Архитектурный декор Рима эпохи Республики
Об архитектурном декоре этого периода дают представление дома Помпей, Геркуланума и Рима.
Уличные фасады домов, за которыми располагались таберны, нередко украшались фресками, изображающими богов-покровителей или сцены, связанные с ремеслом владельца (рис. 81). В интерьере большую роль играли стенописи. Стены расписывали по штукатурке восковыми красками, после чего их поверхность подвергалась полировке, под которой цвета сохраняли всю свою интенсивность. Римская монументальная живопись сложилась на основе этрусской художественной традиции (росписи гробниц) под постоянным воздействием эллинистической живописи, произведения которой копировались италийскими мастерами. Но принцип композиции росписей на стене и трактовка мифологических сюжетов и образов являлись чисто римскими. Различаются четыре основных стиля росписей, два из которых употреблялись в период республики.
81. Вывески помпейских таберн: 1 — улица с табернами; 2 — изображение бога торговли Меркурия; 3 — изображение Венеры на слонах (эмблема Помпей) 82. Помпеи. Дом Саллюстия. Декорпервого стиля 83. Росписи второго стиля: 1 — Помпеи, вилла Мистерий, I в. до н.э., фрагмент росписи; 2 — Боскореале, роспись в доме Фанния Синистора |
|
До 80 гг. до н.э., а в провинциях и позже господствовал первый («инкрустационный») стиль, являющийся италийским вариантом распространенной эллинистической декорации стены. При этом стена членилась сделанными из штукатурки цоколем, фризом и карнизом (а в ряде случаев и пилястрами от уровня пола). Росписи цоколя воспроизводили дорогую мраморную облицовку из черных или желтых орфостатов. Росписи поля стены искусно имитировали правильные ряды желтых, зеленоватых, красноватых или белых с прожилками мраморных блоков стены (рис. 82).
Замкнутость римского дома и теснота его комнат породили стремление зрительно расширить их пространство средствами живописи. В конце II в. до н.э. возник второй стиль росписей, ранними образцами которого были фрески дома Грифов на Палатине. В развитом втором стиле сохраняется трехчастное деление стены по горизонтали, но подий, стоящие на нем пилястры и карниз были уже не реальными деталями из стука, но живописными их имитациями. Среднее поле стены между пилястрами занимали изображения храмиков, экседр, домов и портиков или фигур в пейзаже, написанные с применением светотени, линейной и воздушной перспективы. Они создавали иллюзию исчезновения стен и расширения внутреннего пространства дома. Таковы прекрасные росписи виллы Фанния Синистора и виллы Мистерий (рис. 83). В последних особенно ясно видно построение многопланового пространства. Действий мистерии развертывается как будто в реальном пространстве зала, так как фигуры ее участников движутся, стоят или сидят перед образующей фон красной плоскостью стены с пилястрами, в иллюзорном пространстве между нею и плоскостью нарисованного подия. Второй стиль применялся до 14 г. н.э.
Кроме стенописей украшением римского дома служил и пол. Долгое время полы покрывались раствором цемента, смешанного с кусочками травертина и битой черепицы (вилла Мистерий). В святилище Фортуны в Пренесте пол был составлен из кусочков мрамора, расположенных в определенной системе. В доме Грифов и в нескольких домах Помпей узор пола стал геометрическим: кубики, составленные из ромбов белого, серого и черного мрамора, отличались иллюзорной объемностью, затруднявшей движение, — шутливый эффект, свойственный римскому вкусу (известна мозаика триклиния, с натуралистической убедительностью изображавшая замусоренный пол). Во II—I вв. до н.э. полы часто украшали сюжетные мозаичные панно (изображение уток и кошки, напавшей на птицу, в доме Фавна). Особенно знаменита огромная мозаика из дома Фавна, показывающая драматический момент битвы Александра Македонского с Дарием и являющаяся выдающимся произведением искусства периода республики.
Глава «Декор» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий