиционные принципы в архитектуре Рима эпохи Республики

Как в отдельных зданиях, так и в больших ансамблях эпохи республики, прослеживается удивительное единство композиционных принципов. Оно восходит к той отдаленной эпохе, когда вместе со многими особенностями этрусской религии римляне глубоко усвоили характерные черты композиции этрусских храмов: строго симметричное относительно центральной оси построение здания, рассчитанного на фронтальное восприятие. Вначале это проявилось главным образом в культовой архитектуре. Но, попав на благоприятную почву (эти принципы необычайно соответствовали психическому складу латинян с их тяготением к упорядоченности и регулярности), они получили широкое развитие во всех основных типах италийских сооружений.

В процессе формирования своей архитектуры римляне отбирали из греческого и эллинистического наследия только то, что не противоречило их композиционным принципам. Типичным примером является переработка рассчитанного на круговое обозрение греческого периптера, стоящего на ступенчатом основании, в духе италийской фронтальности. Показательно создание ими замкнутого, доступного лишь с главного фасада псевдопериптера, а также придание круглым храмам, форма которых вызывает стремление к обходу, односторонней ориентации. Не случайно и применение апсиды в храме, базилике, нимфее, так как она сильнее выявляла продольную ось здания.

Осевая композиция рано проявилась в италийском жилом доме — том типе сооружений, в котором этнические особенности народа сказываются особенно ясно, и безраздельно господствовала в нем свыше четырех столетий. В столь крупных общественных сооружениях, как форумы, она была применена во II в. до н.э. (о чем свидетельствует форум Помпей), достигнув наиболее четкого выражения в столичном форуме Цезаря в самом конце республики.

При всей своей универсальности фронтальная осевая композиция отнюдь не была жесткой схемой, сковывающей развитие. Выражая определенные общие принципы, она в их пределах открывала достаточный простор индивидуальным решениям, учитывающим всю неповторимую конкретность условий строительства и характера участка, требований к постройке, вкусов заказчика и исполнителя и т.п. В приложении к жилищу осевая композиция обеспечивала определенный порядок в расположении помещений, обусловленный образом жизни римской семьи. Отражая в своей планировке постепенные изменения жизненного уклада, атриумно-перистильный дом с его развивающимися в глубину вдоль главной оси помещениями дал многочисленные, своеобразные варианты римского жилища.

Не менее важным композиционным приемом было террасное построение отдельных зданий или их групп, естественное в условиях гористой Италии. В немалой степени оно было связано с глубокой потребностью римлян в постоянном общении с природой. Раскрывая на природу здание, до этого оживляемое лишь иллюзорным, застывшем в своей неизменности пейзажем стенных росписей, террасная композиция обогатила интерьер живыми панорамами. Подлинный пейзаж, постоянно меняющий в течение дня свои краски, возник в рамках окон и в обрамлении колоннад портика.

Тонкое ощущение природной среды помогало римским зодчим настолько органично включить архитектуру в пейзаж, что она, изменяя и дополняя его, не воспринималась как чужеродный элемент. Храмы на вершине гор кажутся выросшими из них своими субструкциями, а каменистые склоны холмов естественно переходят в облицованные камнем субструкции террас жилых домов, вилл или святилищ.

Наивысшего расцвета террасная композиция достигла в первой половине I в. до н.э. в святилищах Пренесте и Тибура. В них фронтальная осевая композиция приобрела большой пространственный размах и обогатилась динамикой, присущей террасным построениям с их последовательно повышающимися и сменяющими друг друга архитектурными объемами и формами. По сравнению с храмом в Габиях в святилище Геркулеса достигнута та непрерывность перехода от одного архитектурного объема к другому, благодаря которой движение к храму приобрело характер плавного торжественного восхождения. В святилище Фортуны движение архитектурных масс подчинено более сложному ритму. Медленно нарастая в тяжелых нижних ярусах, оно переходит далее в стремительный подъем крутых лестниц средних террас, подводящих к площади, и, прерванное этой паузой, продолжается новым взлетом вверх к замыкающему композицию легкому круглому храму на вершине. Симметричное расположение портиков, экседр, фонтанов и статуй на отдельных террасах сосредоточивает все внимание на главной оси комплекса. Вот почему развивающееся на этом живописном фоне движение архитектурных форм охватывает весь огромный склон горы и объединяет все части сложного и протяженного ансамбля.

Римская архитектура республики дала блестящие образцы последовательного развития фронтальной осевой композиции в больших масштабах. Наряду с этим существовал и другой принцип композиции, проявлявшийся реже и предполагавший свободную асимметричную планировку. Чаще всего он применялся в виллах и некоторых домусах, где при асимметрии целого отдельные части сохраняли осевую симметрию.


Глава «Композиция» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер