Архитектура Трансильвании XVII — первой половины XIX в.

В отличие от Молдавии и Валахии Трансильвания сохраняла свою автономию до 1688 г., когда она вместе с отвоеванной у турок Венгрией вошла в состав империи Габсбургов. До 1688 г. трансильванская архитектура следовала старым местным традициям и традициям других румынских земель, а позднее в ней появляются формы барокко, родственного австрийскому.

В массовом народном строительстве Трансильвании применялось главным образом дерево. Сохранившиеся сельские церкви следуют средневековому типу здания с прямоугольным нефом, с граненой апсидой и западным притвором, увенчанным высокой башней (церковь в Филдул-де-Сус, рис. 15). В некоторых каменных постройках, каковы церковь 1634 г. в с. Порчешть близ Сибиу и трехконховая церковь, дворец и ворота парка конца XVII в. в Сымбата-де-Сус, видны связи с архитектурой Валахии, объясняемые тем, что эти здания были построены валашскими господарями.

Замкам феодалов XVII в. свойственны формы Возрождения в их местной переработке. Одни из них были замками-крепостями, а другие сохраняли с крепостями лишь внешнее сходство. В первых прямоугольный корпус замка с внутренним двором с аркадами окружался земляными облицованными кирпичом валами с бастионами и водяным рвом. Корпус замка не имел оборонительных устройств, и подобия бастионов на его углах вмещали службы или жилые комнаты (Фэгэраш, Ракошул-де-Жос, Медиешул Аурит, Лазаря). Обычно южная сторона с жильем владельца и входной башней была симметричной, а въезд был украшен дорическим порталом. Замки второй группы состояли; из четырех корпусов, окружавших внутренний двор (замок в Иернуте, построенный венецианцем А. Сереной и имеющий подобия бастионов и лоджию с южной стороны, и замок в Бонциде, возможно того же автора), или из одного здания без внутреннего двора (Магна Курия в Дева, 1621; Сынмиклэуш, 1668—1675). В первом двухэтажный корпус заключен между четырьмя павильонами, имитирующими бастионы (рис. 16), а второй имеет более открытый и гостеприимный вид, благодаря лоджии южного фасада, сходной с открытой галереей крестьянского дома, что еще заметней в «куриях» — небольших, часто одноэтажных домах дворянских усадеб.

Рядовые городские жилые дома, состоявшие иногда из комнаты и кухни-мастерской, были фахверковыми с гонтовыми крышами, имели раскрашенные фасады и покрытые резьбой двери и торцы балок. Зажиточные горожане строили себе кирпичные дома, обычно двухэтажные, с лоджией или аркадой на каменных колоннах во дворе. Колонны, наличники окон, порталы покрывались резьбой, типичной для трансильванского Ренессанса (дом в Герле, постоялые дворы в Медиаше и Сибиу), а иногда в таких деталях видны черты валашского стиля Брынковяну (дом У. Габор в Клуже, 1724).

Архитектура Трансильвании: Филдул-де-Сус. Церковь Архитектура Трансильвании: Дева. Здание Магна Куриа, 1621 г.
Рис. 15. Филдул-де-Сус. Церковь Рис. 16. Дева. Здание Магна Куриа, 1621 г.
Архитектура Трансильвании: Альба-Юлия. Ворота городских стен, 1714-1738 гг., Д. Висконти Архитектура Трансильвании: Клуж. Иезуитская церковь, 1718—1724 гг.
Рис. 17. Альба-Юлия. Ворота городских стен, 1714-1738 гг., Д. Висконти Рис. 18. Клуж. Иезуитская церковь, 1718—1724 гг.
Архитектура Трансильвании: Орадя. Католический собор, 1752— 1770 гг., Д. Б. Рикка, Д. Лукини, Ф. А. Хиллебрандт. План
Рис. 19. Орадя. Католический собор, 1752—1770 гг., Д. Б. Рикка, Д. Лукини, Ф. А. Хиллебрандт. План

Формы Возрождения в трансильванской архитектуре со 2-й половины XVII в. начинают сочетаться с элементами барокко, окончательно утвердившегося лишь в XVIII в. сначала в оборонительных сооружениях вроде крепостных стен в Альба-Юлия с их воротами, построенных в 1714—1738 гг. под руководством итальянца Д. Висконти (рис. 17), и в культовых зданиях. Католическая церковь, опора Габсбургов в борьбе против православного крестьянства, дворян и горожан-протестантов, была проводником барокко, с середины века постепенно перенимавшегося местным дворянством. Самая ранняя культовая постройка барокко — церковь иезуитского монастыря в Клуже (1718—1724) — построена по образцу римской церкви Иль Джезу — однонефной с боковыми капеллами, но имеет две башни у западного фасада (рис. 18). Католический собор в Орадя, начатый в 1752 г. итальянскими архитекторами Д. Б. Рикка и Д. Лукини, законченный в 1770 г. арх. Ф. А. Хиллебрандтом из Вены, является трехнефной купольной базиликой с двумя башнями, поставленными под углом к главному фасаду и соединенными с ним изогнутыми в плане стенами (рис. 19). Более просты униатские церкви (собор в Блаже, между 1738 и 1765, арх. А. Э. Мартинелли из Вены, с башнями 1837 г.; собор в Лугоже, начатый в 1759).

Еще проще православные церкви, обслуживавшие румынское большинство населения страны. Они состоят из притвора и нефа, покрытых цилиндрическими сводами, с граненой или полукруглой апсидой и часто с колокольней над притвором (церкви в Джоаджиу-де-Сус, 1-й четверти XVIII в., в Рэшинарь близ Сибиу, 1750, и др.). Строились и трехконховые церкви (в Селиште близ Сибиу, между 1766 и 1788; в Бодроге близ Арада, 1766; Никольская церковь в Брашове, между 1733 и 1755, и др.). Убранство фасадов православных церквей следовало местным традициям в сочетании с элементами архитектуры других румынских земель (церковь в Селиште-Груй, Брашовской обл.), но со второй половины века туда проникают элементы барокко (церкви в Бодроге и Корнеште близ Сигишоары, конец XVIII в., и др.).

Архитектура Трансильвании: Коплеан-Деж. Замок, 1-я половина XVIII в Архитектура Трансильвании: Орадя. Епископский дворец, Ф.А. Хиллебрандт
Рис. 20. Коплеан-Деж. Замок, 1-я половина XVIII в Рис. 21. Орадя. Епископский дворец, Ф.А. Хиллебрандт
Архитектура Трансильвании: Клуж. Дворец Банффи, 1774—1785 гг., Э. Блауман. Главный фасад
Рис. 22. Клуж. Дворец Банффи, 1774—1785 гг., Э. Блауман. Главный фасад
Архитектура Трансильвании: Рэшинарь-Сибиу. «Дом с колоннами»
Рис. 23. Рэшинарь-Сибиу. «Дом с колоннами»

Загородные дворцы периода барокко уже не имели внутреннего двора и состояли из одного прямоугольного в плане здания (замок в Коплеан-Деж 1-й половины XVIII в., рис. 20, и др.) или имели П-образный план (замок Горнешть, 1772—1778, и др.). Таков же по плану и епископский дворец в г. Орадя (арх. Ф. А. Хиллебрандт; рис. 21). Нижний этаж, вмещающий административные помещения, имеет рустовку, а два верхних жилых объединены лопатками. На углах и в середине ритм лопаток прерывается павильонами. Центральный павильон завершается фронтоном, и увенчан куполообразной крышей. Наиболее барочен главный фасад дворца Банффи в Клуже (1774—1785, арх. Э. Блауман из Сибиу, рис. 22) с его криволинейным в плане центральным портиком. Пилястры, членящие фасад, поддерживают крепованный антаблемент, поверх которого идет балюстрада с вазами и статуями. Более строг внутренний двор с мощными арками первого этажа и ионической колоннадой верха. В нем, как и в фасаде дворца Брукенталь в Сибиу (1778—1785, арх. А. Э. Мартинелли), видны элементы идущего на смену барокко классицизма.

Относительная простота трансильванского барокко была причиной того, что классицизм, не внеся заметных изменений в общую композицию зданий, сказался больше в их убранстве (дворец Толдаладь-Корда а Клуже, 1801—1807, арх. К. Жусти, и др.). Та же причина объясняет и широкое распространение классицизма в Трансильвании, как в церквах (церковь в Сату-Маре с большим куполом и колоннадой западного фасада между двумя башнями, 1784—1787), так и в общественных зданиях (нынешний народный совет в Клуже, 1820-е гг., арх. Кагербауэр) и жилых домах (дом Жомбори в Клуже с дорической колоннадой фасада, «Дом с колоннами» в селе Рэшинарь-Сибиу, рис. 23, и др.). При этом (как и раньше, в эпоху барокко) принесенные извне стилистические особенности сочетались с местными композиционными приемами и перерабатывались в соответствии с ними.


Глава «Архитектура Валахии, Молдавии XVIII — первой половины XIX в. и Трансильвании XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Григоре Ионеску. Москва, Стройиздат, 1969

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер