Архитектура вице-королевства Новая Гранада (Эквадор, Колумбия и Венесуэла)

Северо-западные области Южной Америки — современные Эквадор, Колумбия и Венесуэла — вошли в начале XVIII в. в состав вице-королевства Новая Гранада. Колонизация этих районов осуществлялась монашескими орденами, главным образом францисканцами. Порабощая экономически и духовно местное население, они насаждали новые формы быта, новое искусство. Францисканский монастырь в Кито, основанный в 1535 г., стал первой на материке художественной школой, где метисов и индейцев обучали искусствам и ремеслам, европейским приемам мастерства. Благодаря этому к концу XVI в. столица Эквадора превратилась в подлинный центр художественной жизни будущего вице-королевства, влияние и первенство которого сохранялось на протяжении всего колониального периода.

Среди разноплеменных основателей художественной школы преобладали выходцы из Италии и Фландрии, получившие образование в католической столице мира — Риме. Академическая подготовка учителей определила характер начавшей создаваться под их руководством новой архитектурной традиции. В Эквадоре, Колумбии, Венесуэле в отличие от других испанских колоний сильно влияние итальянской архитектуры, в основном итальянского ренессанса, в значительно меньшей степени — барокко, в которых совершенно растворились отдельные мотивы индейского искусства.

Культура индейцев оказала слабое влияние на зодчество вице-королевства Новая Гранада. На землях Эквадора, незадолго до прихода испанцев, вошедших в империю инков, строительные традиции последних не успели укорениться. До Колумбии инки не дошли; какие бы то ни было формы монументальной архитектуры там отсутствовали. Колумбия, Эквадор и Венесуэла, удаленные от основных культурных и экономических центров Южной Америки — Лимы и Куско, поддерживали значительно менее тесные контакты с метрополией. Сюда редко заезжали испанские мастера.

Наибольший размах строительной деятельности приходится здесь на 2-ю половину XVI — 1-ю половину XVII в. В конце XVI в. были возведены, а в 1-й половине XVII в. декорированы основные сооружения вице-королевства.

Как только спали порожденные конкистой подъем и воодушевление, жизнь в этих районах, специализировавшихся на занятиях сельским хозяйством и потому мало интересовавших испанскую корону, как бы остановилась. Добыча золота в Западной Колумбии не требовала такой концентрации рабочей силы, как добыча серебра. Это обусловило относительную малочисленность городов, редкое коренное население — концентрацию монастырей в городах. Установленные во время захватов порядки оставались здесь незыблемыми на протяжении трех веков. Всем этими объясняются слабая выраженность индейских влияний, устойчивость однажды завезенных типов зданий и их художественной характеристики, замедленность развития и консерватизм архитектуры 2-й половины XVII — начала XIX в. Она так и не смогла достигнуть уровня XVI в. За немногими исключениями (Компаниа в Кито), постройки конца XVII и XVIII столетия повторяют обычно в упрощенной, провинциальной интерпретации более ранние образцы.

И еще особенность. Детали итальянского ренессанса и ордерные формы здесь широко и свободно сочетаются с формами и приемами арабской архитектуры. Вовремя завоевания в страну прибыло около 200 мастеров-арабов, принявших христианство, сражавшихся в отрядах конкистадоров и затем осевших в Кито. Частые землетрясения и отсутствие у местного населения навыков каменной кладки, бедность этих земель строительным камнем благоприятствовали распространению легких и простых в изготовлении деревянных покрытий мудехара. Законы построения арабского орнамента оказались родственными орнаментике аборигенов. Основным мотивом местного орнамента является геометрический, состоящий из прямых линий и спиралей, из сочетаний которых создавалось множество узоров. Этим и объясняется несравнимая с другими районами Латинской Америки интенсивность восточных влияний, сохранявшихся в культовой архитектуре до начала XIX в., а в жилище вплоть до сегодняшнего дня. Сочетание арабских мотивов с ренессансными (в Испании они соседствовали с готическими) составляет неповторимую особенность архитектуры вице-королевства Новая Гранада.

Самым ранним, характерным и отлично сохранившимся памятником Кито является монастырь Сан-Франсиско — первый из созданных орденом в Южной Америке. Он был заложен через несколько дней после основания испанского города на руинах столицы инков. Грандиозный монастырский комплекс, насчитывавший до 15 дворов, украшался на протяжении всего колониального периода с пышностью и размахом, оставляющим далеко позади дворцовые постройки Куско. Главным его сооружением является трехнефная церковь с повышенной центральной частью и деревянным покрытием из кедра в стиле мудехар, от которого уцелело до наших дней только средокрестие.

Архитектура Латинской Америки: Кито. Церковь Сан-Франсиско, фасад — 1580-е годы
Рис. 43. Кито. Церковь Сан-Франсиско, фасад — 1580-е годы

Полный великолепия фасад, законченный в 1580-е гг., напоминает итальянизированный вариант испанского ренессанса, в частности церковь Эскориала, а сложное построение лестницы, подчеркнутость осевой композиции — виллу Капраролла (рис. 43). Традиционный двухбашенный фасад приобретает неожиданное своеобразие и монументальность благодаря широкому и эффектному использованию рустовки. Между широкими, слабо выступающими над плоскостью фасада полосами расположены узкие полосы, выполненные более рельефно. Беспокойная, создающая выразительные светотеневые контрасты поверхность, служит фоном для гладких колонн портала.

Обилие горизонтальных линий усиливает массивность и без того приземистых объемов храма. А детализация и многообразие рустовки, воспринимающейся как богатый орнаментальный узор, подчеркивает впечатление тяжеловесной роскоши, которое отличает это задание. Несмотря на применение только европейских деталей, здесь происходит как бы переоценка ценностей. Важнейший элемент композиции фасада — колонны — при всей крупности форм, каноничности ордерных соотношений теряются на фоне языческой по декоративному богатству и мощи стены.

Архитектура Латинской Америки: Кито. Церковь Ла Компаниа, XVII—XVIII вв.
Рис. 44. Кито. Церковь Ла Компаниа, XVII—XVIII вв.

Самым выдающимся памятником XVII—XVIII вв. является церковь Ла Компаниа в Кито (1605—1689, рис. 44). Ее план обычен для иезуитской церкви: один неф и два ряда капелл по бокам, соединенные проходами и образующие анфиладу, перекрыты сводами. В подражание церкви Компаниа в Кито наряду с деревянными покрытиями начинается строительство храмов с кирпичными полуциркульными сводами. Характерный для арабской архитектуры и распространенный в зодчестве Кито XVI в. прием сплошного декорирования стен путем бесчисленных вариаций несложных мотивов не исчезает.

Строители церкви были великолепными декораторами, сохранившими верность арабским мотивам и технике. Плоская вязь мавританских узоров, где геометрический орнамент и растительные формы соседствуют с куфическими надписями, вырезанными в гипсе и на деревянных панелях, покрывает внутри стены, своды, пилястры.

Богатству декоративных форм вторит интенсивность цветовой гаммы. Золото скульптур и орнаменты, обрамленные полосой интенсивного синего цвета, выступают на белом и сверкают на красном фоне. Однако яркость и обилие декора нигде не переходит в чрезмерность. Его композиция всегда уравновешена и симметрична, формы строго очерчены, мелки и не нарушают чистоты основных архитектурных линий.

Фасад церкви Ла Компаниа (1722—1765) отмечает новый этап в развитии декоративного стиля Кито, его «европеизацию». Динамичность сложной композиции главного фасада достигается контрастным движением противоположно направленных витков парных колонн, многообразием раскрепованных, разорванных, криволинейных наличников и фронтонов, резкостью сопоставления могучей пластики колонн и мелкой беспокойной креповки как бы дрожащих пилястр, украшенных плоской прозрачной резьбой.

Европеизация архитектуры Кито сказалась и в декоре интерьеров церквей, восстанавливавшихся после разрушительного землетрясения 1755 г. Принцип сплошного декорирования поверхностей интерьера остается прежним, но обогащается мотивами, заимствованными из арсенала итальянского ренессанса. В общем эти формы консервативны и повторяют запоздалое по сравнению с Европой убранство церквей 2-й половины XVII в. в Тунхе и Боготе в Колумбии. Однако последние никогда не достигали пышности и размеров храмов Кито, которые производят впечатление по- истине царственного великолепия.

Под влиянием фасада церкви Ла Компаниа в Кито получают распространение новые формы ретабло. Повторение композиции ее фасада в деревянных ретабло, как это имеет место в Кито, и, наоборот, характерное для Мексики воспроизведение форм ретабло на фасадах (в камне), не представляло никаких трудностей и было естественным в декоративных по природе стилях колониальной эпохи. Ретабло церкви Ла Компаниа являются копией фасада иезуитской церкви. В некоторых случаях ретабло церквей Кито копируют ретабло Лимы, приобретая еще более динамичную и беспокойную композицию. Общие для всех типов ретабло черты — несовпадание горизонтальных членений, противопоставление прямых линий круглым и многолопастным, расположенные на разных уровнях ниши разной глубины, провалы и выступающие за плоскость ретабло колонны, построенное на причудливом сочетании сегментных форм завершение алтарей, резьба, словно чеканка по золоту, покрывающая эти сложные композиции — пальмовые листья, пальметы, реальные и фантастические животные и растения, — все превращает ретабло 2-й половины XVIII в. в апофеоз декоративного убранства интерьера. В неуемной пышности, нагроможденности декоративных мотивов, драматизме светотеневого контраста дают о себе знать художественные вкусы местного населения.


Глава «Архитектура вице-королевства Новая Гранада (Эквадор и Колумбия)» раздела «Америка» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Е.И. Кириченко. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)