Архитектура Трансильвании XVII — первой половины XIX в.
В отличие от Молдавии и Валахии Трансильвания сохраняла свою автономию до 1688 г., когда она вместе с отвоеванной у турок Венгрией вошла в состав империи Габсбургов. До 1688 г. трансильванская архитектура следовала старым местным традициям и традициям других румынских земель, а позднее в ней появляются формы барокко, родственного австрийскому.
В массовом народном строительстве Трансильвании применялось главным образом дерево. Сохранившиеся сельские церкви следуют средневековому типу здания с прямоугольным нефом, с граненой апсидой и западным притвором, увенчанным высокой башней (церковь в Филдул-де-Сус, рис. 15). В некоторых каменных постройках, каковы церковь 1634 г. в с. Порчешть близ Сибиу и трехконховая церковь, дворец и ворота парка конца XVII в. в Сымбата-де-Сус, видны связи с архитектурой Валахии, объясняемые тем, что эти здания были построены валашскими господарями.
Замкам феодалов XVII в. свойственны формы Возрождения в их местной переработке. Одни из них были замками-крепостями, а другие сохраняли с крепостями лишь внешнее сходство. В первых прямоугольный корпус замка с внутренним двором с аркадами окружался земляными облицованными кирпичом валами с бастионами и водяным рвом. Корпус замка не имел оборонительных устройств, и подобия бастионов на его углах вмещали службы или жилые комнаты (Фэгэраш, Ракошул-де-Жос, Медиешул Аурит, Лазаря). Обычно южная сторона с жильем владельца и входной башней была симметричной, а въезд был украшен дорическим порталом. Замки второй группы состояли; из четырех корпусов, окружавших внутренний двор (замок в Иернуте, построенный венецианцем А. Сереной и имеющий подобия бастионов и лоджию с южной стороны, и замок в Бонциде, возможно того же автора), или из одного здания без внутреннего двора (Магна Курия в Дева, 1621; Сынмиклэуш, 1668—1675). В первом двухэтажный корпус заключен между четырьмя павильонами, имитирующими бастионы (рис. 16), а второй имеет более открытый и гостеприимный вид, благодаря лоджии южного фасада, сходной с открытой галереей крестьянского дома, что еще заметней в «куриях» — небольших, часто одноэтажных домах дворянских усадеб.
Рядовые городские жилые дома, состоявшие иногда из комнаты и кухни-мастерской, были фахверковыми с гонтовыми крышами, имели раскрашенные фасады и покрытые резьбой двери и торцы балок. Зажиточные горожане строили себе кирпичные дома, обычно двухэтажные, с лоджией или аркадой на каменных колоннах во дворе. Колонны, наличники окон, порталы покрывались резьбой, типичной для трансильванского Ренессанса (дом в Герле, постоялые дворы в Медиаше и Сибиу), а иногда в таких деталях видны черты валашского стиля Брынковяну (дом У. Габор в Клуже, 1724).
Рис. 15. Филдул-де-Сус. Церковь | Рис. 16. Дева. Здание Магна Куриа, 1621 г. |
Рис. 17. Альба-Юлия. Ворота городских стен, 1714-1738 гг., Д. Висконти | Рис. 18. Клуж. Иезуитская церковь, 1718—1724 гг. |
Рис. 19. Орадя. Католический собор, 1752—1770 гг., Д. Б. Рикка, Д. Лукини, Ф. А. Хиллебрандт. План |
Формы Возрождения в трансильванской архитектуре со 2-й половины XVII в. начинают сочетаться с элементами барокко, окончательно утвердившегося лишь в XVIII в. сначала в оборонительных сооружениях вроде крепостных стен в Альба-Юлия с их воротами, построенных в 1714—1738 гг. под руководством итальянца Д. Висконти (рис. 17), и в культовых зданиях. Католическая церковь, опора Габсбургов в борьбе против православного крестьянства, дворян и горожан-протестантов, была проводником барокко, с середины века постепенно перенимавшегося местным дворянством. Самая ранняя культовая постройка барокко — церковь иезуитского монастыря в Клуже (1718—1724) — построена по образцу римской церкви Иль Джезу — однонефной с боковыми капеллами, но имеет две башни у западного фасада (рис. 18). Католический собор в Орадя, начатый в 1752 г. итальянскими архитекторами Д. Б. Рикка и Д. Лукини, законченный в 1770 г. арх. Ф. А. Хиллебрандтом из Вены, является трехнефной купольной базиликой с двумя башнями, поставленными под углом к главному фасаду и соединенными с ним изогнутыми в плане стенами (рис. 19). Более просты униатские церкви (собор в Блаже, между 1738 и 1765, арх. А. Э. Мартинелли из Вены, с башнями 1837 г.; собор в Лугоже, начатый в 1759).
Еще проще православные церкви, обслуживавшие румынское большинство населения страны. Они состоят из притвора и нефа, покрытых цилиндрическими сводами, с граненой или полукруглой апсидой и часто с колокольней над притвором (церкви в Джоаджиу-де-Сус, 1-й четверти XVIII в., в Рэшинарь близ Сибиу, 1750, и др.). Строились и трехконховые церкви (в Селиште близ Сибиу, между 1766 и 1788; в Бодроге близ Арада, 1766; Никольская церковь в Брашове, между 1733 и 1755, и др.). Убранство фасадов православных церквей следовало местным традициям в сочетании с элементами архитектуры других румынских земель (церковь в Селиште-Груй, Брашовской обл.), но со второй половины века туда проникают элементы барокко (церкви в Бодроге и Корнеште близ Сигишоары, конец XVIII в., и др.).
Рис. 20. Коплеан-Деж. Замок, 1-я половина XVIII в | Рис. 21. Орадя. Епископский дворец, Ф.А. Хиллебрандт |
Рис. 22. Клуж. Дворец Банффи, 1774—1785 гг., Э. Блауман. Главный фасад | |
Рис. 23. Рэшинарь-Сибиу. «Дом с колоннами» |
Загородные дворцы периода барокко уже не имели внутреннего двора и состояли из одного прямоугольного в плане здания (замок в Коплеан-Деж 1-й половины XVIII в., рис. 20, и др.) или имели П-образный план (замок Горнешть, 1772—1778, и др.). Таков же по плану и епископский дворец в г. Орадя (арх. Ф. А. Хиллебрандт; рис. 21). Нижний этаж, вмещающий административные помещения, имеет рустовку, а два верхних жилых объединены лопатками. На углах и в середине ритм лопаток прерывается павильонами. Центральный павильон завершается фронтоном, и увенчан куполообразной крышей. Наиболее барочен главный фасад дворца Банффи в Клуже (1774—1785, арх. Э. Блауман из Сибиу, рис. 22) с его криволинейным в плане центральным портиком. Пилястры, членящие фасад, поддерживают крепованный антаблемент, поверх которого идет балюстрада с вазами и статуями. Более строг внутренний двор с мощными арками первого этажа и ионической колоннадой верха. В нем, как и в фасаде дворца Брукенталь в Сибиу (1778—1785, арх. А. Э. Мартинелли), видны элементы идущего на смену барокко классицизма.
Относительная простота трансильванского барокко была причиной того, что классицизм, не внеся заметных изменений в общую композицию зданий, сказался больше в их убранстве (дворец Толдаладь-Корда а Клуже, 1801—1807, арх. К. Жусти, и др.). Та же причина объясняет и широкое распространение классицизма в Трансильвании, как в церквах (церковь в Сату-Маре с большим куполом и колоннадой западного фасада между двумя башнями, 1784—1787), так и в общественных зданиях (нынешний народный совет в Клуже, 1820-е гг., арх. Кагербауэр) и жилых домах (дом Жомбори в Клуже с дорической колоннадой фасада, «Дом с колоннами» в селе Рэшинарь-Сибиу, рис. 23, и др.). При этом (как и раньше, в эпоху барокко) принесенные извне стилистические особенности сочетались с местными композиционными приемами и перерабатывались в соответствии с ними.
Глава «Архитектура Валахии, Молдавии XVIII — первой половины XIX в. и Трансильвании XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Григоре Ионеску. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий