Архитектура Римской республики
История Римской республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. до н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи. Территория республики не была постоянной и постепенно расширялась по мере развития римской государственности.
Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Лация (одна из областей средней Италии), затем под его властью объединяются все области Италии, Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму.
История рабовладельческой Римской республики — это непрерывная борьба, как внутренняя, так и внешняя. Социальная борьба в Риме проходит несколько этапов и определяется различными факторами. В первый период — это конфликт между старой знатью — патрициями, сгруппировавшимися вокруг высшего органа власти — сената, и рядовым населением города, лишенным политических прав, — плебеями. Получение плебеями всех формальных прав римских граждан только изменяет характер противостоящих друг другу социальных и политических группировок. В новую правящую группу (нобилитет) сливаются патриции и богатые плебеи, антагонистом которых выступает безземельное население Рима. Реформы братьев Гракхов (II в. до н.э.) не смогли надолго задержать этот процесс, и в I в. до н.э. социальные противоречия обостряются до предела. Другим важным фактором политической истории Рима является стремление знати завоеванных Римом италийских городов (в первую очередь городов Лация, по этническому составу населения и по культуре близких Риму) к получению ею прав римского гражданства. И, наконец, огромное значение имела постоянная незатухающая борьба рабов против рабовладельцев. Многообразная по формам, она достигла своего апогея в двух восстаниях в Сицилии (II в. до н.э.) и грандиозном восстании Спартака (I в. до н.э.).
Внутренние социальные конфликты постоянно сопровождались внешними войнами, в которых Рим чаще всего выступал как агрессивная сторона. Наиболее тяжелыми для Рима были борьба с нашествием галлов (конец IV в. до н.э.) и три Пунические войны с сильнейшей морской державой западного Средиземноморья Карфагеном (III—II вв. до н.э.). Особенно опасное положение сложилось во время второй войны, когда карфагенский полководец Ганнибал поставил Рим на грань катастрофу.
Острейшие внутренние противоречия в течение I в. до н.э. вылились в целый ряд гражданских войн, вызванных невозможностью существования на старых основах грандиозной Римской державы. Старые формы социальной организации города-государсва, разросшегося до огромных размеров и поставившего в те или иные формы зависимости почти все Средиземноморье, пришли в противоречие с новой действительностью. Необходимость кардинальной реорганизации политического строя Рима, консолидации всего класса рабовладельцев перед лицом угнетенных масс породила Римскую империю. Многие полководцы республики конца II—I в. до н.э. стремились в той или иной форме обеспечить себе единоличную власть: Марий, Сулла, Помпей, Цезарь, Антоний. Это удалось лишь Августу (30 г. до н.э.— 14 г. н.э.).
В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные ими народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии и Сицилии (Великой Греции) и этрусков.
Период республики — это время становления римской культуры и, в частности, архитектуры. Римская культура не имела столь яркого Творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влиянием культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры, богатейшее наследие которых и живая практика греческих мастеров постоянно питали римскую культуру.
В этот сложный период поисков и формирования собственных типов сооружений и архитектурных форм, соответствующих специфическим потребностям римского жизненного и государственного уклада, римлянами были восприняты у греческой и эллинистической архитектуры и преобразованы ордерная система, различные типы зданий (храмов, театров и др.), перистиль в общественных сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и в жилище, а также мотивы и техника архитектурного декора, скульптуры и живописи.
Для римских зодчих было характерно смелое развитие конструктивной мысли, быстрое совершенствование строительной техники и высокое инженерное мастерство. Рационализм, присущий римским зодчим, оказался и в их исключительном умении тонко учитывать и максимально использовать все особенности участка — его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды и т.д. Особенно это выразилось в римском жилище, театре и в термах. Чрезвычайно велика роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектуру в природу.
Анализ зодчества республики позволит проследить, как на основе некоторых типов зданий, отдельных композиционных и декоративных элементов, воспринятых из этрусской, греческой и эллинистической архитектуры, складывались характерно римские типы сооружений. Формирование многих из них завершилось уже к концу I в. до н.э.
Г.А. Кошеленко
К концу республики в основном закончился процесс формирования римской архитектуры. К этому времени были выработаны римская схема города и главные типы общественных, жилых, инженерных и погребальных сооружений, сформулированы свои композиционные принципы, создан свой архитектурный язык и декоративная система, а освоение бетона и разработка сводчатых конструкций открыли перед зодчими большие возможности.
Уже в этот период ярко выразился рационалистический характер римского зодчества, главенство в нем функционального начала, которое определяло и план, и архитектурное решение зданий, и дифференцированное употребление строительных материалов, и особенно их декора.
В I в. до н.э. наметился переход к более крупному масштабу сооружений, к монументальности архитектурного образа и к большому пространственному размаху ансамблей.
М.Б. Михайлова
Главы подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев, М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов , С. А. Кауфман (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий